Судья Куриленко Р.В. Дело № 21-352/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Верховного суда Республики Коми Тебенькова Л.Г., при секретаре Ветошкиной Л.В., рассмотрев 14 ноября 2012 года жалобу ... Северной дирекции по управлению терминально-складского комплекса структурного подразделения Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом- филиала ОАО «РЖД» Лукьянцева С.М. на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 августа 2012 года, по которому:
Постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 02.04.2012 года по административному делу № 07-53-03/66, по которому должностное лицо - Лукьянцева С.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса РФ об АП, в соответствии с санкцией данной статьи ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20000руб. оставлено без изменения, жалоба Лукьянцева С.М. - без удовлетворения.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 02.04.2012 года № 07-53-03/66, должностное лицо – ... Северной дирекции по управлению терминально-складским комплексом структурного подразделения Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом – филиала ОАО «РЖД» - Лукьянцев С.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса РФ об АП, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000руб.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда от 16 августа 2012 г приведенное постановление оставлено без изменения, жалоба Лукьянцева С.М. - без удовлетворения.
Лукьянцев С.М. в порядке ст. 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях направил в Верховный суд РК жалобу, в которой просит решение отменить с прекращением производства по административному делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указал, что он не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, поскольку по должностным обязанностям на него возложено общее руководство структурными подразделениями дирекции.
Проверив материалы административного производства. Доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности должностного лица Лукьянцева С.М.
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 30000 руб.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43, разработаны в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации, являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств железнодорожного транспорта. Обязанности для субъекта транспортной инфраструктуры устанавливаются единые, вне зависимости от прохождения субъектом транспортной инфраструктуры оценки уязвимости и категорирования объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств.
Основанием для привлечения Лукьянцева С.М. к административной ответственности послужило то обстоятельство, что, являясь ... Северной дирекции по управлению терминально-складского комплекса структурного подразделения Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом- филиала ОАО «РЖД», допустил нарушение обязательных требований нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих обеспечение транспортной безопасности, а именно:
- в нарушение требований п. 1 ст. 5 Федерального закона от 9.02.2007
№ 16-ФЗ «О транспортной безопасности», приказа Министерства транспорта РФ от 12.04.2010г. № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», п. 5.7 Требований по ТБ не обеспечил проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатовоценки уязвимости ОТИ;
- в нарушение требований статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», п. 2 приказа Министерства транспорта РФ от 11.02.2010г. № 34 «Об утверждении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», п. 5.8 Требований по ТБ не разработал и утвердил план обеспечения транспортной безопасности ОТИ;
- в нарушение п. 5.10 Требований по ТБ сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности, ... Сев. ДМ Лукьянцева С.М., ...: Иванова С.В., ... ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ... ФИО12 и ФИО13, ФИО14, ФИО15 ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25 не проверены с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
- в нарушение п.5.12 Требований по ТБ не осуществил специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку, сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, перечисленных в п.3, в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации;
- в нарушение п. 5.13 Требований по ТБ сотрудники, перечисленные в п. 3, допущены к работе на должность, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, привлекаются к исполнению обязанностей по защите ОТИ от актов незаконного
вмешательства, не аттестованные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- в нарушение п. 5.24 Требований по ТБ не обеспечил видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на КПП и постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ.
- в нарушение п. 5.30.2 Требований по ТБ постоянные пропуска физических лиц, установленные в приложении 1 правил пропуска на охраняемые объекты СМДПРР и КО, утвержденных приказом от 03.08.2011г. № 326 не содержат машиносчитываемую и биометрическую часть.
Судья, признавая постановление административного органа законным, иссходил из установленных обстоятельств. Свидетельствующих о нарушении своих должностных обязанностей Лукьянцева С.М.
Однако данный вывод сделан без учета нормативного регулирования возникших правоотношений.
В соответствии с п. п. 1 и 10 ст. 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" N 16-ФЗ от 9 февраля 2007 г. (в ред. от 18 июля 2011 г.) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, а именно: противоправных действий (бездействия), в том числе террористического акта, угрожающего безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшего за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшего угрозу наступления таких последствий
Частью 1 статьи 4 вышеуказанного Закона установлено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 1 вышеуказанного Закона предусмотрено, что субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7 (часть I), ст. 837; 2008, N 30 (часть II), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634; 2010, N 27, ст. 3415) Приказом Министерства транспорта РФ от 8 февраля 2011 г. N 43, утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (Далее Требования)
В соответствии с приведенными Требованиями субъект транспортной инфраструктуры обязан, в том числе назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры.
Должностные обязанности Лукьянцева С.М. как ... Северной дирекции по управлению терминально-складского комплекса структурного подразделения Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом- филиала ОАО «РЖД», не содержат прямого указания на назначение его ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры.
Кроме того, Статьей 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" предусмотрено категорирование объектов транспортной инфраструктуры, то есть отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. При этом категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Процедура категорирования состоит из ряда последовательных этапов, а именно: утверждение Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, данный порядок утвержден приказом Минтранса России от 21 февраля 2011 г. N 62; утверждение количества категорий и количественных показателей критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; утверждение Порядка ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (данный порядок был утвержден приказом Минтранса России от 29 января 2010 г. N 22); собственно категорирование объектов и ведение Реестра. Разрешая спор, суд признал установленным, что в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности" и приказами Минтранса все функции по категорированию объектов возложены на соответствующие органы государственной власти. В данном случае согласно приказу Минтранса России N 62 от 21 февраля 2011 г. все функции по категорированию возложены на Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор). Кроме того, Федеральный закон "О транспортной безопасности", а также нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти в отношении категорирования не возлагают каких-либо обязанностей на субъекты транспортной инфраструктуры. Пунктом 8 приказа Минтранса России от 21.02.2011 г. N 62 "О порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности" определено, что категорирование объектов имеет для субъектов транспортной инфраструктуры уведомительный порядок.
Статьей 5 Федерального закона "О транспортной безопасности" предусмотрено проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - то есть определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Правила аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации N 289 от 31 марта 2009 г. Порядок ведения Реестра аккредитованных организаций на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден приказом Минтранса России N 27 от 5 февраля 2010 г. Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры утвержден приказом Минтранса России N 87 от 12 апреля 2010 г. (в ред. от 26 июля 2011 г.), согласно которому оценка уязвимости проводится на основании методик проведения оценки уязвимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 названного Закона планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств разрабатываются на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Представленные материалы не содержат наличие результатов проведенной субъектом транспортной инфраструктуры оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, что явилось бы основанием для разработки планов обеспечения транспортной безопасности.
Оснований для привлечения Лукьянцева С.М. к административной ответственности по ч.1 ст. 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях у административного органа не имелось, структурное подразделение Северной дирекции, ... которого является Лукьянцев С.М., не наделен правами юридического лица, обязанности по обеспечению транспортной безопасности на него возложены не были, соответствующих доказательств не представлено.
С учетом изложенного постановление административного органа от 02 апреля 2012 г. и решение судьи от 16 августа 2012 подлежат отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица Лукьянцева С.М. по ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях
РЕШИЛ:
Постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 02.04.2012 года и решение судьи Сыктывкарского городского суда от 16 августа 2012 г. отменить, производство по административному делу в отношении должностного лица Лукьянцева С.М. по признакам состава административного правонарушения, ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса РФ об административных правонарушения, прекратить.
Судья Верховного суда
Республики Коми Л.Г.Тебенькова