Дело № 5-42/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
с. Туруханск Резолютивная часть постановления оглашена 23.06.2021 года.
Постановление в полном объеме составлено 28.06.2021 года.
Судья Туруханского районного суда Красноярского края Житникова Л.В.,
с участием помощника прокурора Туруханского района Монаховой О.В., защитника ГлавыТуруханского района Шереметьева О.И., Жосан М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица Главы Туруханского района Красноярского края Шереметьева Олега Игоревича, родившегося 24.07.1970 года в г. Брянск, зарегистрированного по адресу: с. Туруханск, ул. Масленникова, д.29А, кв.1, ранее административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения не подвергавшегося,
привлеченного к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Должностное лицо Глава Туруханского района Шереметьев О.И. привлечен прокурором Туруханского района Беликовым А.С., к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ст.17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, при следующих обстоятельства.
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.05.2021 года прокуратурой Туруханского района в рамках надзорной деятельности проведена проверка исполнения органами и учреждениями Туруханского района законодательства в сфере соблюдения прав несовершеннолетних, в ходе которой установлены нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, выразившиеся в отсутствии ремонта в зданиях: детского сада «Малыш» с. Фарково - филиала МКДОУ «Северок» и МКОУ «Бахтинская СОШ», а также отсутствие обеспечение наборами продуктов для приготовления горячего питания детям в школах п. Идыгино, п. Сандакчес, п.Чулково. По результатам проверки в адрес Главы Туруханского района Шереметьева О.И. 05.03.2021 внесено представление об устранении выявленных нарушений с требованиями обеспечить в указанных образовательных учреждениях: финансирование проведения ремонтных работ в зданиях и организацию предоставления бесплатных продуктовых наборов для приготовления горячего завтрака, а также вывить причины и условия допущенных нарушений и установить виновных лиц. 13.04.2021 в адрес прокуратуры Туруханского района направлен ответ Главы района Шереметьева О.И., в котором поставленные в представлении вопросы не разрешены. Данный ответ был признан прокуратурой района ненадлежащим и 14.04.2021 года вновь прокуратурой направлено предложение Главе вернуться к результатам рассматриваемой проверки с предоставлением надлежащего ответа, в срок до 26.04.2021. Однако 27.04.2021 Главой района Шереметьевым О.И. вновь представлен ответ, игнорирующий требования прокурора. Таким образом, должностное лицо Глава Туруханского района Шереметьев О.И. умышленно не исполнил требований прокурора вытекающих из его полномочий.
В судебном заседании помощник прокурора Туруханского района Монахова О.В. доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении подтвердила. Просила признать Главу Туруханского района Шереметьева О.И. виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Защитник лица, привлеченного к административной ответственности – Главы Туруханского района Шереметьева О.И., Жосан М.С. действующая на основании доверенности от 22.06.2021, возражала по привлечению Главы Туруханского района Шереметьева О.И. к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ. Суду пояснила, что умышленного невыполнения требований прокурора со стороны Главы района не было, поскольку требования о финансировании проведения ремонтных работ в зданиях образовательных учреждений в течение месяца со дня вынесения представления исполнить не представлялась возможно по объективным причинам, так как данные работы требуют проведения системной работы в том числе: установление актуальных данных о техническом состоянии здания; подготовка проектно-сметной документации; определение источника финансирования требуемых работ. Вместе с тем, Главой района в связи с недостаточностью средств в бюджете района на данные работы проводятся организационные мероприятия по изысканию дополнительного финансирования на проведение указанных ремонтов: 02.07.2020 года направлено обращение в Министерство образования Красноярского края о выделении из краевого бюджета дополнительных средств для проведения ремонта в здании детского сада «Малыш» с. Фарково; 16.01.2021 направлена заявка на участие государственной программе Красноярского края «Содействие развитию местного самоуправления». Планируется проведение инструментального обследования МКОУ «Бахтинская СОШ». Кроме того, Главой района в адрес прокурора 12.04.2021 и 26.04.2021 направлена информация об организации в Туруханском районе предоставления бесплатных продуктовых наборов, при этом отвергнуты доводы прокурора о длительном отсутствии указанного обеспечения, поскольку закон Красноярского края от 11.02.2021 №11-4769 вступил в силу 09.03.2021. 16.04.2021 администрацией района вынесено постановление №233-п «Об утверждении Порядка обеспечения питанием детей, обучающихся в муниципальных образовательных организациях Туруханского района, реализующих основные общеобразовательные программы, без взимания платы». Кроме того, требование прокурора о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности противоречит нормам Закона о Прокуратуре и ТК РФ, поскольку привлечение работников к дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя.
