П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
г. Курчатов Курской области 11 марта 2015 года
Судья Курчатовского городского суда Курской области Щербакова Н.В.,
с участием помощника Курчатовского межрайонного прокурора Курской области Сергеевой Н.В.,
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Волковой Анастасии Валентиновны,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.18.8 ч.1.1 КоАП РФ, в отношении Волковой Анастасии Валентиновны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, гражданки <данные изъяты>, состоящей в браке с гражданином РФ, имеющей на иждивении трех несовершеннолетних детей - сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не работающей, не состоящей на миграционном учете, фактически проживающей по адресу: <адрес>.
У С Т А Н О В И Л:
Волкова А.В. совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 18.8 ч.1.1 КоАП РФ, т.е. она, являясь гражданкой Республики Молдова, нарушила нормы ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", а именно не имеет документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, и уклоняется от выезда из РФ по истечении срока пребывания (проживания) в РФ. Волкова А.В. въехала на территорию РФ 21.02.2014 года и по истечение 90 суток не выехала из РФ.
В судебном заседании Волкова А.В. вину признала, пояснив, что она является гражданкой Республики Молдова, в д. Дружная Курчатовского района проживает вместе со своим супругом, брак с которым зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ года, и тремя несовершеннолетними детьми. Ее супруг и дети являются гражданами РФ. В миграционную службу по поводу продления, предоставления временного пребывания, постановки на миграционный учет не обращалась, статус беженца не получала.
Прокурор считает, что вина Волковой А.В. доказана и считает необходимым назначить ей наказание в виде штрафа без дополнительного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации, поскольку она имеет семью, трех несовершеннолетних детей, на протяжении многих лет проживает на территории Российской Федерации.
Выслушав участников процесса и исследовав представленные доказательства, судья приходит к следующему:
Согласно п.1.1 ст.18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пункт 5 ч.2 ст. 5 указанного Закона предусматривает, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Статья 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусматривает, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Виновность Волковой А.В., кроме её объяснений, подтверждается совокупностью следующих доказательств:
- протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ года, из которого усматривается, что Волкова А.В., являясь гражданкой Республики <данные изъяты>, нарушила нормы ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", а именно, уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания;
- объяснением Волковой А.В., согласно которого она является гражданкой Республики Молдова, состояла на миграционном учете до 18.08.2014 года. По истечении срока пребывания не выехала из Российской Федерации так как ее семья: муж и дети граждане РФ.
- копией паспорта гражданки Республики <данные изъяты>, выданного на имя Волковой Анастасии;
- сведениями из АС ЦБДУИГ ФМС России, в которых имеется отметка о въезде Волковой А.В. на территорию Российской Федерации 21.02.2014 года.
- бланком об уведомлении, где имеется отметка о постановке на учет 21.05.2014 года, срок пребывания до 18.08.2014 года.
Оценив представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, судья признает каждое из них допустимым и достоверным, поскольку они получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, не содержат противоречивых выводов и согласуются между собой.
Таким образом, срок действия временного разрешения Волковой А.В. на проживание на территории РФ истек 18.08.2014 года, однако она уклоняется от выезда из Российской Федерации. С заявлением о продлении регистрации, о постановке на миграционный учет Волкова А.В. не обращалась. Уважительных причин невозможности надлежащего оформления своего пребывания Волкова А.В. не представила. С учетом изложенного, судья квалифицирует действия Волковой А.В. по ч.1.1ст. 18.8 КоАП РФ, как нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации и правил выезда из Российской Федерации.
В соответствии с п.11 Постановлением Пленума Верховного суда РФ, следует также учитывать, что выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Поэтому при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Как установлено в судебном заседании, Волкова А.В. проживает по адресу: <адрес> вместе со своей семьей: супругом ФИО7 и тремя несовершеннолетними детьми. Супруг ФИО7 и дети являются гражданами РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 года № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались, соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П и др.).
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Волковой А.В. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно ч.2 ст.1 КоАП РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.
Принимая во внимание выше изложенную правовую позицию, при назначенииадминистративного наказания Волковой А.В. судья в соответствии с требованиями ч.3 ст.4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение лица, привлекаемого к ответственности.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Волковой А.В., в соответствии с п.1 ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ, является признание вины и наличие несовершеннолетних детей на иждивении. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ), не имеется.
Учитывая изложенное, судья считает необходимым назначить Волковой А.В. наказание в виде административного штрафа без дополнительного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Волкову Анастасию Валентиновну признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей без дополнительного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам УФК по Курской области УФМС России по Курской области, ИНН 4632059422 номер счета получателя 40101810600000010001 Банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Курской области, Курск, БИК 043807001, КПП 463201001, код бюджетной классификации 19211690050056000140.
Судья считает необходимым разъяснить Волковой Анастасии Валентиновны, что назначенный ей штраф подлежит оплате в течение 60 дней с момента вступления постановления в законную силу в добровольном порядке. Копию квитанции об уплате штрафа необходимо представить в суд. В случае неуплаты штрафа в установленный законом срок, лицо, не уплатившее штраф, может быть привлечено к административной ответственности по ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ за неуплату штрафа в установленный законом срок.
Постановление может быть обжаловано в Курский областной суд через Курчатовский городской суд в течение 10 дней со дня направления или вручения копии постановления.
Судья Н.В. Щербакова