45RS0024-01-2020-001022-35
№ 2-146/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2021 года город Щучье
Щучанский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи - Резник Э.В.,
при секретаре судебного заседания - Щипуновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области (межрайонное) к Моисееву Александру Сергеевичу о взыскании излишне выплаченных по вине пенсионера сумм социальной пенсии по случаю потери кормильца,
УСТАНОВИЛ:
УПФР в Шумихинском районе Курганской области (межрайонное) обратилось в суд с иском к Моисееву А.С. о взыскании излишне выплаченных по вине пенсионера сумм социальной пенсии по случаю потери кормильца в сумме 107231рублей 40 коп. Указывая, что Моисееву А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, проживающему в <адрес>, была назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ, до окончания им обучения в <данные изъяты> по очной форме обучения.
При подаче заявления о назначении пенсии 31.01.2017 года Моисеев А.С.был ознакомлен с обязательством безотлагательно извещать территориальный орган ПФР о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсии. Моисеев А.С. имел право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца в период обучения по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания им такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. 05.04.2018 года Моисеев А.С. был отчислен из <данные изъяты> на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ года, а следовательно не имел право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца. О данном факте Моисеев А.С. не сообщил в УПФР в Шумихинском районе Курганской области (межрайонное) и продолжал получать пенсию по случаю потери кормильца. 13.02.2019 года на запрос УПФР в Шумихинском районе Курганской области (межрайонное), <данные изъяты> предоставил справку на Моисеева А.С. с указанием сведений об отчислении из учебного заведения.
Таким образом, за период с 01.05.2018 года по 31.01.2019 года ответчиком неправомерно была получена сумма 107231 руб. 40 коп. Несмотря на уведомление ответчика о необходимости возмещения причиненного ущерба, в добровольном порядке указанная сумма пенсии по случаю потери кормильца до настоящего времени не погашена, чем наносится ущерб бюджетным средствам Пенсионного фонда.
Просит взыскать с Моисеева А.С. излишне выплаченные по вине пенсионера суммы социальной пенсии по случаю потери кормильца в сумме 107231 руб. 40 коп.
Представители истца по доверенности Кузнецова О.Г. и Галичина Т.А. в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении гражданского дела без участия представителя УПФР в Шумихинском районе Курганской области (межрайонное), на требованиях, изложенных в исковом заявлении, настаивали.
Ответчик Моисеев А.С. в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не извещал и не просил об отложении дела, письменных возражений на заявленный иск суде не представлял.
Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные суду доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, детям, оба родителя которых неизвестны) назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", право на социальную пенсию по случаю потери кормильца имеют дети старше 18 лет, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Согласно ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.В силу частей 1, 2, 3, 5 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
На основании п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Судом установлено, следует из материалов дела, что Моисеев А.С. с 09.01.2017 года являлся получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца. На период учебы по очной форме обучения в <данные изъяты> право на социальную пенсию за ним было сохранено.
Моисеев А.С. был ознакомлен с обязательством безотлагательно извещать территориальный орган ПФО о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии по случаю потери кормильца или прекращение её выплаты, что подтверждается заявлением о назначении пенсии от 31.01.2017 года (л.д. 13-16).
Моисеев А.С. 05.02.2018 года был исключен из <данные изъяты> на основании приказа № № от ДД.ММ.ГГГГ года. О данном факте в УПФР в Шумихинском районе Курганской области (межрайонное) он не сообщил.
Оценивая представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что ответчик с 01.05.2018 года по 31.01.2019 года не мог являться получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца, поскольку не обучался по очной форме обучения, по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством для взыскания с ответчика выплаченной ему за период с 01.05.2018 года по 31.01.2019 года пенсии является установление недобросовестности в его поведении в указанное время.
Соответственно, имеются предусмотренные законом основания для взыскания излишне выплаченной суммы пенсии с ответчика (ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.ч. 2, 5 ст. 28 Федерального закона № 400-ФЗ, ст. 143 Федерального закона № 166-ФЗ, п. 100 Правил выплат пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплат, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 года № 885н).
Суд с учетом, установленных по делу фактических обстоятельств дела в совокупности с представленными доказательствами, свидетельствующих о недобросовестности Моисеева А.С. при получении пенсии по случаю потери кормильца, приходит к выводу о том, что исковые требования УПФР в Шумихинском районе Курганской области (межрайонное) к Моисееву А.С. о взыскании излишне выплаченной по вине пенсионера суммы социальной пенсии по случаю потери кормильца подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, когда расходы должны возмещаться за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъекта РФ (ч. 2 ст. 96 ГПК РФ).
Суд считает необходимым взыскать с ответчика в бюджет муниципального образования Щучанского района Курганской области государственную пошлину в размере 3344,63 рубля.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области (межрайонное) удовлетворить.
Взыскать с Моисеева Александра Сергеевича в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации излишне выплаченные по вине пенсионера суммы социальной пенсии по случаю потери кормильца в сумме 107231 (Сто семь тысяч двести тридцать один) рубль 40 копеек.
Взыскать с Моисеева Александра Сергеевича в бюджет муниципального образования Щучанского района Курганской области государственную пошлину в размере 3344 (Три тысячи триста сорок четыре) рубля 63 копейки.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Курганский областной суд в течение месяца, с момента составления мотивированного решения суда, с подачей жалобы через Щучанский районный суд.
мотивированное решение составлено 20 февраля 2021 года
Копия верна.
Судья: Э.В. Резник