РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
2 июня 2022 года г. Самара
Судья Самарского районного суда г. Самары Балова А.М.,
при секретаре Деревянской М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-263/2022 по иску Департамента управления имуществом городского округа Самара к Турутиной Любови Александровне, Зотову Игорю Станиславовичу об изъятии недвижимого имущества путем выкупа и встречному иску Зотова Игоря Станиславовича, Турутиной Любови Александровны к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Самарский районный суд г. Самары с указанным иском к ответчикам, требуя с учетом измененных исковых требований изъять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, путем выкупа у Турутиной Л.А., Зотова И.С. доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, за 2 329 595 рублей; прекратить право собственности Турутиной Л.А., Зотова И.С. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> после выплаты денежной компенсации Турутиной Л.А., Зотову И.С. признать право собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, за муниципальным образованием городской округ Самара; снять с регистрационного учета по адресу: <адрес> <адрес> Турутину Л.А., Зотова И.С.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 12.03.2013 года № 694 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим реконструкции. Указанный дом включен в государственную программу Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» до 2025 года, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 года № 179. Финансирование Программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета Самарской области. Постановлением Администрации городского округа Самара от 13.04.2020 года № 247 принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей. В жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы Зотов И.С. и Турутина Л.А. Согласно выписке из ЕГРН, Зотов И.С. и Турутина Л.А. являются собственниками данного жилого помещения по 38/181 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение каждый. В соответствии с Отчетом по определению рыночной стоимости указанного жилого помещения, площадью 54,7 кв.м, находящегося в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, выполненному ООО «Финэкс», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 2 329 595 рублей. Указанная величина размера возмещения за изъятие жилого помещения включает, в том числе стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом. 22.04.2020 года собственникам было направлено постановление Администрации городского округа Самара от 13.04.2020 года № 247 об изъятии земельного участка. Уведомление от 28.07.2020 года № 15-07-25/24692, а также проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд также были направлены собственникам. Однако собственники не выразили согласие на заключение соглашения. Ссылаясь на данные обстоятельства, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в суд с указанным иском.
Во встречном иске Зотов И.С., Турутина Л.А. просят обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить им взамен изымаемого жилого помещения по адресу: <адрес> благоустроенное, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению по площади (не менее 56,43 кв.м) жилое помещение, расположенное в черте городского округа Самара, то есть отдельную квартиру.
Согласно доводам встречного иска, п. 2.6 Постановления Администрации городского округа Самара от 13.04.2020 года № 247 предусмотрено предоставление собственникам с их согласия взамен изымаемых жилых помещений другие жилые помещения. Департаментом управления имуществом городского округа Самара 16.03.2021 года в адрес Зотова И.С., Турутиной Л.А. был направлен проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд, в ответ на которое они направили письма, полученные Департаментом управления имуществом городского округа Самара 28.05.2021 года и 11.11.2021 года, о согласии на предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого. Однако никаких предложений по предоставлению жилого помещения взамен изымаемого от Департамента управления имуществом городского округа Самара не последовало. Ссылаясь на положения п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона РФ № 185 от 21.07.2007 года «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Зотов И.С., Турутина Л.А. выбрали способ реализации жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу путем предоставления другого равнозначного, равноценного жилого помещения и на возмещение стоимости не согласны. Указывая на нарушение их прав и законных интересов в случае изъятия жилого помещения путем выкупа без их согласия, предъявили встречный иск.
В судебном заседании представитель истца по первоначальному иску и ответчика по встречному иску Департамента управления имуществом городского округа Самара – Сызганцев О.В., действующий на основании доверенности, измененные исковые требования полностью поддержал по доводам, изложенным в иске. Относительно удовлетворения встречного иска возражал в связи с тем, государственной программой не предусмотрено предоставление жилых помещений взамен изымаемых.
Ответчики по первоначальному иску и истцы по встречному иску Зотов И.С., Турутина Л.А. и их представитель Бояркина И.П., действующая на основании доверенности и по устному ходатайству соответственно, в судебном заседании относительно исковых требований Департамента управления имуществом городского округа Самара возражали, встречные исковые требования поддержали, сославшись на доводы встречного иска.
Представитель третьего лица – Управления МВД России по <адрес> в судебное заседание не явился, однако о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора об отказе в удовлетворении первоначального иска и об удовлетворении встречного иска, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 12.03.2013 года № 694 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим реконструкции (л.д. 12-15).
Указанный дом включен в государственную программу Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» до 2025 года, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 года № 179 (л.д. 16).
Постановлением Администрации городского округа Самара от 13.04.2020 года № 247 принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> и жилых помещений у правообладателей, в том числе <адрес>, общей площадью 134,4 кв.м, с кадастровым номером № (л.д. 10).
В указанном жилом помещении зарегистрированы: Турутина Л.А., Зотов И.С., что подтверждается представленной суду справкой № 316 Муниципального предприятия городского округа Самара «Единый информационно-расчетный центр» (л.д. 30), сведениями Отдела адресно-справочной работы Управления по делам миграции ГУ МВД России по Самарской области и признавалось Турутиной Л.А., Зотовым И.С. в судебном заседании.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 28.06.2011 года (л.д. 26-27, 28-29), выпискам из ЕГРН, Турутина Л.А., Зотов И.С. являются собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>, являющегося 7-комнатной коммунальной квартирой, общей площадью 134,4 кв.м, по 38/181 доли каждый в праве общей долевой собственности на данное жилое помещение.
