Дело № 3а-673/2020
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть
Именем Российской Федерации
23 июля 2020 года г. Красногорск
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.,
с участием прокурора Московской областной прокуратуры Быхановой Е.В.
при секретаре Тягай А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тверского И. А. и Тверской Н. Б. об оспаривании нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, руководствуясь ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Тверскому И. А. и Тверской Н. Б. в признании решения Совета депутатов городского округа Люберцы Московской области №164/18 от 20.12.2017 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Люберцы Московской области» (в редакции решения №317/39 от 02.10.2019 года и №351/45 от 25.03.2020 года) недействующим в части включения в основные виды разрешенного использования вида «Спорт» с кодом 5.1, изменение предельных максимальных размеров площади земельных участков с 3000 кв. метров до 5000 кв. метров и утверждение в качестве вспомогательных видов разрешенного использования видов с кодами 3.9.1, 8.3 для территориальной зоны Ж-2.1 зона застройки индивидуальными жилыми домами - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Ю. Елизарова
Дело № 3а-673/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2020 года г. Красногорск
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.,
с участием прокурора Московской областной прокуратуры Быхановой Е.В.,
при секретаре Тягай А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тверского И. А. и Тверской Н. Б. об оспаривании нормативного правового акта представительного органа муниципального образования,
установил:
Советом депутатов городского округа Люберцы Московской области №164/18 от 20.12.2017 года принято решение «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Люберцы Московской области».
Решением №317/39 от 02.10.2019 года и №351/45 от 25.03.2020 года Советом депутатов городского округа Люберцы Московской области в указанное выше решение внесены изменения. Нормативные правовые акты опубликованы.
Административные истцы являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и расположенными на них объектами недвижимости жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> и нежилых строений с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Объекты расположены по адресу: <данные изъяты> и входят в территориальную зону Ж-2.1 зона застройки индивидуальными жилыми домами городского округа Люберцы Московской области с ограничением видов разрешенного использования земельных участков.
Административные истцы обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением в котором уточняя заявленные требования указали, что решением Совета депутатов городского округа Люберцы Московской области утверждены изменения в правилах землепользования и застройки для территориальной зоны Ж-2.1, в виде включения дополнительного вида разрешенного использования «Спорт» (код 5.1) в основные виды разрешенного использования и изменение параметра максимального разрешенного размера земельного участка с 3000 кв.метров до 5000 кв.метров.
Административные истцы обращают внимание, что в обжалуемом нормативном правовом акте в территориальной зоне Ж-2.1 зона застройки индивидуальными жилыми домами вид разрешенного использования «Спорт» (код 5.1) находится как в основных идах, так и в условно разрешенных видах.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки, а также дублирование вида разрешенного использования в основном и условно разрешенных видах использования полагают нарушающим их законные права и интересы, противоречащим частям 14, 15 статьи 31, части 1, подпункту 3 пункта 3 части 3 статьи 33, статьи 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, частям 22-27, 31 Постановления Правительства Московской области от 30.12.2014г. №1182/51.
Административные истцы считают, что изменение вида разрешенного использования с «индивидуального жилищного строительства» на вид «Спорт»,допускающего строительство коммерческого спортивного нежилого здания в частном жилом секторе нарушит благоприятные условия проживания. Создаст шум, гам, музыку, конфликтные ситуации, загазованность от автотранспорта клиентов, затенение соседних и смежных земельных участков и жилых домов от капитального нежилого здания, и приведет к снижению стоимости и ценности, принадлежащих им земельных участков и объектов капитального строительства, нанесет ущерб экологии.
Кроме того, внесены изменения в территориальную зону Ж-2.1 в части увеличения предельного максимального размера площади земельных участков с 3000 кв. метров до 5000 кв.метров произведены без проведение публичных слушаний или общественных обсуждений, что может повлечь нарушение законных прав и интересов административных истцов.
Принятым Советом депутатов муниципального образования городской округ Люберцы Московской области решением №351/45 от 25.03.2020 года «Об устранении технической ошибки в Правилах землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Люберцы Московской области» из градостроительных регламентов территориальной зоны Ж-2.1 зона застройки индивидуальными жилыми домами исключен условно разрешенный вид использования «Спорт». Административные истцы находят данное решение незаконным и продиктованным исключительно желанием заинтересованных лиц по административному делу скрыть следы своих коррупционных преступлений, исказить действительность и ввести суд в заблуждение.
