Дело № 2-3649/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2020 года |
ул. Ленинградская, д. 13-Б, г. Химки <адрес> |
Химкинский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Панферовой Д.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Химкинской городской прокуратуры <адрес>, действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Министерству социального развития <адрес> признании незаконным отказа в реализации средств регионального материнского капитала, об обязании выдать сертификат на региональный материнский капитал,
установил:
Истец Химкинская городская прокуратура <адрес>, действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратился в суд к Министерству социального развития <адрес> с требованиями признании незаконным отказа в реализации средств регионального материнского капитала, об обязании выдать сертификат на региональный материнский капитал.
В обоснование своих требований истец указал, что Химкинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о реализации средств материнского капитала по поступившему обращению ФИО3
В ходе проверки установлено, что ФИО3 обратилась в Химкинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> с заявлением о распоряжении средствами регионального материнского капитала, однако решением Химкинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> от <дата> № 33871 ей было отказано в удовлетворении заявления, в связи с отсутствием у ребенка (ФИО1) регистрации по месту жительства на территории <адрес>.
Данный отказ истец считает незаконным, поскольку из представленных документов следует, что местом постоянного жительства семьи является г. Химки <адрес>, ФИО3 зарегистрирована по месту жительства в г. Химки, а ее несовершеннолетний ребенок проживает и зарегистрирован по месту пребывания по этому же адресу.
На основании изложенного истец просил признать незаконным отказ Химкинского управления социальной защиты населения от <дата> № 33871 и обязать выдать ФИО3 разрешение на реализацию средств регионального материнского, (семейного) капитала.
Истец Химкинская городская прокуратура <адрес>, действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте извещался в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ.
Ответчик Министерство социального развития <адрес> в судебное заседание явился в лице представителя по доверенности, который иск не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО3 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
В силу ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от <дата> N 220-ФЗ, вступившим в силу <дата>) органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи. Данные лица несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судебное разбирательство в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ проведено в отсутствие не явившихся лиц, извещавшихся о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
По смыслу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ, обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что ФИО3 является матерью двоих несовершеннолетних детей: ФИО5 и ФИО1
В соответствии с сертификатом на региональный материнский (семейный) капитал серии РМК-16 <№ обезличен>, выданным 24.01.2017г. Химкинским управлением социальной защиты населения ФИО3, она имеет право на получение регионального материнского (семейного) капитала в размере 100000 рублей.
Судом установлено, что ФИО3 обратилась в Химкинское управление социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> с заявлением от 17.12.2019г. №Z00_2019-12-17_5091 о распоряжении средствами регионального материнского капитала в размере 100 000 руб. по сертификату на региональный материнский (семейный) капитал серии РМК-16 <№ обезличен> на имя ФИО3 в счет улучшения жилищных условий, однако решением Химкинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> от <дата> № 33871 ей было отказано в удовлетворении заявления, в связи с тем, что ребенок, в связи с рождением которого наступило право распоряжения материнским капиталом, имеет регистрацию по месту жительства в г. Москва.
Не согласившись с отказом ответчика, ФИО3 в адрес Химкинской городской прокуратуры было написано заявление с просьбой провести проверку по факту отказа Министерством социального развития <адрес> в выдаче разрешения.
Химкинской городской прокуратурой по результатам изучения решения управления социальной защиты населения об отказе в адрес Химкинского управления социальной защиты населения вынесено представление.
Согласно ответу Химкинского управления социальной защиты населения по результатам рассмотрения представления прокурора был дан ответ об отсутствии оснований для удовлетворения заявления о реализации средств регионального материнского (семейного) капитала, так как у ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение регионального материнского (семейного) капитала, т.е. ФИО1, отсутствует место жительства в <адрес>.
Пояснено, что в решении от <дата> № 33871 и уведомлении Z00_2019_12_17_5091 была выявлена описка, о том, что ребёнок имеет регистрацию по месту жительства в г. Москва, в то время как регистрации по месту жительства он не имеет нигде. Данная описка была устранена и соответствующее уведомление направлено ФИО3
Согласно преамбуле Закона <адрес> от <дата> N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>" настоящий Закон на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов <адрес> регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в <адрес>.