В соответствии с представленным суду договором передачи квартир в собственность граждан (в порядке приватизации) № 10118/8 от 22.11.2010 года, заключенным между Департаментом управления имуществом городского округа Самара и Турутиной Л.А., Зотовым И.С., в собственность Турутиной Л.А., Зотову И.С., согласно указанным долям, переданы в собственность три жилые комнаты, площадью 38,20 кв.м, под №№ на поэтажном плане, являющемся неотъемлемой частью данного договора.
В силу положений ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника (ч. 1).
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 6).
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч. 7).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда (ч. 9). Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. «з» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду.
Согласно Отчету об оценке № 375-394 комнаты, общей площадью 54,7 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, и убытков, возникающих при изъятии имущества у собственника (л.д. 42-81), выполненному ООО «Финэкс», размер возмещения за изъятие жилого помещения, включая убытки, составляет 2 329 595 рублей.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В связи с этим по настоящему делу одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств с учетом подлежащих применению норм материального права являлось выяснение вопроса о соблюдении установленной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры изъятия жилого помещения.
Департаментом управления имуществом городского округа Самара в адрес Турутиной Л.А., Зотова И.С. была направлена копия Постановлением Администрации городского округа Самара от 13.04.2020 года № 247 уведомлением от 16.03.2021 года № 15-07-25/9298 (л.д. 32).
В соответствии с ч. 4 ст. 32 ЖК РФ, в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд собственникам вышеуказанного жилого помещения направлено уведомление от 16.03.2021 года № 15-07-25/9302 (л.д. 33), а также проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд (л.д. 20-23), однако собственники не выразили согласие на заключение соглашения.
Таким образом, судом установлено, что Департаментом управления имуществом городского округа Самара была соблюдена процедура уведомления собственников о принятом решении об изъятии земельного участка и расположенного на нем многоквартирного дома для муниципальных нужд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза (статья 79 ГПК РФ).
С целью определения размера возмещения за изъятие жилого помещения по ходатайству Зотова И.С. судом была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО «Центр Оценки и Управления Недвижимостью».
В соответствии с представленным заключением эксперта № 22.035 от 23.03.2022 года, выполненным экспертом ООО «Центр Оценки и Управления Недвижимостью», размер возмещения, подлежащего выплате в счет изъятия жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, принадлежащего на праве общей долевой собственности Зотову И.С. (38/181 доли), Турутиной Л.А. (38/181 доли), с учетом общего имущества в многоквартирном доме и убытками составляет 2 582 329 рублей.
Допрошенная в судебном заседании в качестве эксперта ФИО7, выполнившая указанное заключение эксперта, в судебном заседании подтвердила выводы, изложенные в заключении.
С указанным размером возмещения собственники не согласились и обратились со встречным иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении равнозначного благоустроенного жилого помещения.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу экономической деятельности, включая свободу договоров, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, признание и защиту, включая судебную, указанных прав и свобод, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом (статья 8, части 1 и 2 статьи 19, части 1 и 2 статьи 35, часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46).
Из названных положений Конституции Российской Федерации, предопределяющих правовое положение участников гражданского оборота, в том числе при осуществлении сделок с недвижимым имуществом, во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 2) и 17 (часть 3) вытекает требование о необходимости соотнесения принадлежащего лицу права собственности с правами и свободами других лиц, которое означает, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, если они не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и законные интересы других лиц (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2005 г. № 6-П и от 22 апреля 2011 г. № 5-П).
В силу частей 1 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В развитие приведенных конституционных положений Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 32 предусматривает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, как путем заключения соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с ним о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за жилое помещение.
Федеральный закон РФ от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Федерального закона РФ определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В силу ст. 16 Федерального закона РФ от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Турутина Л.А., Зотов И.С. на выкуп принадлежащего им жилого помещения не согласны.
Принимая во внимание, что жилой дом, в котором находится принадлежащее Турутиной Л.А., Зотову И.С. жилое помещение, признан аварийным и подлежащим реконструкции, включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» до 2025 года, Турутиной Л.А., Зотовым И.С. избран способ обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность взамен аварийного, следовательно, имеются правовые основания для удовлетворения встречных исковых требований Турутиной Л.А., Зотова И.С. и возложения на Департамент управления имуществом городского округа Самара обязанности предоставить им взамен изымаемого другое равнозначное жилое помещение на праве собственности, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г.о. Самара.
При таких обстоятельствах, с учетом избрания собственниками изымаемого жилого помещения способа обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность, суд приходит к выводу о том, что изъятие жилого помещения путем выкупа нарушает права и законные интересы Турутиной Л.А., Зотова И.С., в связи с чем, заявленные Департаментом управления имуществом городского округа Самара исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований, предъявленных Департаментом управления имуществом городского округа Самара к Турутиной Любови Александровне, Зотову Игорю Станиславовичу об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, отказать.
Встречный иск Зотова Игоря Станиславовича, Турутиной Любови Александровны к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого удовлетворить.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Зотову Игорю Станиславовичу взамен <данные изъяты> доли и Турутиной Любови Александровне взамен <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, равнозначное жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г.о. Самара.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 9 июня 2022 года.
Судья А.М. Балова