Полагают, что фактически Совет депутатов городского округа Люберцы Московской области данным решением исключил законный вид разрешенного использования «Спорт» из условно разрешенных видов, утвержденный Решением №164/18 и узаконил незаконное внесение вида разрешенного использования «Спорт» в основные виды территориальной зоны Ж-2.1 Решением №317/39 от 02.10.2019года.
По мимо изложенного выше, административные истцы указали на противоречие статье 37 ГрК РФ в части включения в перечень градостроительных регламентов для территориальной зоны Ж-2.1 вспомогательных видов разрешенного использования таких как обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (код 3.9.1); обеспечение внутреннего правопорядка (код 8.3).
Виды разрешенного использования с кодами 3.9.1 и 8.3 отсутствуют в основных и условно разрешенных видах. Следовательно, вспомогательные виды разрешенного использования с данными кодами незаконны для территориальной зоны Ж-2.1, так как фактически являются самостоятельными, а закон разрешает их наличие только в качестве дополнительных по отношению к основным видам и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Просят решение №164/18 от 20.12.2017г. Совета депутатов городского округа Люберцы Московской области «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Люберцы Московской области» (в редакции от 02.10.2019г. №317/39; от 25.03.2020г. №351/45) в части включения в основные виды разрешенного использования вида «Спорт» с кодом 5.1, изменение предельных максимальных размеров площади земельных участков с 3000 кв. метров до 5000 кв. метров и утверждение в качестве вспомогательных видов разрешенного использования видов с кодами 3.9.1, 8.3 для территориальной зоны Ж-2.1 зона застройки индивидуальными жилыми домами признать недействующим и исключить из правового регулирования.
В судебном заседании административные истцы, заявленные требования поддержали.
Представитель Совета депутатов городского округа Люберцы Московской области, а также действующий как представитель заинтересованного лица Администрации городского округа Люберцы Московской области возражал относительно заявленных требований, полагая, что нормативный правовой акт утвердивший документ территориального зонирования муниципального образования принят уполномоченным органом в соответствии с процедурой его приятия, форме принятия, прав и законных интересов административных истцов не нарушает. Нормативный правовой акт в оспариваемой его части соответствует требованиям федерального законодательства.
Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области возражала относительно заявленных требований, ссылаясь на соблюдение компетенции, процедуры принятия.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав заключение прокурора полагавшего, что основания для удовлетворения требований отсутствуют, приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Советом депутатов городского округа Люберцы Московской области №164/18 от 20.12.2017 года принято решение «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Люберцы Московской области».
В правилах землепользования и застройки, утвержденных выше приведенным решением, вид разрешенного использования такой как «Спорт» (код 5.1) был поименован в условно разрешенных видах для территориальной зоны Ж-2.1 зона застройки индивидуальными жилыми домами.
Решением №317/39 от 02.10.2019 года Советом депутатов городского округа Люберцы Московской области в указанное выше решение внесены изменения а именно: в территориальную зону Ж-2.1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами качестве основного вида разрешенного использования земельного участка включен в такой вид как «Спорт» (код 5.1). Изменен градостроительный регламент зоны Ж-2.1 в части увеличения предельных максимальных размеров площади земельных участков с 3000 кв. метров до 5000 кв. метров.
В приложении к газете «Люберецкая панорама» «Вестник официальных документов» №34 (184) от 03.10.2019 года решение Совета депутатов городского округа Люберцы №317/39 от 02.10.2019г. «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Люберцы Московской области» правила землепользования и застройки в текстовом и графическом виде опубликованы и размещены на сайте администрации городского круга Люберцы Московской области.
Поскольку земельные участки, принадлежащие административным истцам на праве собственности, расположены в территориальной зоне Ж-2.1 зона застройки индивидуальными жилыми домами, административные истцы считают, что внесение изменений в правила землепользования и застройки в части добавления основного вида разрешенного использования «Спорт», нарушает их законные права и интересы, а само внесение изменений осуществлено с нарушением процедуры, установленной действующим градостроительным законодательством.
Из пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, и др.
Как следует из положений статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить поименованному кодексу.
Согласно пунктам «б», «в» и «д» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 26 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон N 131-ФЗ), частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил землепользования и застройки.
В силу частей 1, 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Порядок опубликования (обнародования) правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений.
