дело № 12-44/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Елизово, Камчатский край 04 марта 2020 года
Судья Елизовского районного суда Камчатского края Соловьёв Андрей Николаевич, при секретаре Чаяло А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бочкарева А.В. на постановление начальника Межрайонной инспекции ФНС России № по Камчатскому краю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и решение заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «<данные изъяты>» Бочкарева Алексея Владимировича,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника Межрайонной инспекции ФНС России № по Камчатскому краю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО <данные изъяты>» Бочкарев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Решением заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ названное постановление должностного лица налоговой службы оставлено без изменения.
Бочкарев А.В. обратился в Елизовский районный суд Камчатского края с жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся акты о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, производство по делу прекратить, в связи с нарушением требований КоАП РФ, а именно: привлечение его к ответственности за истечением срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Бочкарев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела об административном правонарушении в его отсутствие (л.д. 192), в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Представитель Межрайонной инспекции ФНС России № по Камчатскому краю не явился, надлежащим образом извещался судом.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу о том, что оснований для отмены или изменения постановления должностного лица налоговой службы, решения заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю, не имеется по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения в Российской Федерации. Объективную сторону правонарушения образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными денежными средствами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов. При этом объективную сторону данного административного правонарушения образует совершение любого из перечисленных в части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях деяний. Субъектами правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Согласно статье 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Центральный банк Российской Федерации уполномочен по вопросам, отнесенным к его компетенции, издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Правила наличных расчетов, включая ограничения наличных расчетов между юридическими лицами, а также расчетов с участием граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности определяет Указание.
В соответствии с пунктом 2 Указания индивидуальные предприниматели и юридические лица (далее – участники наличных расчетов) не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей: выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера; выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами; выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности; оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг; выдачи наличных денег работникам под отчет; возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, доказанные услуги; выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 №161-ФЗ «О Национальной платежной системе».
В соответствии с пунктом 4 Указания наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками наличных расчетов (с соблюдением предельного размера наличных расчетов, установленного пунктом 6 настоящего Указания), между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в соответствии с поручением заместителя начальника Межрайонной Инспекции ФНС России № по Камчатскому краю ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ, сотрудникам Инспекции поручено провести плановую проверку соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контроль-кассовой техники при осуществлении расчетов, порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью на объектах, расположенных по адресу: <адрес> офис, принадлежащий Обществу с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «<данные изъяты>».
Проверка проводилась ДД.ММ.ГГГГ путём сравнения данных фискальных отчетов, снятых с ККТ, принадлежащих заявителю, с записями в журнале кассира-операциониста, с кассовой книгой и первичной бухгалтерской документацией по оприходованию выручки, в соответствии с п. 37 Административного регламента исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России № 133н от 17.10.2011.
В ходе проверки ведения кассовых операций, полноты учета выручки наличных денежных средств в обособленном подразделении № принадлежащем ООО МК «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>, район гастронома №, установлено, что наличные денежные расчеты с заемщиками ведутся с применением контрольно-кассовой техники: модель №», заводской номер №, заводской номер ФН №, регистрационный номер ККТ №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ по адресу: 684000, <адрес>, район Гастронома №, «Киосок».
По адресу регистрации обособленного подразделения №, принадлежащего ООО МК «<данные изъяты>» открытые расчетные счета отсутствуют.
Согласно предоставленному отчету оператора фискальных данных ООО «<данные изъяты> НТТ» ИНН № от ДД.ММ.ГГГГ по контрольно-кассовой технике модель №», заводской номер ККТ №, заводской номер ФН №, регистрационный номер ККТ №, принадлежащей ООО МК «<данные изъяты>» сумма расхода за проверяемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 0 руб., сумма выручки за проверяемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>
Согласно журналу регистрации приходных и расходных кассовых документов (Форма №КО-3) за проверяемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО МК «<данные изъяты>» выписаны расходные кассовые ордера (Форма №КО-2) на сумму <данные изъяты>., выписаны приходные кассовые ордера (Форма №КО-1» на сумму <данные изъяты>., согласно отчету оператора фискальных данных в кассу организации оприходована выручка в сумме <данные изъяты>.
Таким образом, ООО МК «<данные изъяты>» допущено нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а именно порядок выдачи займов из наличных средств, находящихся в кассе обособленного подразделения по адресу: <адрес>, район гастронома №, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Наличные расчеты по выдаче займов осуществлялись с нарушением требований пункта 4 Указания №3073-У, а именно: выдача займов осуществилась не за счет денежных средств поступивших с расчетного (банковского) счета организации, а за счет наличных денежных средств, поступивших от заемщиков по выплачиваемым займам.