Выслушав помощника прокурора Туруханского района, представителя лица привлеченного к административной ответственности, исследовав в полном объеме материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года № 2201-1 (далее - Федеральный Закон) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Частью 2 статьи 22 названного Федерального закона, прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона (ч. 3 ст. 22 Закона о Прокуратуре РФ).
Частью 1 статьи 21 Закона "О Прокуратуре РФ" предусмотрено, что предметом надзора прокуратуры является, в том числе, исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона "О Прокуратуре РФ", представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно материалам дела Прокуратурой Туруханского района на основании указаний Прокуратуры Красноярского края проведена проверка исполнения органами и учреждениями Туруханского района законодательства в сфере соблюдения прав несовершеннолетних и молодежи, по результатам которой установлены нарушения законодательства об образовании, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, а именно установлено длительное не проведение ремонтов в образовательных учреждениях Туруханского района: в детском саде «Малыш» с. Фарково - филиала МКДОУ «Северок» и МКОУ «Бахтинская СОШ», а также отсутствие обеспечение наборами продуктов для приготовления горячего питания детям в школах п. Идыгино, п. Сандакчес, п.Чулково (л.д.51-56).
05.03.2021 Прокуратурой Туруханского района в отношении Главы Туруханского района внесено представление №21-2021 о принятии в установленный законом месячный срок конкретных мер, направленных на устранение допущенных нарушений федерального законодательства, а именно: принять меры к устранению нарушений федерального закона, их причин и условий в целях недопущения подобного впредь; обеспечить финансирование для проведения ремонтных работ образовательных учреждений детского сада «Малыш» с.Фарково - филиала МКДОУ «Северок» и МКОУ «Бахтинская СОШ»,; обеспечить организацию предоставления бесплатных продуктовых наборов для приготовления горячего завтрака в образовательных учреждениях п. Идыгино, п. Сандакчес, п.Чулково; провести анализ охвата всех школьников на территории Туруханского района по обеспечению горячим питанием (раздельно по каждому образовательному учреждению): установить виновных в нарушении Закона лиц и решить вопрос о привлечении их к ответственности. Представление получено Главой 15.03.2021 (л.д.7-11,49-50).
Согласно ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются академические права на охрану жизни и здоровья.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ).
В силу ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Как следует из материалов проверки на основании коллективной жалобы от 03.02.2021 года прокуратурой Туруханского района проведена проверка соблюдения надлежащих условий при обучении детей а МКОУ «Бахтинская СШ» в результате которой установлено, здание школы признано ограниченно работоспособным и требует ремонта, температурный режим в здании в зимнее время составляет около +12 градусов. На неоднократные обращения директора школы, коллективные обращения учителей и родителей к Главе Туруханского района с 2010 года по настоящее время, ремонт школы до сих пор не произведен (л.д.57-98).
Кроме того, согласно материалов проверки установлено, что здание детского сада Ремонт детский сад «Малыш» «Малыш» с.Фарково - филиала МКДОУ «Северок» с 2010 года не пригодно для эксплуатации (л.д.99-108).
Согласно п. 7 ст.11 Закона Красноярского края от 02.11.2020 №12-961 «О защите прав ребенка» обучающиеся в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в труднодоступных и отдаленных сельских населенных пунктах, указанные в пункте 2 настоящей статьи, по письменному заявлению родителя (иного законного представителя) обучающегося либо самого обучающегося по достижении им возраста 18 лет, а также в случае приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия обеспечиваются за счет средств краевого бюджета набором продуктов питания для предоставления завтрака без взимания платы взамен обеспечения горячим завтраком.
Из материалов проверки следует, что мероприятия по обеспечению обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в труднодоступных и отдаленных сельских населенных пунктах Туруханского района (п.Сандакчес, п. Индыгино, п.Колокольный Яр», п. Чулково) набором продуктов питания для предоставления завтрака, без взимания платы взамен обеспечения горячим завтраком, Главой Туруханского района не предпринимались, доказательств обратно материалы проверки не содержат.