В соответствии с п.п. 1.2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Частью 1.2 статьи 17 Закона №131-ФЗ, введенной Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», субъектам Российской Федерации предоставлено право осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующими законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона Московской области от 24.07.2014 №106/2014-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области», полномочия органов местного самоуправления городских округов по подготовке правил землепользования и застройки муниципальных образований, а также по внесению в них изменений осуществляют Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, а именно на Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (правопреемник Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области).
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 30 - 35 ГрК РФ. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ (часть 1 статьи 33 ГрК РФ).
Согласно части 5 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также пункта 5 статьи 24 Устава муниципального образования городской округ Люберцы Московской области по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 4 статьи 5.1 ГрК РФ предусмотрено, что процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов:
1)оповещение о начале общественных обсуждений;
2)размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3)проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;
4)подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;
5)подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Устава муниципального образования городской округ Люберцы Московской области предусмотрено, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях городского округа Люберцы, утверждаемым решением Совета депутатов.
Во исполнение положений Устава Советом депутатов муниципального образования городской округ Люберцы МО 06.06.2018 года принято решение № 220/22 «Об утверждении Положения об организации и проведении общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в муниципальном образовании городской округ Люберцы Московской области» (далее - Положение).
Также Советом депутатов муниципального образования городской округ Люберцы МО принято решение 06.06.2018 года № 221/22 «Об утверждении Порядка предоставления предложений и замечаний по вопросу, рассматриваемому на общественных обсуждениях в сфере градостроительной деятельности» (далее - Порядок).
Согласно п. 1.2 Положением определяется:
1)порядок организации и проведения общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Люберцы Московской области (далее - муниципальное образование);
2)организатор общественных обсуждений;
3)срок проведения общественных обсуждений;
4)официальный сайт;
5)требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений;
6)форма оповещения о начале общественных обсуждений, порядок подготовки и форма протокола общественных обсуждений, порядок подготовки и форма заключения о результатах общественных обсуждений;
7)порядок проведения экспозиции проекта, подлежащего
рассмотрению на общественных обсуждениях, а также порядок консультирования посетителей экспозиции проекта, подлежащего
рассмотрению на общественных обсуждениях.
Подпунктом 2 пункта 2.1 Положения предусмотрено, что рассмотрению на общественных обсуждениях подлежат в т.ч. проекты о внесении изменений в правила землепользования и застройки городского округа Люберцы Московской области.
Пунктами 4.1 и 4.4 Положения установлено, что решение о проведении общественных обсуждений принимается Главой городского округа Люберцы Московской области и должно быть опубликовано не позднее двух дней со дня принятия в официальных печатных изданиях.
В ходе рассмотрения дела установлено, что все указанные этапы были соблюдены.
Так Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области от 27 июля 2018 года принято распоряжение №31ВР-254 «О подготовке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки (части территории) городского округа Люберцы Московской области».
По проекту изменений правил землепользования и застройки постановлением Главы муниципального образования городской округу Люберцы от 29 января 2019 года №05-ПГ в период с 24 января 2019 года по 29 марта 2019 года назначены общественные обсуждения. Постановление опубликовано в печатном издании официальных документов Вестник (приложение к газете «Люберецкая Панорама» №3 (153) от 24 января 2019 года).
Главой администрации городского округа Люберцы Московской области по результатам общественных обсуждений утвержден 08 апреля 2019 года протокол и подготовлено заключение, опубликованное в местном печатном издании «Люберецкая Панорама» ( в разделе официальные документы Малаховский вестник).
Одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложения об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (пункт 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6.1 административного регламента предоставления государственной услуги «Принятие решения о внесении изменений в правила землепользования и застройки поселений, городского округа Московской области» (утв. Распоряжением Главархитектуры МО от 20.12.2018 № 30РВ- 493) собственник земельного участка обращается в Мособлархитектуру с заявлением о предоставлении государственной услуг при условии наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселений, городских округов, на территории которых расположен рассматриваемый земельный участок или объект капитального строительства, с предложением о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части изменения градостроительных регламентов, границ территориальных зон в следующих случаях в т.ч. в инициативном порядке.
Как следует из материалов административного дела обсуждаемые изменения градостроительного регламента территориальной зоны Ж-2.1 зона застройки индивидуальными жилыми домами в правилах землепользования и застройки городского округа Люберцы Московской области рассмотрены и приняты по заявлению правообладателя земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в данной территориальной зоне.
