Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-264/2018 ~ М-277/2018 от 14.06.2018

Дело № 2а-264/2018г.

    Р Е Ш Е Н И Е

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2018 года                                                                                         с.Ивановка

Ивановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи                Конфедератовой В.Г.,

при секретаре                                            Мартель О.Б.,

с участием представителя административного истца – Администрации Ивановского района Вандышева И.А., действующего на основании доверенности от 21.06.2018 года,

судебного пристава – исполнителя ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области Родионовой В.А., действующей в силу должностных полномочий и на основании доверенности от административного ответчика ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области от 19.06.2018 года,

представителя заинтересованного лица – помощника прокурора Ивановского района Амурской области Комбарова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Ивановского района Амурской области к Отделу судебных приставов по Ивановскому району УФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

Администрация Ивановского района Амурской областиобратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что 15.06.2016г. Ивановским районным судом по иску прокурора Ивановского района, действующего в интересах Красовской Анастасии Ивановны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., к администрации Ивановского района Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, т.к. она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было вынесено решение об удовлетворении исковых требований в части обязать администрацию Ивановского района предоставить Красовской А.И. по месту её жительства на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, применительно к условиям данного населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, не менее 33 кв.м..На основании исполнительного листа №2-628/2016 от 11.10.2016 в отношении администрации Ивановского района возбуждено исполнительное производство. Постановлением от 31.05.2018 №28009/18/151470 с администрации Ивановского района взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей. Вместе с тем фактические основания для взыскания исполнительского сбора с должника - Администрации Ивановского района отсутствуют в виду следующего. Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам установлен Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013г. №144 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".В соответствии с п.17 указанного порядка Органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11.04.2005г. №472-03 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - субвенция). Главным распорядителем бюджетных средств на цели приобретения жилых помещений для лиц из числа детей – сирот является Министерство социальной защиты населения Амурской области. Расходование субвенции осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правительства области. Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов.Согласно ч.6 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимыедля осуществления этих полномочий материальные средства.Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, однако предоставление субвенций из областного бюджета недостаточно.Виновные противоправные действия должника по исполнению судебного решения от 15.06.2016г., подлежащего исполнению за счет средств областного бюджета -отсутствуют.Должником принимались меры, направленные на выделение дополнительных средств из бюджета Амурской области на цели исполнения решений судов по обеспечению жильем детей-сирот.Во исполнение судебного решения администрация Ивановского района неоднократно обращалась в Правительство Амурской области, министерство социальной защиты населения о выделении дополнительных субвенций на исполнение судебного решения. Так письмом от 12.10.2016 должник обращался к губернатору Амурской области (и с аналогичным письмом к министру МСЗН Амурской области, заместителю председателя Правительства Амурской области) о 16 неисполненных судебных решениях (в том числе неисполненным решением об обеспечении жильем Красовской А.И.) и возможности увеличения на исполнение указанных решений финансирования в 2017 году.31.07.2017 о том, что доведенные лимиты израсходованы в полномобъеме по целевому назначению, но приобретено только 4 квартиры, тогда как имеются 15 вступивших в законную силу и неисполненных судебных решений в отношении лиц из числа детей – сирот, и должник просит увеличить финансирование.11.08.2017 должник обращался к министру МСЗН Амурской области и просил дополнительные средства на приобретение жилого помещения для лица из числа детей – сирот, так как администрации отказали впредоставлении очередной отсрочки (четвертой) с расчетом необходимой суммы, с аналогичным письмом обращались к заместителю Правительства Амурской области.14.12.2017 очередное обращение об увеличении финансирования к губернатору Амурской области, министру МСЗН Амурской области.29.12.2017в Законодательное собрание Амурской области обувеличении финансирования на 2018 год. В результате в проект бюджета Амурской области были внесены изменения, и бюджетные обязательства области доведены в размере 5148000 рублей (увеличили на 2574000 руб.).16.03.2018должникповторнообращается к министру МСЗН Амурской области, направляет информацию о том, что процессе проведения конкурентных способов закупки сэкономили 260000 рублей, а планово предполагается экономия в 500000 руб., и при дополнительном финансировании может приобрести еще 7 квартир. 01.06.2018 должник обращается к министру MCЗН Амурской области и просит 5783775 руб. для приобретения жилья лицам из числа детей сирот, в отношении которых администрации отказали в предоставлении отсрочки исполнения судебных решений, обязывающих предоставить жилые помещения детям-сиротам, их исполнение относится к расходным обязательством субъекта Российской Федерации, неисполнение в установленный для добровольного исполнения срок может повлечь применение к должнику штрафных санкций в виде исполнительского сбора, а также штрафа, налагаемого на должностное лицо в соответствии с КоАП Российской Федерации.На все обращения о дополнительном финансировании должнику отказывали в виду отсутствия дополнительных доходов областного бюджета, возможность увеличения бюджетных ассигнований для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями отсутствует (ответы от 06.02.2017, 22.05.2017, 08.06.2017, 14.06.2017). Бюджет Ивановского района является дефицитным, денежные средства на исполнение полномочий Амурской области, переданных району, в бюджет не закладывались. Согласно официальных отчетов по расходованию субвенции, предоставляемой из областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений в 2016г. предоставлено 11225808,00 руб., израсходовано 11224999,89 руб., остаток средств по состоянию на 01.01.2017г.– 0,00. В 2017 - 5148000,00 руб., остаток на 01.01.2018г. - 0,00 руб.. В 2018 году выделено 5148000,00 руб., приобретено 4 квартиры, предоставлены лицам, в отношении которых имеются ранее постановленные судебные решения.Наложенный постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительский сбор в размере 50000 рублей является значительной суммой для муниципального образования Ивановский район.В соответствии с ч.1 ст.112 Закона №229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст.112 Закона № 229-ФЗ).В соответствии с п.7 ст.112 Закона №229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.В силу положений абз.1, 2 п.75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.Согласно ч.4 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено в суде.Из вышеприведенных доказательств следует, что решение суда не было исполнено в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника, и вина Администрации Ивановского района Амурской области, как должника в исполнительном производстве в пользу взыскателя Красовской А.И., отсутствует. При таких обстоятельствах взыскание с администрации исполнительского сбора за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, нельзя признать обоснованным. Полагает, что администрация Ивановского района должна быть освобождена от исполнительского сбора, так как просрочка исполнения судебного решения возникла по независящим от нее обстоятельствам. На основании изложенного, ссылаясь на положения ст.ст.112, 128Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "Об исполнительном производстве", ст.ст.19, 124, 127, 218, 219, 226, 227, ч.2 ст.358, ч.3 ст.363 КАС РФ, просит суд освободить администрацию Ивановского района от обязанности уплатить исполнительский сбор, взысканный на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Ивановскому району от 31.05.2018г. по исполнительному производству №28009/18/151470.

Дело рассмотрено судом в силу ст.150 КАС РФ в отсутствии взыскателя Красовской А.В., надлежащим образом извещённой о времени и месте судебного заседания, просившей о рассмотрении дела в свое отсутствие (телефонограмма от 25.06.18г.).

В ходе судебного заседания представитель административного истца – администрации Ивановского района Амурской области - Вандышев И.А., действующий на основании доверенности от 21.06.2018 года, поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, настаивал на удовлетворении требований, суду пояснил, что у администрации Ивановского района не имеется какого – либо умысла или вины в неисполнении решения суда в срок, установленный судебным приставом - исполнителем для добровольного исполнения.Неисполнение обусловлено объективными обстоятельствами и уважительными причинами. Административным истцом осуществлялись все действия, зависящие от него, направленные на исполнение судебного решения. Финансирование на приобретение жилья для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урезается из года в год. Самостоятельные денежные средства в бюджете администрации Ивановского района на эти цели отсутствуют, бюджет является дефицитным. Все эти доводы были доведены и до сведения судебного пристава – исполнителя. Администрация постоянно обращается в суды о предоставлении отсрочки исполнения по данной категории дел. В частности, по данному делу судом были предоставлены две отсрочки исполнения решения, в третий раз суд отказал в предоставлении отсрочки. Данное определение об отказе было обжаловано в областной суд, суд апелляционной инстанции оставил жалобу без удовлетворения.

В ходе судебного заседания судебный пристав – исполнитель ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области Родионова В.А., действующая в силу должностных полномочий, оставила разрешение вопроса об освобождении администрации Ивановского района от взыскания исполнительского сбора на усмотрение суда.По представленными административным истцом документам причину неисполнения решения суда можно считать уважительной. Однако, согласно Федерального закона «Об исполнительном производстве» решение суда должно быть исполнено, а в случае его неисполнения служба судебных приставов обязана взыскать исполнительский сбор. Исполнительный документ был предъявлен к исполнению в ноябре 2016 года, вынесено требование от 11.11.2016г. о необходимости исполнения решения суда, и предупреждение о том, что в случае неисполнения решения суда будет наложен исполнительский сбор. В последующем, только в мае 2018 года было уведомление о взыскании исполнительского сбора, в связи с тем, что неоднократно по заявлению должника судом предоставлялась отсрочка исполнения судебного решения. Оснований делать выводы о том, что администрация злостно уклоняется от исполнения решения суда, не имеется.