Таким образом, требования прокурора Туруханского района, содержащиеся в представлении прокурора от 05.03.2021 года №21-2021, суд признает законными.
12.04.2021 в адрес и.о. прокурора Туруханского района поступил ответ Главы Туруханского района Шереметьева О.И., согласно которого на основании представления прокурора от 05.03.2021 №21-2021 проведена служебная проверка и установлено, что доводы, изложенные в представлении прокурора являются необоснованными, поскольку Управлением образования администрации Туруханского района проводятся соответствующие мероприятия: 15.01.2021 подана заявка на предоставление субсидий из Краевого бюджета; планируется проведение инструментального обследования технического состояния здания МКОУ «Бахтинская СШ» и подготовка проектно-сметной документации; подготовлен соответствующий проект постановления администрации Туруханского района об утверждении порядка обеспечения питания детей, обучающихся в муниципальных образовательных организациях Туруханского района (л.д.12-18).
Указанный ответ Главы Туруханского района от 12.04.2021 признан прокуратурой Туруханского района ненадлежащим, в связи с чем 14.04.2021 в адрес Главы Туруханского района Шереметьева О.И., и.о. прокурора Туруханского района направлено письмо из которого следует, что обстоятельства рассматриваемого представления надлежаще не установлены и объективно не оценены, поскольку в прокуратуру не представлены: анализ причин и условий нарушения законодательства (отсутствие финансирования, бездействие должностных лиц, формальный подход руководителя образовательного учреждения, иное) этому способствующих, в целях недопущения подобного впредь - не проводился; конкретные сроки проведения запланированных мероприятий по устранению нарушений законодательства, ответственные лица; проекты подготавливаемых документов и сроки их согласования, в связи с чем и.о. прокурора предлагает вернуться к анализу результатов проверки с предоставлением в адрес прокуратуры района в срок до 26.04.2021 надлежащего ответа (л.д.19-21).
26.04.2021 года в адрес прокуратуры Туруханского района поступил ответ Главы Туруханского района Шереметьева О.И. на письмо прокуратуры от 14.04.2021, аналогичный ответу Главы района от 12.04.2021 (л.д.22-24).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Главой Туруханского района Шереметьевым О.И., конкретных мер по исполнению требований прокурора Туруханского района указанных в представлении в указанный срок принято не было и в прокуратуру района не сообщено, поскольку в прокуратуру района не представленны документы свидетельствующие о фактическом проведении Главой района мероприятий по устранению нарушений Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Закона Красноярского края от 02.11.20200 №12-961 «О защите прав ребенка», а именно не представлены документы подтверждающие: проведение анализа причин и условий не проведения ремонта в д/с Малыш с. Фарково ((капитального) в период с 2010 по 2021 год) и МКОУ «Бахтинская школа» (в период с 2013 по 2021 год); планирование инструментального обследования и подготовку проектно-сметной документации МКОУ «Бахтинская СШ» (дата и ответственные лица); вынесение администрацией Туруханского района постановления об утверждении порядка обеспечения питания детей, обучающихся в муниципальных образовательных организациях Туруханского района (дата, проект) и движение согласования данного постановления.
Таким образом, в бездействии Главы Туруханского района Шереметьева О.И. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Виновность Главы Туруханского района Шереметьева О.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно:
Постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении прокурора Туруханского района от 14.05.2021 по признакам административного правонарушения предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ в отношении Главы Туруханского района Шереметьева О.И. (л.д.1-6);
Представлением об устранении нарушений федерального законодательства прокурора Туруханского района от 05.03.2021 №21-2021 внесенным в адрес Главы Туруханского района Шереметьева О.И. (л.д.7-11);
Ответом Главы Туруханского района Шереметьева О.И. от 12.04.2021 в адрес и.о. прокурора Туруханского района на представление от 05.03.2021 (л.д. 12-18);
Письмом и.о. прокурора Туруханского района от 14.04.2021 исх. №21-1/2021 в адрес Главы Туруханского района с предложением вернуть к рассмотрению требований представления от 05.03.2021 (л.д. 19-21);
Ответом Главы Туруханского района Шереметьева О.И. от 26.04.2021 в адрес и.о. прокурора Туруханского района на письмо от 14.04.2021 (л.д. 22-24);
Уставом муниципального образования Туруханский район (л.д.35-37);
Решением Туруханского районного Совета депутатов от 27.11.2020 №3-21 об избрании Главой Туруханского района Шереметьева О.И. (л.д.33):
Вышеуказанные доказательства являются допустимыми, соответствуют требованиям ст. 26.2 КоАП РФ.
