Судья: Ридель Л.А. № 12-191
РЕШЕНИЕ
26 августа 2016 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Дагаевой В.В., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Балаковский завод Металлоконструкций» на постановление судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 15 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Балаковский завод Металлоконструкций»,
установил:
постановлением судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 15 июля 2016 года общество с ограниченной ответственностью «Балаковский завод Металлоконструкций» (далее - ООО «БЗМ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200000 рублей.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, ее автор, не оспаривая факт совершения ООО «БЗМ» административного правонарушения, просит отменить постановление судьи. Кроме того, автор жалобы просит объединить в одно производство дела об административных правонарушениях в отношении ООО «БЗМ» по фактам нарушения требований миграционного законодательства, образующим один и тот же состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ. Считает, что назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей по каждому из трех дел несоразмерно тяжести правонарушения, степени вины общества, не отвечает принципу справедливости, целям административного наказания, носит неоправданно карательный характер. Ссылаясь на самостоятельное устранение обществом выявленного нарушения, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, вредных последствий от допущенного нарушения и ущерба, полагает, что возможно применением положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Законный представитель ООО «БЗМ», защитник Тарасова А.Ю. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность постановления суда в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом (в редакции Федеральных законов от 02 июля 2013 года № 162-ФЗ, от 23 июля 2013 года № 207-ФЗ, от 24 ноября 2014 года № 357-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток (в редакции Федеральных законов от 22 июня 2007 года № 116-ФЗ, от 23 июля 2013 года № 207-ФЗ).
Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника УФМС России по Саратовской области от 25 марта 2016 года № 99-р в связи с поступлением информации о выявлении факта нарушения срока уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении трудового договора с иностранным гражданином, в отношении ООО «БЗМ», расположенного по адресу: Саратовская область, город Балаково, зона Промышленная, 1/2, проведена документарная проверка соблюдения работодателем требований, установленных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами в сфере миграции.
По результатам проверки 11 апреля 2016 года должностным лицом составлен соответствующий акт.
Согласно протоколу АС № 00041318 об административном правонарушении, составленному инспектором отдела иммиграционного контроля УФМС России по Саратовской области 11 апреля 2016 года, ООО «БЗМ» в лице директора ФИО5 представило в УФМС России по Саратовской области уведомление о заключении 09 февраля 2016 года трудового договора с гражданином Казахстана - ФИО7, <дата> рождения. Уведомление было направлено по почте 11 марта 2016 года.
Факт нарушения ООО «БЗМ» требований миграционного законодательства подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым судом дана оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, указанный факт не оспаривается обществом. Противоречий представленные в материалах дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «БЗМ» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.
Определяя вид и размер наказания ООО «БЗМ», районный суд исходил из того, что оснований для признания вменяемого ООО «БЗМ» административного правонарушения малозначительным не имеется, однако имеются исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением общества, для применения положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
При этом, оценив представленную ООО «БЗМ» финансовую документацию, учитывая, что обществом приняты меры к устранению допущенного нарушения, судья пришел к выводу о назначении данному обществу административного штрафа за совершение административного правонарушения в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, - 200000 рублей.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не нахожу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ является формальным и для привлечения ООО «БЗМ» к административной ответственности достаточно выявления самого факта нарушения срока уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий, то есть ответственность за указанное административное правонарушение не связана с последствиями его совершения, наличие или отсутствие последствий не имеет правового значения для наступления ответственности.
Само по себе отсутствие негативных последствий в результате совершения административного правонарушения с формальным составом не может являться основанием для применения малозначительности правонарушения. В данном случае наличие или отсутствие существенной угрозы должно определяться исходя из социальной значимости охраняемых общественных отношений независимо от наличия или отсутствия реального ущерба.
Пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» предусмотрено, что после получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности.
Кроме того, совершенное заявителем правонарушение посягает на обеспечение режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, в связи с чем нарушение требований законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации влечет угрозу охраняемым законом общественным отношениям в указанной сфере.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у ООО «БЗМ» реальной возможности соблюдать требования миграционного законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах не нахожу оснований полагать, что совершенное ООО «БЗМ» административное правонарушение является малозначительным.
Сам по себе значительный размер административного штрафа не является основанием для отмены или изменения постановления судьи. Минимальный размер административного штрафа при наличии указанных в части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ обстоятельств определяется с учетом требований части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Не подлежит также удовлетворению довод автора жалобы об объединении производств по делам об административных правонарушениях по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ в отношении данного юридического лица в одно производство, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения ООО «БЗМ» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, явились факты несвоевременного уведомления в соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» территориального органа исполнительной власти в сфере миграции о заключении трудовых договоров с разными иностранными гражданами, каждый из которых образует самостоятельный состав административного правонарушения.
Исходя из положений части 1 статьи 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется по каждому факту совершения административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Назначение административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания, предусмотрено в случае совершения лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу (часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ). При этом положения гражданского процессуального законодательства не подлежат применению при производстве по настоящему делу.
Таким образом, правовых оснований для объединения дел об административных правонарушениях и назначения наказания по правилам частей 2-4 статьи 4.4 КоАП РФ не имеется.
Постановление о привлечении ООО «БЗМ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, вынесено судом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░ 2016 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 3 ░░░░░░ 18.15 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░