Остаток денежных средств в кассе на начало ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>. Из кассы обособленного подразделения № принадлежащем ООО МК «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, район гастронома №, согласно расходным ордерам, журналу регистрации приходных и расходных кассовых документов, справке-отчету кассира-операциониста в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ наличные расчеты осуществлялись с нарушением требований пункта 4 Указания №3073-У, не за счет наличных денежных средств, поступивших денежных средств, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета, а осуществлены выплаты займов на общую сумму <данные изъяты>. за счет сумм принятых возвратов займов, общая сумма которых составила <данные изъяты>., сумма самоинкасации составила <данные изъяты>. Остаток денежных средств в кассе, на конец ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты>
По факту обнаруженного правонарушения, должностными лицами налогового органа составлен Акт проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники, при осуществлении выдачи займов населению из наличных средств находящихся в кассе № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании выявленных нарушений государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля Межрайонной ИФНС России № по Камчатскому краю в отношении генерального директора ООО МК «<данные изъяты>» Бочкарева А.В. составлен протокол об административном правонарушении № ККТ от ДД.ММ.ГГГГ.
Начальником Межрайонной Инспекции ФНС России № по Камчатскому краю рассмотрены материалы по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО МК «<данные изъяты>» Бочкарева А.В. и вынесено оспариваемое постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, согласно которому на заявителя наложено административное взыскание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Факт совершения правонарушения и вина генерального директора ООО МК «<данные изъяты>» Бочкарева А.В. подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом № ККТ от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО МК «<данные изъяты>» Бочкарева А.В.; поручением № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки соблюдения законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов, порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью; требованием о предоставлении документов от ДД.ММ.ГГГГ; актом № проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что генеральный директор ООО МК «<данные изъяты>» Бочкарев А.В. допустил нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, руководствуясь положениями Указаний Центрального Банка Российской Федерации от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», должностное лицо налоговой службы, а впоследствии и заместитель руководителя Управления ФНС, пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях генерального директора ООО МК «<данные изъяты>» Бочкарева А.В. состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Исследованные доказательства позволяют установить обстоятельства правонарушения и вину генерального директора ООО МК «<данные изъяты>» Бочкарева А.В. в совершении названного выше административного правонарушения.
Положения ст. ст. 25.1, 25.4, 28.2, 29.7 КоАП РФ, административным органом соблюдены. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, судом не установлено.
Отказывая в удовлетворении требований жалобы Бочкарева А.В., заместитель руководителя Управления ФНС по Камчатскому краю правомерно исходил из того, что факт совершения административного правонарушения доказан материалами проверки, и заявитель правомерно привлечен к административной ответственности.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В данном случае генеральным директором ООО МК «<данные изъяты>» Бочкаревым А.В. не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством Российской Федерации порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
Таким образом, в действиях генерального директора ООО МК «<данные изъяты>» Бочкарева А.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Довод жалобы о привлечении генерального директора ООО МК «<данные изъяты>» Бочкарева А.В. к административной ответственности по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, является необоснованным.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» данный Закон служит целям обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
При этом вопросы кассовых расчетов касаются сферы действия названного Закона.
Пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ, установлено, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что правонарушение совершено в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, постановление о привлечении к ответственности принято должностным лицом налогового органа ДД.ММ.ГГГГ.
А поэтому, доводы жалобы Бочкарева А.В. о незаконном привлечении к ответственности по истечении срока давности, основаны на субъективном толковании норм КоАП РФ, и не свидетельствуют о нарушениях должностным лицом порядка рассмотрения дела об административном правонарушении.
Довод о малозначительности совершенного правонарушения, не может быть принят во внимание. В силу ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае установления при рассмотрении дела малозначительности совершенного административного правонарушения, судья вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Между тем малозначительным является административное правонарушение, выразившееся в действии или бездействии, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и для привлечения лица к административной ответственности достаточно установления лишь факта нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. Само по себе отсутствие вредных последствий на момент совершения правонарушения, на что ссылается заявитель в своей жалобе, не свидетельствует о малозначительности деяния.
Назначенное Бочкареву А.В. административное наказание в виде административного штрафа, назначено в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ, по своему виду и размеру является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановления и решения.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
постановление начальника Межрайонной инспекции ФНС России № по Камчатскому краю ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ, решение заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО МК «<данные изъяты>» Бочкарева Алексея Владимировича, оставить без изменения, жалобу Бочкарева А.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья А.Н. Соловьёв