Исследовав и оценив имеющиеся доказательства в совокупности, нахожу виновность Главы Туруханского района Шереметьева Олега Игоревича полностью доказанной, действия данного должностного лица надлежит квалифицировать по ст. 17.7 КоАП РФ как умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Правонарушение характеризуется умышленной формой вины, совершено в форме бездействия и считается оконченным с момента истечения установленного законом срока для исполнения представления прокурора об устранении нарушений федерального законодательства.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доказательств принятия конкретных мер по устранению нарушений в сфере соблюдения прав несовершеннолетних в установленный в представлении прокурора срок Главой Туруханского района суду не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что должностное лицо Глава Туруханского района Шереметьев О.И. имел реальную возможность принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений федерального законодательства, однако должных мер к тому не принял.
Доводы защитника отсутствии умысла в действиях Главы района Шереметьева О.И. на невыполнения требований прокурора, поскольку требования о финансировании проведения ремонтных работ в зданиях образовательных учреждений в течение месяца со дня вынесения представления исполнить не возможно по объективным причинам, в связи с отсутствием финансирования, судья находит необоснованными поскольку Глава района привлечен к административной ответственности за невыполнение требований прокурора в части не представления документов свидетельствующих о фактическом проведении Главой района мероприятий по устранению нарушений Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Закона Красноярского края от 02.11.20200 №12-961 «О защите прав ребенка».
Доводы защитника о том, что требования прокурора были выполнены, так как в адрес прокурора 12.04.2021 и 26.04.2021 была направлена информация об организации в Туруханском районе предоставления бесплатных продуктовых наборов, судья также находит необоснованными, поскольку предоставлении данной информации не свидетельствует об исполнении требований представления прокурора.
Судья находит не основаны на законе и доводы защитника об отсутствии длительного не обеспечения бесплатными продуктовыми наборами, так как закон Красноярского края от 11.02.2021 №11-4769 вступил в силу только 09.03.2021, поскольку требования п.7 ст. 11 Закона Красноярского края от 02.11.20200 №12-961 «О защите прав ребенка» действуют с 2000 года, однако Главой Туруханского района документов подтверждающих исполнение данных требований, прокурору во исполнение преставления не представлено.
Также судья находит необоснованными и доводы защитника о том, что требования прокурора о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности не соответствуют нормам Закона о Прокуратуре и ТК РФ, так как привлечение работников к дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, поскольку не привлечение виновных лиц к административной ответственности Главе Туруханского района Шереметьеву О.И. в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.05.2021 не вменено.
При назначении вида и размера наказания учитываю характер и степень общественной опасности правонарушения, фактические обстоятельства содеянного.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется, сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные в ст. 4.5 КоАП РФ не истекли.
С учетом фактических обстоятельств совершенного административного правонарушения, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в целях предупреждения совершения Главой Туруханского района новых административных правонарушений, полагаю возможным назначить Главе Туруханского района наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, установленном санкцией статьи.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.29.9 – 29.11 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Главу Туруханского района Красноярского края Шереметьева Олега Игоревича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуть его наказанию в виде административного штрафа в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
УФК по Красноярскому краю (прокуратура Красноярского края)
ИНН/КПП:2466029055/246601001
ОКАТО: 04401000000,
БИК банка: 040407001,
р/с 40101810600000010001,
ОТДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСК г.Красноярск,
КБК 415 1 16 90040 04 0000 140.
Разъяснить Шереметьеву О.И. что административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу. Неуплата штрафа в установленный законом срок влечет за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность в виде штрафа в двойном размере от неуплаченной в срок суммы или пятнадцати суток административного ареста.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение десяти суток со дня получения копии постановления через Туруханский районный суд Красноярского края.
Судья Л.В. Житникова