Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тюмень, 18 мая 2018 года
№ 2-973/2018
Тюменский районный суд Тюменской области
в составе:
председательствующего судьи Хромовой С.А.,
при секретаре Фольмер Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюменского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «МУП Винзилинское ЖКХ» об обязании осуществлять сброс сточных вод в соответствии с решением и разрешением,
УСТАНОВИЛ:
Тюменский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО <данные изъяты> об обязании прекратить сброс сточных вод. Требования мотивированы тем, что Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению Коваль ФИО9 проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации канализационно-очистных сооружений в <адрес>. ООО <данные изъяты> является водопользователем, которому представлено право пользования поверхностным водным объектом озера Малая Сивильда для сброса сточных вод на основании решения Департамента недропользования и экологии Тюменской области о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №. Также ООО ДД.ММ.ГГГГ получено разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ), и микроорганизмов в водные объекты озера <данные изъяты>. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ООО <данные изъяты> представлено право сброса сточных вод (в том числе - дренажных) в озеро <данные изъяты>, на <данные изъяты> км. от устья для сброса сточных вод после очистки. Пунктом 10 данного решения предусмотрен перечень максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, которое не должно превышать установленных значений показателей по каждым наименованиям ингредиентов. Согласно отчету об объеме, качестве сбрасываемых сточных вод и влиянии на состояние водного объекта по ООО <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ года качество сточных вод не соответствует установленным нормам. Так согласно данному отчету ООО <данные изъяты> сброс сточных вод в озеро <данные изъяты> осуществляет с превышением допустимых концентраций, установленных решением от ДД.ММ.ГГГГ № В ходе проверки также установлены факты сброса сточных вод, содержащих загрязняющие вещества с превышением нормативов установленных решениями Департамента недропользования и экологии Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в ДД.ММ.ГГГГ года. Таким образом, сброс сточных вод, содержащих загрязняющие вещества с превышением установленных решением и разрешением нормативов, имеет системных характер. Длительное поступление неочищенных сточных вод в озеро <данные изъяты> создает угрозу причинения вреда окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. На основании этого истец просит суд обязать ООО <данные изъяты> прекратить сброс сточных вод в озеро <данные изъяты> от устья с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных решением Департамента недропользования и экологии Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ №, разрешением № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением Росприроднадзора по Тюменской области, по истечении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Администрация Тюменского муниципального района Тюменской области, Администрация муниципального образования <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании от прокурора поступило заявление об уточнении исковых требований, просит суд обязать ООО <данные изъяты> по истечении одного года с момента вступления решения суда в законную силу осуществлять сброс сточных вод в озеро <данные изъяты> от устья в соответствии с п. 10 решения Департамента недропользования и экологии Тюменской области о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №, разрешением № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением Росприроднадзора по Тюменской области.
Помощник прокурора Ескина ФИО10 в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, суду пояснила, что плохое состояние канализационно-очистных сооружений <данные изъяты> не снимает с ответчика обязанности принимать меры по очистке сточных вод до показателей, установленных решением Департамента недропользования и экологии Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ №, разрешением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ООО <данные изъяты> - Осипов ФИО11 действующий на основании прав по должности (л.д.92), исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, указанным в отзывах (л.д.93, 186). Суду пояснил, что канализационно-очистные сооружения <данные изъяты> (КОС) были построены в <данные изъяты> году и рассчитаны были на показатели воды, действующие в тот период. В настоящее время требования к качеству сточных вод ужесточились, КОС устарели и не могут при имеющейся технологии очистки воды достичь тех параметров, которые установлены решением Департамента недропользования и экологии Тюменской области ДД.ММ.ГГГГ №, разрешением № от ДД.ММ.ГГГГ. Для строительства новых КОС требуются многомиллионные вложения, которых у ответчика нет; для получения денежных средств из бюджета необходимо соблюсти процедуру, на что потребуется не менее трех лет. Другие работы, помимо строительства новых КОС, положительного результата не принесут. Учитывая, что превышение загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых ответчиком, является незначительным, считает, что вред окружающей среде не будет нанесен.
Представитель третьего лица - Администрации Тюменского муниципального района – Подушко ФИО12 действующая на основании доверенности (л.д.105), в судебном заседании возражений по существу уточненного иска не имела, суду пояснила, что полномочия по организации водообеспечения, водоотведения населения <данные изъяты> переданы Администрации МО <данные изъяты> по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ. КОС <данные изъяты> находится в муниципальной собственности МО <данные изъяты>.
Представители третьих лиц Департамента недропользования и экологии Тюменской области, Администрации МО <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Департаментом недропользования и экологии Тюменской области было вынесено решение № о представлении озера <данные изъяты> в пользование ООО <данные изъяты> с целью сброса сточных вод (л.д.9-17).
Согласно п. 2.1. решения, целью использования водного объекта или его части – сброс сточных вод.
Согласно п. 2.2. решения, вид водопользования: совместное водопользование. Сброс использования: водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов и водных объектов.
Согласно п. 4.1 решения, срок водопользования установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
И.о. директора Департамента недропользования и экологии Тюменской области Мясниковым ФИО13 был утвержден график выпуска (сброса) сточных вод на ДД.ММ.ГГГГ годы озеро <данные изъяты> (л.д.18).
ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты> направило в адрес Администрации Тюменского муниципального района письмо, согласно которому ООО <данные изъяты> Администрацией МО <данные изъяты> передано на обслуживание сооружение <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, введенное в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ годах. В связи с этим просят оказать содействие в определении сроков проведения реконструкции КОС с целью предоставления данной информации в Управление Росреестра по Тюменской области (л.д.128-129).
Согласно ответа Управления жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ №, предполагаемые к реконструкции КОС находятся в муниципальной собственности Администрации <данные изъяты> муниципального образования. ООО <данные изъяты> заключен договор № безвозмездного пользования имуществом от ДД.ММ.ГГГГ с Администрацией <данные изъяты> муниципального образования. Таким образом, осуществление ремонта представляется возможным за счет средств получаемых в тарифах установленных государственным тарифным регулятором Департаментом тарифной и ценовой политики (л.д.130).
ДД.ММ.ГГГГ Администрация муниципального образования <данные изъяты> направила в адрес Администрации Тюменского муниципального района письмо, в котором просило выделить в ДД.ММ.ГГГГ году финансовые средства в сумме <данные изъяты> рублей на разработку проектных и инженерно-изыскательных работ по реконструкции КОС, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ года заканчивается срок действия нормативных документационных сбросов (НДС), проводимых в КОС в озеро <данные изъяты>. В настоящее время для утверждения подготовлены новые НДС, в которых нормативные показатели сброса вредных веществ в озеро ниже ранее утвержденных и у КОС отсутствует возможность очистить сточные воды до новых нормативов (л.д.131).
Согласно ответа Администрации Тюменского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, выделение денежных средств из бюджета муниципального образования Тюменского муниципального района в настоящее время не представляется возможным (л.д.132).
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом недропользования и экологии Тюменской области было вынесено решение № <данные изъяты> о представлении водного объекта в пользование (л.д.21-32).
Согласно п. 4.1 решения, срок водопользования установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом недропользования и экологии Тюменской области было вынесено решение № о представлении водного объекта в пользование (л.д.33-42).
Согласно п. 2.1. решения, целью использования водного объекта или его части – сброс сточных вод.
Согласно п. 2.2. решения, вид водопользования: совместное водопользование. Сброс использования: водопользование с забором (изъятия) водных ресурсов и водных объектов при условии возврата воды в водные объекты.
Согласно п. 4.1 решения, срок водопользования установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Директором Департамента недропользования и экологии Тюменской области Страшковой ФИО14 был утвержден график выпуска (сброса) сточных вод ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ озеро <данные изъяты> (л.д.43).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по Тюменской области выдано разрешение № на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, согласно которому ООО <данные изъяты> разрешается осуществлять сброс загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в очищенными хозяйственно-бытовых сточных вод в водные объекты озера <данные изъяты> по выпуску № – в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57-60).
Согласно отчету об объеме, качестве сбрасываемых сточных вод и влиянии на состояние водного объекта по ООО <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ года качество сточных вод не соответствует установленным нормам. Так согласно данному отчету ООО <данные изъяты> сброс сточных вод в озеро <данные изъяты> осуществляет с превышением допустимых концентраций, установленных решением от ДД.ММ.ГГГГ №, по <данные изъяты> (л.д.45-56).
В соответствии со ст.8 Водного кодекса РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Согласно ч.2, ч.3 ст.11, ст.21 Водного кодекса РФ, пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в целях сброса сточных вод осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, выдаваемых исполнительными органами государственной власти.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать, в том числе, условия использования водного объекта или его части (ч.1,2 ст.22 ВК РФ).
Согласно ст.35 ВК РФ, поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Статьей 44 ВК РФ предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.2 ст.16 ФЗ РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», одним из видов негативного воздействия на окружающую среду являются сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты.
Статьей 39 ФЗ РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды.
Согласно ст.1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Учитывая, что ответчик производит сброс сточных вод с превышением допустимых концентраций, установленных решением от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу к обоснованности заявленных исковых требований.
При этом, устаревание КОС и не соответствие их современным требованиям, не снимает с ответчика обязанность по применению иных методов очистки, которые позволяли бы доводить качество сточных вод до установленных решением показателей.
Руководствуясь ст.194-199, 56, 45 ГПК РФ, Водного кодекса РФ, ч.1,4 ст.23 ФЗ РФ от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «МУП Винзилинское ЖКХ» по истечении одного года с момента вступления решения суда в законную силу осуществлять сброс сточных вод в озеро <данные изъяты> от устья в соответствии с п. <данные изъяты> решения Департамента недропользования и экологии Тюменской области о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №, разрешением № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением Росприроднадзора по Тюменской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Тюменский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения, с которым стороны вправе ознакомиться 24.05.2018 года.
Федеральный судья (подпись) Хромова С.А.
Мотивированное решение изготовлено судом 24.05.2018 года.
Подлинник решения хранится в гражданском деле № 2-973/2018 в Тюменском районном суде Тюменской области.
Решение вступило в законную силу «____»_________2018 года
Копия верна.
Судья Хромова С.А.