Представитель заинтересованного лица – помощник прокурора Ивановского района Комбарова Е.В.суду пояснила, что на основании исполнительного листа, выданного по решению Ивановского районного суда по иску прокурора Ивановского района в интересах Красовской А.И. о предоставлении ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения как лицу из числа детей – сирот, было возбуждено исполнительное производство. Данное решение суда исполнено не было. Соглашается с доводами административного истца о том, что оно не было исполнено, в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника. Прямая вина отсутствует, поскольку бюджет администрации Ивановского района является дефицитным, и денежных средств недостаточно для предоставления жилья всем детям – сиротам. Полагает возможным освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку должник предпринял все зависящие от него меры. Административный иск считает возможным удовлетворить.

Изучив материалы настоящего дела, материалы исполнительного производства №15983/16/28009-ИП, выслушав пояснения сторон по делу, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.2 ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частью 11 статьи 30 указанного Закона установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30 Закона "Об исполнительном производстве").

Согласно п.13 ч.1 ст.64 Федерального закона от 02.10.2007г.№229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

В соответствии со ст.105 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007г.№229-ФЗ"Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Как следует из материалов дела, решением Ивановского районного суда Амурской области от 15.06.2016 года по гражданскому делу №2-628/2016г.(по иску и.о.прокурора Ивановского района Амурской области в защиту прав и законных интересов Красовской Анастасии Ивановны к администрации Ивановского района Амурской области о предоставлении жилого помещения) на администрацию Ивановского района Амурской области возложена обязанность предоставить Красовской А.И. по месту её жительства на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, не менее 33 кв.м.

Указанное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Исполнительный лист ФС №011326352 был выдан 11.10.2016 года в отношении должника – администрации Ивановского района Амурской области и направлен в адрес взыскателя – в прокуратуру Ивановского района Амурской области.

11ноября 2016 года на основании данного исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Ивановскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области возбуждено исполнительное производство №15983/16/28009-ИП.

Из указанного постановления следует, что должнику установлен 5-дневный срок для добровольно исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.

Требованием к и/п №15983/16/28009-ИП должник уведомлен о необходимости, в случае исполнения исполнительного документа – исполнительного листа ФС №011326352 от 11.10.2016 года в срок до 25.11.2016 года, предоставить документы, подтверждающие исполнение решения суда.

Однако вуказанный срок(до 25.11.2016 года) решение суда Администрацией Ивановского района Амурской областиисполнено не было.

Определением Ивановского районного суда Амурской области от 18.11.2016 года администрации Ивановского района была предоставлена отсрочка исполнения решения Ивановского районного суда от 15.06.2016 года до 31 марта 2017 года.

Определением Ивановского районного суда Амурской области от 06.04.2017 года администрации Ивановского района предоставлена отсрочка исполнения решения суда по гражданскому делу №2-628/2016г. до 14 марта 2018 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 18.05.2018 года определение Ивановского районного суда от 10.04.2018 года об отказе в предоставлении администрации Ивановского района отсрочки исполнения решения суда от 15.06.2016 года в срок до 31 декабря 2018 года было оставлено без изменения, а частная жалоба представителя администрации Ивановского района Черновой С.Ю. – без удовлетворения.

Получив указанное апелляционное определение, судебный пристав-исполнительОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области вынес постановление от31 мая 2018 года о взыскании с администрации Ивановского района Амурской областиисполнительского сбора в размере 50000 рублей.

В соответствии с ст.112 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном данным законом обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6).Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001г. №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым ктакого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства(п.1).Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2)

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, при рассмотрении требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора выяснению подлежат вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015г. №50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ).Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Рассматривая причины неисполнения должником администрацией Ивановского района Амурской области исполнительного документа в установленный судебным приставом – исполнителем для добровольного исполнения срок (25.11.2016 года), с учетом сроков, на которые была предоставлена отсрочка исполнения решения суда согласно определений Ивановского районного суда от 18.11.2016г. (до 31.03.2017г.) и от 06.04.2017г. (до 14.03.2018г.), суд приходит к следующему.

