Дело №33-512
Докладчик Ульянкин Д.В.
Судья Бухтиярова Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 февраля 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Ульянкина Д.В.,
судей Орловой Е.А., Георгиновой Н.А.,
при секретаре Федоровой Ю.Г.,
в открытом судебном заседании в г. Орле рассмотрела гражданское дело по иску Агаповой И.Б. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи со снижением общеустановленного возраста,
по апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 25 декабря 2012 года, которым постановлено
«Исковое заявление Агаповой И.Б. удовлетворить.
Признать за Агаповой И.Б. право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 (три) года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить Агаповой И.Б. пенсию по старости досрочно с <дата>».
Заслушав дело по докладу судьи Орловского областного суда Ульянкина Д.В., объяснения представителя ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе по доверенности Ковалевой Н.Л., поддержавшей жалобу, возражения истца Агаповой И.Б., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Агапова И.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование требований указывала, что с <дата> по настоящее время постоянно проживает по адресу: <адрес>. Данный населенный пункт относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
В связи с этим она обратилась к ответчику за назначением досрочной пенсии по старости.
Однако в назначении пенсии ответчиком было отказано, в связи с отсутствием документального подтверждения проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Считая отказ ответчика незаконным, просила суд, с учетом уточнения исковых требований, признать за ней право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со ст.34 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года за проживание <адрес> в период с <дата> по <дата>, а также обязать ответчика назначить пенсию по старости досрочно с <дата>.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит отменить решение суда, мотивируя тем, что у суда не было законных оснований для удовлетворения требований Агаповой И.Б., поскольку проживание её в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период не подтверждено регистрацией по месту жительства.
Также ссылается на то, что истцу пенсия по старости не может быть назначена со дня его первоначального обращения, так как право на пенсию может возникнуть у Агаповой И.Б. только с момента вступления решения суда в законную силу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены состоявшегося решения.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с последующими изменениями и дополнениями, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, относятся лица, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии со ст. 34 выше указанного закона, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.01г. № 173-ФЗ, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.ст. 32-35 цитируемого Закона предусматривается для граждан, проживающих или проживавших на указанных территориях в период от момента катастрофы на ЧАЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени проживания на указанной территории до момента принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяется перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденного Правительством РСФСР от 28.12.1991года № 237-Р, действовавшим до 01.02.1998г., и перечне от 18.12.1997г. № 1582, утвержденного Правительством РФ, действующем с 01.02.1998 года – населенный пункт – <адрес> указан как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации имеет целью обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Агапова И.Б., <дата> г.р., с <дата> по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Судом установлено, что Агапова И.Б. хотя и зарегистрирована по адресу: <адрес>, но фактически с <дата> по настоящее время постоянно проживает в <адрес>, которая относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой <...> сельского поселения <адрес> № от <дата> (<...>), копией паспорта истца (<...>), копией медицинской карты амбулаторного больного, где адрес проживания истца указан: <адрес> (<...>), копиями похозяйственных книг <...> сельского поселения, где Агапова И.Б. значится в списке членов хозяйства дома № в <адрес> (<...>), копией удостоверения серии №, выданного Агаповой И.Б. проживающей в населенном пункте <адрес>, подвергшегося радиоактивному загрязнению <...>), свидетельством № о регистрации по месту пребывания Агаповой И.Б. по адресу: <адрес> с <дата> по <дата> (<...>), копией свидетельства о праве собственности на землю на имя мужа истицы ФИО1 (<...>), копией военного билета на имя сына истицы ФИО2, где местом его рождения указана <адрес>, справкой МБОУ Средняя образовательная школа № имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева г. Орла, из которой следует, что ФИО2 (сын истицы) обучался в указанном учебном учреждении с <дата> по <дата> и проживал по адресу: <адрес> (<...>).
Факт постоянного проживания Агаповой И.Б. в <адрес> в спорный период времени также подтверждается показаниями допрошенных в суде первой инстанции свидетелей ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, которые пояснили, что истец в спорный период времени постоянно проживала в <адрес>. Факт проживания истца в кв.№ д. № по ул. <адрес> г. Орла, свидетели, проживающие в данном доме, не подтвердили.
Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" применяется перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 (в ред. Постановления Правительства РФ от 7.04.2005г. №197, с изменениями, внесёнными решениями Верховного Суда РФ от 29.08.2002 N ГКПИ01-1757, от 23.10.2002 № ГКПИ 02 -1146, 23.12. 2002 № ГКПИ 2002 -1291), указан населенный пункт <адрес>, как зона проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 18 декабря 1997 г.
Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что истец в спорный период времени постоянно проживал в <адрес>, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за Агаповой И.Б. права на снижение пенсионного возраста для назначения пенсии по старости, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», на 3 года.
По указанным основаниям довод жалобы о том, что у суда не было законных оснований для удовлетворения требований Агаповой И.Б., поскольку проживание его в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период не подтверждено регистрацией по месту жительства, не влечет отмену решения суда.
В соответствии с п.п. 1,2 ст.19 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Удовлетворяя требования Агаповой И.Б. и обязывая ответчика назначить ей пенсию с <дата>, суд первой инстанции исходил из того, что на указанную дату истец имел право на назначение льготной пенсии, однако ей в этом было неправомерно отказано.
Судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными, а доводы апелляционной жалобы ответчика несостоятельными. Суд обоснованно обязал пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, поскольку это установлено ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика и отмены состоявшегося решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 25 декабря 2012года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Дело №33-512
Докладчик Ульянкин Д.В.