Указанное заявление подано правообладателем земельного участка 13.02.2019 года, то есть в период проведения общественных обсуждений (номер Р001-4529139789-21287967) в порядке предоставления государственной услуги. Правовых оснований для отказа в приеме документов и для отказа в предоставлении государственной услуги администрация муниципального образования не усмотрела.
Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области, по результатам рассмотрения заявления собственника земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010102:3924, с учетом согласования внесения оспариваемых изменений Министерством жилищной политики Московской области, Министерством инвестиций и инноваций Московской области, Министерством культуры Московской области, Администрации городского округа Люберцы Московской области, Комитетом одобрено предложение по внесению изменений в правила землепользования и застройки в части градостроительного регламента территориальной зоны Ж-2.1 с включением в основные вида разрешенного использования такого вида разрешенного использования как «Спорт» (код 5.1).
В соответствии с частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду (ч. 3 ст. 35 ГрК РФ).
На основании положений классификатора видов разрешенного использования, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года №540 вид разрешенного использования «Спорт» предусматривает размещение зданий и сооружений для занятия спортом, то есть объектов, не оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, территориальная зона Ж-2.1 зона застройки индивидуальными жилыми домами предполагает наличие среди основных разрешенных видов использования, такого вида разрешенного использования как – «Спорт».
Оспариваемые изменения одобрены Градостроительным советом Московской области от 19.03.2019 года (выписка из Протокола № 10).
Исходя из изложенного, внесение вида использования «Спорт» с кодом 5.1 в градостроительный регламент территориальной зоны Ж-2.1 зона застройки индивидуальными жилыми домами в перечень основных видов разрешенного использования, произведено в соответствии с действующим законодательством.
Вид разрешенного использования «Спорт» допускает размещение зданий и сооружений для занятия спортом, указанные объекты связаны с проживанием граждан, их возведение не причиняет вреда окружающей среде и санитарному благополучию, не требует установления санитарных зон и не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, поэтому не нарушает прав жителей.
Вместе с тем при утверждении Советом депутатов городского округа Люберцы оспариваемых правил землепользования и застройки установленный вида разрезного использования земельных участков «Спорт» код 5.1 поименован как в основных видах разрешенного использования, так и условно разрешенных видах разрешенного использования.
Ошибочное допущение указаний при утверждении внесения изменений в правила землепользования и застройки в части сохранения в условно разрешенном виде использования такого вида как «Спорт» было признано стороной административного ответчика в ходе рассмотрения дела.
На основании обращения Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 18 марта 2020 года Советом депутатов городского округа Люберцы Московской области 25 марта 2020 года принято решение №351/45 об устранении технической ошибки в части исключении из градостроительных регламентов территориальной зоны Ж-2.1 зона застройки индивидуальными жилыми домами условно разрешенного вида использования «Спорт», поскольку он содержится в перечне основных видов разрешенного использования. Указанное решение опубликовано в печатном издании.
Приведенное выше, дает суду основания полагать, что в данном случае Советом депутатов принято решение, которым нормативные положения правил землепользования и застройки приведены в соответствие с действующим законодательством, налагающим запрет на нахождение одного вида разрешенного использования в основных и условно разрешенных видах одной территориальной зоны.
Доводы административных истцов о том, что один и тот же вид разрешенного использования «Спорт» внутри одной территориальной зоны отнесен как к основному, так и к условно разрешенному виду не нашел своего подтверждения. Не нашел своего подтверждения и довод административных истцов о том, что решением об исправлении технической ошибки в нормативном правовом акте фактически внесены очередные изменения в правила землепользования и застройки городского округа Люберцы.
Относительно доводов административных истцов о не согласии с изменением градостроительных регламентов для земельных участков с видом разрешенного использования для территориальной зоны Ж-2.1 в части увеличения определенной предельной максимальной площади участков с 3000 кв. метров до 5000 кв. метров суд полагает необходимым учесть следующее.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Как следует из материалов дела, административными истцами в рамках оказания государственной услуги 13.04.2019 года было подано заявление №Р001-1028600690-23319021 о рассмотрении вопроса о внесении изменений в проект правил землепользования и застройки в части изменения в градостроительном регламенте зоны Ж-2.1 максимальной площади образуемых земельных участков.
Указанный вопрос был рассмотрен на заседании Комиссии по подготовке правил землепользования и застройке муниципальных образований Московской области (протокол № 16 от 30.04. 2019) и на заседании Градостроительного совета Московской области (протокол № 16 от 30.04.2019).
Проект правил землепользования и застройки со всеми внесенными в него изменениями, в том числе изменениями по предложению административных истцов относительно изменения предельных максимальных параметров земельных участков территориальной зоны Ж-2.1 был согласован и рассмотрен на заседании Градостроительного совета, одобрен и рекомендован к направлению на утверждение в Совет депутатов (протокол от 24.09.2019 года № 36).
Таким образом, изменения в части градостроительных регламентов внесены в правила землепользования и застройки с учетом предложений административных истцов, их права и законные интересы в данной части оспариваемые положения не нарушают. Каких-либо нарушений порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, влекущего его безусловную отмену, судом не установлено.
С доводами административных истцов относительно не соответствия Классификатору допущение в зоне Ж- 2.1 в качестве вспомогательных видов разрешенного использования видов разрешенного использования с кодами 3.9.1, 8.3 суд согласиться не может исходя из следующего.
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: вспомогательные виды разрешенного использования допускаются только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Так в перечне градостроительных регламентов для территориальной зоны Ж-2.1 в основных видах разрешенного использования включены виды разрешенного использования для индивидуальной жилой застройки (код 2.1) и спорт (код 5.1).
В вспомогательных видах значатся такие виды разрешенного использования как: обслуживание жилой застройки (код 2.7); обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (код 3.9.1); обеспечение внутреннего правопорядка (код 8.3). В качестве условно разрешенных видов использования включены такие вида разрешенного использования как: для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2), бытовое обслуживание (код 3.3), дошкольное начальное и среднее общее образование (код 3.5.1), культурное развитее (код 3.6), общественное управление (код 3.8), амбулаторное ветеринарное обслуживание (код 3.10.1), банковская и страховая деятельность (код 4.5), ведение огородничества (код 13.1), ведение садоводства (код 13.2).
Приказом Минэкономразвития от 01.09.2014года №540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования видов земельных участков (далее классификатор).
В соответствии с классификатором вид разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» - допускает размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.
Для вида разрешенного использования «Спорт» (код 51) допускается размещение зданий и сооружений для занятия спортом. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 5.1.1 - 5.1.7
Поименованные в качестве вспомогательных видов разрешенного использования виды такие как:
обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях код (3.9.1) допускает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее гидрометеорологических, агрометеорологических и гелиогеофизических характеристик, уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного - космического пространства, зданий и сооружений, используемых в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Вид разрешенного использования обеспечение внутреннего правопорядка код (8.3) допускает размещение объектов капитального строительства, необходимых для подготовки и поддержания в готовности органов внутренних дел, Росгвардии и спасательных служб, в которых существует военизированная служба; размещение объектов гражданской обороны, за исключением объектов гражданской обороны, являющихся частями производственных зданий.
Таким образом, из смысла приведенных правовых норм в их системном толковании следует, что применительно к основным видам использования, предусмотренным правилами землепользования и застройки вспомогательные виды использования допускают размещение объектов для удовлетворением повседневных потребностей жителей жилых домов.
При этом в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации при разработке правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округа Люберцы органами местного самоуправления, установленные вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков с кодами 3.9.1, 8.3, допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования.
В свою очередь действующее законодательство не налагает запрета на размещение объектов вспомогательного типа по обеспечению потребности в области гидрометеорологии и обеспечении внутреннего правопорядка на землях застройки индивидуальными жилыми домами, что не противоречий положениям статьи 37 ГрК РФ и Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации №540 от 01.09.2014 года, прав и законных интересов не нарушает.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, с соблюдением установленного порядка принятия, его содержание не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, оснований для признания его недействующим не имеется.
С учетом изложенного суд, оснований для удовлетворения заявленных административными истцами требований не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Тверскому И. А. и Тверской Н. Б. в признании решения Совета депутатов городского округа Люберцы Московской области №164/18 от 20.12.2017 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Люберцы Московской области» (в редакции решения №317/39 от 02.10.2019 года и №351/45 от 25.03.2020 года) недействующим в части включения в основные виды разрешенного использования вида «Спорт» с кодом 5.1, изменение предельных максимальных размеров площади земельных участков с 3000 кв. метров до 5000 кв. метров и утверждение в качестве вспомогательных видов разрешенного использования видов с кодами 3.9.1, 8.3 для территориальной зоны Ж-2.1 зона застройки индивидуальными жилыми домами - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 12 августа 2020 года.
Судья М.Ю. Елизарова