Как следует из представленных суду стороной административного истца документов, истец неоднократно – 12.10.2016г., 31.07.2017г., 11.08.2017г., 14.12.2017г., 29.12.2017г., 16.05.2018г., 01.06.2018г. обращался к Губернатору Амурской области, заместителю председателя Правительства Амурской области, Министру социальной защиты населения Амурской области, в Законодательное собрание Амурской области о рассмотрении возможности увеличения финансирования на 2017года, 2018года для приобретения большего количества жилых помещений для обеспечения лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилого фонда, в том числе по решению Ивановского районного суда от 15.06.2016г. в отношении Красовской А.И..

Согласно представленных ответов от Министерства социальной защиты населения (от 06.02.2017г., 22.05.2017г., 08.06.2017г. и 14.06.2017г.), возможность увеличения объема областных средств и бюджетных ассигнований для обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями отсутствует. При этом указывается на сокращение в 2017 году объемов субвенций из федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели, по сравнению с 2016 годом.

По сведениям о расходовании субвенции, представляемой из областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в 2016 году из областного и федерального бюджета на указанные цели было выделено 11225808 рублей, израсходовано 11224999,89 рублей; в 2017 году выделено 5148000 рублей, которые были израсходованы в полном объеме.

В соответствии с Законом Амурской области от 13.12.2017г. №158-ОЗ«Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», муниципальному образованиюИвановский район предусмотрена субвенцияна обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (приложение №26): на 2018 год в размере 5148тыс.рублей, на 2019 год – 5148тыс.рублей, на 2020 год – 6435тыс.рублей.

Как усматривается из решения Ивановского районного Совета народных депутатов Амурской области от 18.04.2017г. №611 «О внесении изменений и дополнений в решение «О районном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», решения Ивановского района Амурской области от 19.09.2017г. «О внесении изменений идополнений в решение «О районном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», решения Ивановского района Амурской области от 27.02.2018г. «О внесении изменений и дополнений в решение «О районном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020годов», бюджет Ивановского района Амурской области является дефицитным, в 2017 году прогнозируемый дефицит составил 5175,9 тыс.рублей, в 2018 году – 3340,60 тыс.рублей.

В силу прямого предписания в законе вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст.401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Исполнение решений суда подобной категории (по искам об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа) связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующихсущественных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с учетом того, что администрация в своей деятельности пообеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена как бюджетным финансированием,так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность.

Ограниченность бюджетного финансирования и обязанность использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленные законом порядке, предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.

Неисполнение Администрацией Ивановского района в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок обязанности по предоставлению жилого помещения Красовской А.И. нельзя расценивать в качестве противоправного виновного поведения должника, за которое могли быть применены дополнительные меры публично-правовой ответственности в связи с совершенным им в процессе исполнительного производства правонарушением.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в течение установленного пятидневного срока (до 25.11.2016 года), с учетом предоставленных Ивановским районным судом отсрочек исполнения судебного решенияопределениями от 18.11.2016г. (до 31.03.2017г.) и от 06.04.2017г. (до 14.03.2018г.), реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие объективных обстоятельств, в связи с чем, со стороны должника – администрации Ивановского района Амурской области отсутствует виновное противоправное бездействие в неисполнении исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Учитывая изложенное,суд находит подлежащим удовлетворению требованиеадминистрации Ивановского района Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора на основании постановления судебного пристава – исполнителя ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области о взыскании исполнительского сбора от 31.05.2018 года в размере 50000 рублей по исполнительному производству №15983/16/28009–ИП, возбужденному в отношении администрации Ивановского района Амурской области.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В силу положения пп.19 п.1 ст.333.36НК РФ административный истец и административный ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

Таким образом, государственная пошлина взысканию не подлежит.

На основании установленного и руководствуясь ст.ст.175 -180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Администрации Ивановского района Амурской области к Отделу судебных приставов по Ивановскому району УФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, - удовлетворить.

Освободить Администрацию Ивановского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области от 31.05.2018 года в размере 50000 рублей по исполнительному производству №15983/16/28009 – ИП, возбужденному в отношении Администрации Ивановского района Амурской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

Ивановского районного суда                             Конфедератова В.Г.

2а-264/2018 ~ М-277/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Ивановского райцона - представитель Чернова С.Ю,
Ответчики
Отдел судебных приставов по Ивановскому району УФССП Амурской области
Другие
Родионова Валентина Александровна
Красовская Анастасия Ивановна
А.Ю.Малых
Суд
Ивановский районный суд Амурской области
Судья
Конфедератова Виктория Геннадьевна
Дело на странице суда
ivanovskiy--amr.sudrf.ru
14.06.2018Регистрация административного искового заявления
15.06.2018Передача материалов судье
15.06.2018Решение вопроса о принятии к производству
15.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2018Судебное заседание
03.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее