Дело <№>а-65/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Йошкар-Ола 8 июня 2020 года
Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Салиховой Э.И.,
при секретаре Демаковой В.А.,
с участием прокурора Назарова А.А.,
представителя административного истца ООО «Алвик» Егошина О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Алвик» о признании недействующим в части приказа Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год»,
УСТАНОВИЛ:
приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, опубликованным 28 декабря 2018 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень).
Общество с ограниченной ответственностью «Алвик» (далее – ООО «Алвик», общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству государственного имущества Республики
Марий Эл об исключении объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей, д. 72, с кадастровыми номерами:
<№> (пункт 7456),
<№> (пункт 7457),
<№> (пункт 7458),
<№> (пункт 7459),
<№> (пункт 7460),
<№> (пункт 7461),
<№> (пункт 7462),
<№> (пункт 7463),
из названного Перечня, ссылаясь на то, что спорные помещения являются нежилыми, их включение в Перечень является ошибочным, противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы административного истца, незаконно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов.
В судебное заседание не явился представитель Министерства государственного имущества Республики Марий Эл. Административный ответчик был извещен о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом, письменных возражений относительно заявленных требований не представил, ходатайств об отложении судебного заседания либо рассмотрении дела в отсутствие своего представителя в суд не направил.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Алвик» административный иск поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просил его удовлетворить.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения представителя общества, заключение прокурора Назарова А.А., полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Положением о Министерстве государственного имущества Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 февраля 2018 года № 39, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами определяет перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, расположенных на территории Республики Марий Эл.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 августа 2017 года № 325 «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, о внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 января 2014 года № 29 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл» на Министерство государственного имущества Республики Марий Эл возложены полномочия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением; по определению перечня зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; по созданию межведомственной комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (пункт 2).
Указом Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года № 237 определено, что официальными источниками опубликования правовых актов Республики Марий Эл являются: периодическое печатное издание «Марийская правда. Официальный еженедельник»; периодическое печатное издание «Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет»; официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф); «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что приказ Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.
Соблюдение Мингосимуществом Республики Марий Эл порядка принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу административный истец не оспаривает. Кроме того, этим обстоятельствам уже дана правовая оценка вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Республики Марий Эл, принятыми по ранее рассмотренным делам.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении признаваемых объектами налогообложения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1); в отношении нежилых помещений, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Подпунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что ООО «Алвик» является собственником следующих нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером <№> с видом разрешенного использования «земли запаса (неиспользуемые)» (ранее – «для производственных целей»), который предоставлен обществу по договору аренды от 22 июля 2013 года (л.д. 6):
объект с кадастровым номером <№>, включенный в Перечень под пунктом 7456, согласно сведениям ЕГРН представляет собой нежилое помещение общей площадью <...> м?, этажи <...> номера на поэтажном плане <...> этаж: <...>; второй этаж: <...>; 3 этаж: <...> (л.д. 11).
Согласно техническому паспорту объекта по состоянию на 15 февраля 2008 года он имеет назначение промышленное, первый этаж состоит из лестничных клеток, второй этаж занят под лестничные клетки, коридоры, подсобные помещения, кабинеты, умывальные, раздевалки, туалеты, третий этаж – лестничные клетки, кабинеты, туалеты, коридоры, подсобные, умывальные (л.д. 12).
объект с кадастровым номером <№>, включенный в Перечень под пунктом 7457, согласно сведениям ЕГРН представляет собой нежилое помещение общей площадью <...> м?, этаж <...>, номер на поэтажном плане поз. <...> (л.д. 18 и выписка из ЕГРН).
Согласно техническому паспорту объекта по состоянию на 15 февраля 2008 года он имеет назначение промышленное, состоит из лестничных клеток, коридоров, подсобных помещений, тамбуров, буфета, обеденного зала, кухни, моечной, складских помещений, холодильных, кабинетов (л.д. 19).
объект с кадастровым номером <№>, включенный в Перечень под пунктом 7458, согласно сведениям ЕГРН представляет собой нежилое помещение общей площадью <...> м?, этаж <...>, номера на поэтажном плане поз. <...> (л.д. 25 и выписка из ЕГРН).
Согласно техническому паспорту объекта по состоянию на 15 февраля 2008 года он имеет назначение промышленное, состоит из лестничных клеток, подсобных помещений, кабинетов, коридоров, умывальных, туалетов (л.д. 26).
объект с кадастровым номером <№>, включенный в Перечень под пунктом 7459, согласно сведениям ЕГРН представляет собой нежилое помещение общей площадью <...> м?, этаж <...>, номера на поэтажном плане <...> (л.д. 32 и выписка из ЕГРН).
Согласно техническому паспорту объекта по состоянию на 15 февраля 2008 года он имеет назначение промышленное, состоит из подсобных помещений, кабинетов, коридоров (л.д. 33).
объект с кадастровым номером <№>, включенный в Перечень под пунктом 7460, согласно сведениям ЕГРН представляет собой нежилое помещение общей площадью <...> м?, этаж <...>, номера на поэтажном плане <...> (л.д. 39 и выписка из ЕГРН).
Согласно техническому паспорту объекта по состоянию на 3 октября 2008 года он имеет назначение промышленное, состоит из обеденного зала (л.д. 40).
объект с кадастровым номером <№>, включенный в Перечень под пунктом 7461, согласно сведениям ЕГРН представляет собой нежилое помещение общей площадью <...> м?, этаж <...> номера на поэтажном плане <...> (л.д. 46 и выписка из ЕГРН).
Согласно техническому паспорту объекта по состоянию на 3 октября 2008 года он имеет назначение промышленное, состоит из кабинетов, цехов и сварочного участка (л.д. 47).
объект с кадастровым номером <№>, включенный в Перечень под пунктом 7462, согласно сведениям ЕГРН представляет собой нежилое помещение общей площадью <...> м?, этаж <...>, номера на поэтажном плане поз.<...> (л.д. 53 и выписка из ЕГРН).
Согласно техническому паспорту объекта по состоянию на 15 февраля 2008 года он имеет назначение промышленное, состоит из лестничной клетки, кабинетов, коридора, подсобных, обеденного зала (л.д. 54).
объект с кадастровым номером <№>, включенный в Перечень под пунктом 7463, согласно сведениям ЕГРН представляет собой нежилое помещение общей площадью <...> м?, этаж <...>, номера на поэтажном плане этаж <...>; антресоль: <...> (л.д. 60 и выписка из ЕГРН).
Согласно техническому паспорту объекта по состоянию на 3 октября 2008 года он имеет назначение промышленное, состоит из: складских помещений, подсобных, мастерских, цеха, лестничной клетки, кабинета (1 этаж); раздевалок, коридоров, подсобных помещений, кабинета, коридора, лестничных клеток (антресоль) (л.д. 61).
По сведениям, представленным административным истцом, указанные объекты с момента приобретения в собственность законсервированы, не используются. Изложенное подтверждается фотоматериалом. Доказательств иного суду не представлено.
Согласно карте градостроительного зонирования территории городского округа «Город Йошкар-Ола» все спорные объекты расположены в производственной зоне.
Таким образом, ни назначение, ни разрешенное использование или наименование спорных объектов в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости не предусматривают размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Сведений о том, что фактически спорные нежилые помещения в юридически значимый период использовались для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, суду не представлено. Обследование спорных помещений административным ответчиком не проводилось.
По смыслу части 9 статьи 213, части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик обязан доказать законность включения принадлежащих административному истцу нежилых помещений в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества.
Доказательств того, что на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами: <№> (пункт 7456), <№> (пункт 7457), <№> (пункт 7458), <№> (пункт 7459), <№> (пункт 7460), <№> (пункт 7461), <№> (пункт 7462), <№> (пункт 7463) отвечали установленным федеральным и региональным законодательством условиям, позволяющими отнести их к объектам недвижимости, налоговая база которых исчисляется как кадастровая стоимость, суду не представлено, в силу чего названные пункты Перечня подлежат признанию недействующими, как не соответствующие имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска общества в полном объеме.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2019 год), считает, что в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца приказ в оспариваемой части подлежит признанию недействующим со дня его принятия.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
При обращении в суд административный истец уплатил государственную пошлину в размере 4 500 рублей, что подтверждается платежным поручением от 29 января 2020 года № 11 (л.д. 70).
В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу судебные расходы.
Таким образом, в пользу ООО «Алвик» с административного ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск общества с ограниченной ответственностью «Алвик» удовлетворить.
Признать пункты 7456, 7457, 7458, 7459, 7460, 7461, 7462, 7463 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, недействующими со дня принятия.
Сообщение о решении подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в пользу общества с ограниченной ответственностью «Алвик» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 (четырех тысяч пятисот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Э.И. Салихова
Мотивированное решение составлено 8 июня 2020 года