Судья Бухтиярова Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 февраля 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Ульянкина Д.В.,
судей Орловой Е.А., Георгиновой Н.А.,
при секретаре Федоровой Ю.Г.,
в открытом судебном заседании в г. Орле рассмотрела гражданское дело по иску Агаповой И.Б. к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи со снижением общеустановленного возраста,
по апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 25 декабря 2012 года, которым постановлено
«Исковое заявление Агаповой И.Б. удовлетворить.
Признать за Агаповой И.Б. право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 (три) года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить Агаповой И.Б. пенсию по старости досрочно с <дата>».
Заслушав дело по докладу судьи Орловского областного суда Ульянкина Д.В., объяснения представителя ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе по доверенности Ковалевой Н.Л., поддержавшей жалобу, возражения истца Агаповой И.Б., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Агапова И.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование требований указывала, что с <дата> по настоящее время постоянно проживает по адресу: <адрес>. Данный населенный пункт относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
В связи с этим она обратилась к ответчику за назначением досрочной пенсии по старости.
Однако в назначении пенсии ответчиком было отказано, в связи с отсутствием документального подтверждения проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Считая отказ ответчика незаконным, просила суд, с учетом уточнения исковых требований, признать за ней право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со ст.34 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года за проживание <адрес> в период с <дата> по <дата>, а также обязать ответчика назначить пенсию по старости досрочно с <дата>.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит отменить решение суда, мотивируя тем, что у суда не было законных оснований для удовлетворения требований Агаповой И.Б., поскольку проживание её в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период не подтверждено регистрацией по месту жительства.
Также ссылается на то, что истцу пенсия по старости не может быть назначена со дня его первоначального обращения, так как право на пенсию может возникнуть у Агаповой И.Б. только с момента вступления решения суда в законную силу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены состоявшегося решения.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с последующими изменениями и дополнениями, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, относятся лица, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии со ст. 34 выше указанного закона, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.01г. № 173-ФЗ, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.ст. 32-35 цитируемого Закона предусматривается для граждан, проживающих или проживавших на указанных территориях в период от момента катастрофы на ЧАЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени проживания на указанной территории до момента принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяется перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденного Правительством РСФСР от 28.12.1991года № 237-Р, действовавшим до 01.02.1998г., и перечне от 18.12.1997г. № 1582, утвержденного Правительством РФ, действующем с 01.02.1998 года – населенный пункт – <адрес> указан как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации имеет целью обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Агапова И.Б., <дата> г.р., с <дата> по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Судом установлено, что Агапова И.Б. хотя и зарегистрирована по адресу: <адрес>, но фактически с <дата> по настоящее время постоянно проживает в <адрес>, которая относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой <...> сельского поселения <адрес> № от <дата> (<...>), копией паспорта истца (<...>), копией медицинской карты амбулаторного больного, где адрес проживания истца указан: <адрес> (<...>), копиями похозяйственных книг <...> сельского поселения, где Агапова И.Б. значится в списке членов хозяйства дома № в <адрес> (<...>), копией удостоверения серии №, выданного Агаповой И.Б. проживающей в населенном пункте <адрес>, подвергшегося радиоактивному загрязнению <...>), свидетельством № о регистрации по месту пребывания Агаповой И.Б. по адресу: <адрес> с <дата> по <дата> (<...>), копией свидетельства о праве собственности на землю на имя мужа истицы ФИО1 (<...>), копией военного билета на имя сына истицы ФИО2, где местом его рождения указана <адрес>, справкой МБОУ Средняя образовательная школа № имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева г. Орла, из которой следует, что ФИО2 (сын истицы) обучался в указанном учебном учреждении с <дата> по <дата> и проживал по адресу: <адрес> (<...>).
Факт постоянного проживания Агаповой И.Б. в <адрес> в спорный период времени также подтверждается показаниями допрошенных в суде первой инстанции свидетелей ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, которые пояснили, что истец в спорный период времени постоянно проживала в <адрес>. Факт проживания истца в кв.№ д. № по ул. <адрес> г. Орла, свидетели, проживающие в данном доме, не подтвердили.
Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" применяется перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 (в ред. Постановления Правительства РФ от 7.04.2005г. №197, с изменениями, внесёнными решениями Верховного Суда РФ от 29.08.2002 N ГКПИ01-1757, от 23.10.2002 № ГКПИ 02 -1146, 23.12. 2002 № ГКПИ 2002 -1291), указан населенный пункт <адрес>, как зона проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 18 декабря 1997 г.
Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что истец в спорный период времени постоянно проживал в <адрес>, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за Агаповой И.Б. права на снижение пенсионного возраста для назначения пенсии по старости, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», на 3 года.
По указанным основаниям довод жалобы о том, что у суда не было законных оснований для удовлетворения требований Агаповой И.Б., поскольку проживание его в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период не подтверждено регистрацией по месту жительства, не влечет отмену решения суда.
В соответствии с п.п. 1,2 ст.19 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Удовлетворяя требования Агаповой И.Б. и обязывая ответчика назначить ей пенсию с <дата>, суд первой инстанции исходил из того, что на указанную дату истец имел право на назначение льготной пенсии, однако ей в этом было неправомерно отказано.
Судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными, а доводы апелляционной жалобы ответчика несостоятельными. Суд обоснованно обязал пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган, поскольку это установлено ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика и отмены состоявшегося решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 25 декабря 2012года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи