Дело № 2-301/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Николаевск-на-Амуре 31 марта 2014 года
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Новосёлова А.С.,
при секретаре Ковцур И.В.,
с участием:
прокурора Пак В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевского-на-Амуре городского прокурора к администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, обществу с ограниченной ответственностью «Вектор» об обязании организовать снегоуборочные работы на улице Дальняя в г. Николаевске-на-Амуре Хабаровского края, а именно по очистке проезжей части улицы от снежного наката до твердого покрытия, с расчисткой выездов, с посыпкой инертными материалами и последующей вывозкой снега, в том числе остановочных пунктов общественного транспорта, тротуаров и площадок для стоянки и остановки транспортных средств, и по устранению снежных валов,
установил:
Николаевский-на-Амуре городской прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, чьи права нарушаются бездействием органа местного самоуправления и ООО «Вектор», выразившимся в непринятии мер по надлежащему содержанию дорог общего пользования в границах поселения, в обоснование иска указав, что в результате проведенной прокурорской проверки соблюдения законодательства, устанавливающего требования в области обеспечения безопасности дорожного движения, выявлено, что в нарушение государственного стандарта РФ ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» проезжая часть улицы Дальняя в г. Николаевске-на-Амуре не очищена от снега на полную ширину, на всем протяжении проезжей части имеется снежный накат высотой до 40 см, на перекрестках улицы Дальняя с пересекающими и примыкающими к ней улицами в зоне треугольника видимости сформированы снежные валы, что создает угрозу нарушения прав граждан в области безопасности дорожного движения. В силу статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, которое должно обеспечивать безопасность дорожного движения, относится к вопросам местного значения. Просил суд, с учетом последующих уточнений требований, обязать администрацию городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, а также ООО «Вектор», с которой администрация городского поселения заключила муниципальный контракт по содержанию дорог на 2014 год, организовать снегоуборочные работы на улице Дальняя в г. Николаевске-на-Амуре Хабаровского края, а именно по очистке проезжей части улицы от снежного наката до твердого покрытия, с расчисткой выездов, с посыпкой инертными материалами и последующей вывозкой снега, в том числе остановочных пунктов общественного транспорта, тротуаров и площадок для стоянки и остановки транспортных средств, и по устранению снежных валов.
В судебном заседании помощник Николаевского-на-Амуре городского прокурора Пак В.Д. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Ответчик - ООО «Вектор», о месте и времени слушания дела извещенный надлежащим образом, возражений на исковое заявление не представил, в судебное заседание представителя не направил, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому с исковыми требованиями прокурора не согласен, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации. Ссылается в отзыве на то, что на 2014 год на содержание дорог в бюджете городского поселения предусмотрены финансовые средства; с ООО «Вектор» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию дорожной сети г. Николаевска-на-Амуре в пределах средств, предусмотренных в бюджете на соответствующий финансовый год на содержание дорог. Исходя из указанного, делает вывод о том, что администрацией осуществлена организация работ по содержанию автомобильных дорог. Полагает, что представленный прокурором акт обследования дорог является недопустимым доказательством, поскольку в соответствии с ОДН 218.0.006-2002 «Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог», утвержденными распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № ИС-840-р, работы по диагностике и оценке состояния дорог должны выполняться специализированными организациями, оснащенными соответствующими передвижными лабораториями, приборами и оборудованием, в то время как лица, составившие и подписавшие этот акт, представителями соответствующих специализированных организаций не являются. Кроме того, прокурором не представлено доказательств использования в ходе обследования дорог измерительных приборов и оборудования, включенных в Государственный реестр средств измерений либо метрологически аттестованных и имеющих свидетельство о проверке, как того требует п. 5 приказа Минтранса РФ от 27.08.2009 г. № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог».
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В статье 3 данного Федерального закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6).
На основании части 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (часть 2).
В судебном заседании установлено, что между администрацией городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края и ООО «Вектор» заключен муниципальный контракт, по условиям которого общество взяло на себя обязательство на выполнение в 2014 году работ по содержанию дорог общего пользования на территории муниципального образования, в том числе с соблюдением требований Правил благоустройства и содержания территорий городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре», утвержденных решением Совета депутатов городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» от 02.08.2013 г. № 67-280, и ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 г. № 221, требования которого являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения.
В соответствии с указанными Правилами благоустройства и содержания территорий городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» осенне-зимняя уборка территории предусматривает уборку и вывоз мусора, снега и льда, грязи, посыпку улиц инертными материалами (п. 8.3.1). Укладка свежевыпавшего снега в валы и кучи разрешена на всех улицах, площадях, набережной и скверах с последующей вывозкой (п. 8.3.2).
Согласно ГОСТу Р 50597-93 сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик приведены в таблице 4 Требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. При этом нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ (3.1.6). На дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м. После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств (пункт 3.1.7). Формирование снежных валов не допускается на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости, ближе 5 м от пешеходного перехода; ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта, на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром, на тротуарах (пункт 3.1.8). В городах и населенных пунктах уборку тротуаров и пешеходных дорожек следует осуществлять с учетом интенсивности движения пешеходов после окончания снегопада или метели в сроки, приведенные в таблице 5 Требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 3.1.9).
Вместе с тем, из акта обследования улицы Дальняя в г. Николаевске-на-Амуре от 14.01.2014, составленного по итогам проведенной Николаевской-на-Амуре городской прокуратурой проверки, следует, что на всем протяжении проезжая часть улицы не очищена от снега на полную ширину и имеется снежный накат высотой до 40 см, а на перекрестках улицы Дальняя с пересекающими и примыкающими к ней улицами в зоне треугольника видимости сформированы снежные валы.
Доказательств, опровергающих отраженные в акте сведения, ответчиками не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о невыполнении ООО «Вектор» должным образом взятого на себя обязательства по содержанию дорог общего пользования на территории муниципального образования в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-93, то есть по содержанию дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, а именно: не произвела своевременную снегоочистку и вывоз снега, что привело к образованию снежного наката в виде уплотненного слоя снега и снежных валов, тем самым нарушив требования ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Указанное создает угрозу безопасности движения, жизни и здоровью населения, а потому требования Николаевского-на-Амуре городского прокурора подлежат удовлетворению.
Поскольку ООО «Вектор» является лицом, ответственным за содержание дорог в соответствии с установленными требованиями в области безопасности дорожного движения, как в силу закона (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ), так и в силу условий муниципального контракта, суд считает необходимым обязанность организовать снегоуборочные работы на улице Дальняя в г. Николаевске-на-Амуре Хабаровского края, а именно по очистке проезжей части улицы от снежного наката до твердого покрытия, с расчисткой выездов, с посыпкой инертными материалами и последующей вывозкой снега, в том числе остановочных пунктов общественного транспорта, тротуаров и площадок для стоянки и остановки транспортных средств, и по устранению снежных валов, возложить на ООО «Вектор», а равно и на администрацию городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, к полномочиям которой отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и которая согласно пункту 4.2 муниципального контракта обязана осуществлять контроль за качеством выполняемых ООО «Вектор» работ и за соответствием объемов работ, предъявляемых к оплате, фактически выполненным объемам работ. Ей же пунктом 5.4.3 контракта предоставлено право в случаях, когда работы выполнены с отступлениями от контракта (с недостатками), устранить недостатки своими силами или привлечь для их устранения третье лицо с отнесением соответствующих расходов на ООО «Вектор». В этой связи ссылку администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края в отзыве на то, что администрацией осуществлена организация работ по содержанию автомобильных дорог посредством заключения с ООО «Вектор» контракта на исполнение муниципального заказа по содержанию дорог города Николаевска-на-Амуре в пределах выделенных для этого из бюджета средств, суд находит необоснованной, поскольку, как видно из представленного прокуратурой акта, наличие контракта в отсутствие должного контроля за его выполнением со стороны муниципального заказчика не обеспечивает целей содержания автомобильных дорог в надлежащем состоянии.
Довод администрации городского поселения о недопустимости акта обследования дорог в качестве доказательства по делу ввиду отсутствия сведений об использовании при обследовании дорог измерительных приборов и оборудования, включенных в Государственный реестр средств измерений либо метрологически аттестованных и имеющих свидетельство о проверке, суд считает необоснованным.
В соответствии с пунктом 5.2 ГОСТа Р 50597-93 при проведении проверки контроль линейных параметров, характеризующих состояние дорог, проводится с помощью линейки или рулетки, контроль других параметров, не имеющих количественной оценки, осуществляется визуально.
Следовательно, такие параметры, как гололед, скользкость, наличие снежного наката или снежных валов, определяются визуально. Для констатации их наличия использование каких-либо измерительных приборов не требуется.
В этой связи суд признает представленный акт обследования улицы допустимым доказательством.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что при обращении с иском в защиту неопределенного круга лиц в силу подп. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины, соответствующие расходы подлежат взысканию в доход местного бюджета с ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины.
Поскольку в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, органы местного самоуправления освобождены, суд считает необходимым взыскать государственную пошлину с ООО «Вектор», не освобожденного от ее уплаты, в доход бюджета Николаевского муниципального района Хабаровского края, исходя из расчета установленного абз. 2 подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
решил:
Исковые требования Николаевского-на-Амуре городского прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края и общество с ограниченной ответственностью «Вектор» организовать снегоуборочные работы на улице Дальняя в г. Николаевске-на-Амуре Хабаровского края, а именно по очистке проезжей части улицы от снежного наката до твердого покрытия, с расчисткой выездов, с посыпкой инертными материалами и последующей вывозкой снега, в том числе остановочных пунктов общественного транспорта, тротуаров и площадок для стоянки и остановки транспортных средств, и по устранению снежных валов на перекрестках, образованных пересечением улицы Дальняя в г. Николаевске-на-Амуре с другими улицами.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Вектор» в доход бюджета Николаевского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья А.С.Новосёлов