В силу ст. 1 данного Закона действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес>, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19.
Согласно п.1 ч.1 ст. 20.2 Закона <адрес> от <дата> N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>" право на предоставление регионального материнского (семейного) капитала (далее - материнский капитал) возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) у следующих категорий граждан: женщин, родивших (усыновивших) второго и последующих детей и имевших на дату рождения (усыновления) ребенка место жительства в <адрес>, если ранее они не воспользовались правом на получение материнского капитала;
В силу ч. 7 Закона <адрес> от <дата> N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>" условием получения материнского капитала является наличие у второго и последующих детей, в связи с рождением (усыновлением) которых возникло право на получение материнского капитала, гражданства Российской Федерации и места жительства в <адрес>.
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки в виде получения материнского капитала не требует предоставления подтверждения регистрации по месту жительства в <адрес>, выданного в установленном порядке органом регистрационного учета, а связано с проживанием в <адрес>.В соответствии с пунктом 1 статьи 20.5 Закона лица, получившие сертификат, вправе распоряжаться средствами материнского капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: получение образования ребенком (детьми); улучшение жилищных условий.
Пунктом 3 статьи 20.5 Закона установлено, что порядок распоряжения средствами материнского капитала определяется Правительством <адрес>. Постановлением Правительства <адрес> от <дата> № 271/8 утвержден порядок распоряжения средствами регионального материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (далее — Порядок).
Согласно п. 4 Порядка заявление о распоряжении средствами подается в письменной форме с предъявлением документов, в том числе документа, подтверждающего место жительства в <адрес> ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение регионального материнского (семейного) капитала, на момент обращения заявителя.
П.п. Б, п. 21 Порядка установлено, что в удовлетворении заявления о распоряжении средствами может быть отказано в случае, нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении средствами, в том числе представление неполною комплекта документов, предусмотренных настоящим Порядком.
Вместе с тем, согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Так, судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО3 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>. <адрес>
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от <дата> <№ обезличен> ФИО1 2016 г.р., зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, <адрес> на срок с <дата> по <дата>, согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от <дата> <№ обезличен> ФИО1 2016 г.р., зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, <адрес> на срок с <дата> по <дата>.
Кроме того, согласно ответу на запрос в МВД у ФИО1 <дата> г.р. регистрация по месту жительства отсутствует.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от <дата> г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Статьей 2 названного Закона установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что факт постоянного проживания несовершеннолетнего ФИО1 в г. Химки <адрес> нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения спора.
При этом суд отказывает в удовлетворении исковых требований в части признании незаконным решения Министерства социального развития <адрес> <дата> <№ обезличен> об отказе в реализации средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала, поскольку доказательств, что к соответствующему заявлению были приложены документы подтверждающие место жительства ФИО1 на территории <адрес> в материалы дела не представлены, в связи с чем, суд находит, что данный отказ соответствует требованиям законодательства, регулирующего выдачу разрешения, и оснований для признания его незаконным не имеется.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Химкинской городской прокуратуры <адрес>, действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Министерству социального развития <адрес> признании незаконным отказа в реализации средств регионального материнского капитала, об обязании выдать сертификат на региональный материнский капитал – удовлетворить частично.
Обязать Министерство социального развития <адрес> перечислить денежные средства в размере 100 000 руб. по сертификату на региональный материнский (семейный) капитал серии РМК-16 <№ обезличен> на имя ФИО3 в счет улучшения жилищных условий по заявлению ФИО3 от 17.12.2019г. №Z00_2019-12-17_5091.
Иск в части признания незаконным решения Министерства социального развития <адрес> <дата> <№ обезличен> – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Химкинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято <дата>
УИД 50RS0<№ обезличен>-55
Судья |
Панферова Дарья Александровна |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
|
<данные изъяты> <данные изъяты> |