Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2756/2014 ~ М-2258/2014 от 17.06.2014

дело №2-2756/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2014 года

Промышленный районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи        Селезеневой И.В.,

При секретаре                Кондрашовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликова С.А., действующего в интересах несовершеннолетней Куликовой А.С., к ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности по проведению ремонта технического средства реабилитации инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Куликов С.А., действующий в интересах несовершеннолетней Куликовой А.С., обратился в суд с иском к ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - Фонд) о возложении обязанности по проведению ремонта технического средства реабилитации инвалидов. В обоснование требований указал, что 10.08.2011 его дочери проведена кохлеарная имплантация на правом ухе. 01.04.2014 ей была повторно установлена инвалидность с присвоением категории «ребенок-инвалид» и выдана индивидуальная программа реабилитации (далее – ИПР), в соответствии с которой речевой процессор к кохлеарному импланту требует настройки и ремонта. В соответствии с актом о неисправности от 10.04.2014, аккумуляторные батареи выработали свой ресурс и находятся в нерабочем состоянии. 06.05.2014 истец подал ответчику заявление о производстве ремонта речевого процессора, однако до сих пор средство реабилитации не отремонтировано.

Просит суд возложить на ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязанность по проведению ремонта (замены) внешних элементов комплекта речевого процессора (аккумуляторов).

В судебном заседании истец требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что отказ ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в замене внешних элементов комплекта речевого процессора необоснован, поскольку противоречит ст.11.1 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Представители ГУ – Смоленского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Хибин А.В.и Жукова О.А. иск не признали, пояснив, что в соответствии с письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, замена и ремонт выходящих из строя частей системы кохлеарной имплантации, установка которой осуществлялась в рамках высокотехнологической медицинской помощи (а не предоставлялось уполномоченным органом), не может осуществляться таковым за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение ТСР, включая и ремонт протезно-ортопедических изделий. В удовлетворении иска просил отказать.

Представитель Департамента Смоленской области по здравоохранению Деревцова М.А. иск не признала, указав, что по квоте, выделяемой нуждающимся на оказание высокотехнологичной помощи, ФГУ «Центр аудиологии и слухопротезирования» ребенку-инвалиду Куликовой А.С. было выполнено оперативное вмешательство с установкой речевого кохлеарного импланта. Дополнительная квота на замену внешних элементов комплекта речевого комплекса Департаментом не предоставляется, поскольку ремонт установленного оборудования не является основанием к ее выделению. Таким образом, права истца Департаментом Смоленской области по здравоохранению не нарушены. В удовлетворении исковых требований просила отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (ст.11.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240). На указанные цели Фонду социального страхования Российской Федерации выделяются средства из федерального бюджета.

Государством в силу ст.10 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №181-ФЗ) инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, который утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

В судебном заседании установлено, что решением комиссии РНПЦ А и С по отбору больных для кохлеарной имплантации Куликовой А.С., род. ДД.ММ.ГГГГ, рекомендовано проведение операции в счет плановых объемов государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи.

10.08.2011 Куликовой А.С. была проведена кохлеарная имплантация на правом ухе, установлен имплант HiRes 90К Helix electrode №452105, речевой процессор Harmony beige (США) за счет квоты центра аудиологии и слухопротезирования №66.0000.04343.114.

Повторно инвалидность категории «ребенок-инвалид» установлена Куликовой А.С. сроком до 01.04.2016, дата очередного освидетельствования 07.03.2016, что подтверждается справкой серии МСЭ-2012, выданной ФГУ «ГБ МСЭ по Смоленской области» Минтруда России Бюро №17 на основании акта освидетельствования от 31.03.2014.

Специалистами МСЭ была разработана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, в которой указано, что Куликовой А.С. установлен 1 кохлеарный имплант и речевой процессор к кохлеарному импланту, и она нуждается в таких услугах по реабилитации, как настройка речевого процессора и ремонт со сроком проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР с 31.03.2014 по 01.04.2016.

Кохлеарная имплантация (КИ) является высокотехнологичной медицинской помощью. Кохлеарный имплант – сложная система, состоящая из имплантируемой и наружной частей, который преобразует звуки речи в электрические импульсы, подающиеся непосредственно в слуховой нерв через систему электродов, введенных в улитку. Тональные пороги слуха после КИ составляют 25-40 дБ, при этом речевые сигналы, принимаемые слуховой системой пациента несколько искажены по сравнению с естественным восприятием речи. При снятии внешней части кохлеарной системы или неисправности системы, разрядке элемента питания, пациент воспринимает только очень громкие звуки в соответствии с порогами слуха на не имплантированном ухе. Слухоречевые возможности пациента с речевым процессором Harmony определяют его адаптацию в среду слышащих.

В соответствии с медицинской справкой, выданной Российским научно-практическим центром аудиологии и слухопротезирования от 20.03.2012 после проведенной операции пациент нуждается в длительной медико-педагогической реабилитации: настройке речевого процессора на базе РНПЦ А и С, постоянных занятиях с сурдопедагогом по месту жительства, обеспечении речевой среды, а также в техническом сопровождении, включающем в себя регулярное обеспечение элементами питания (батарейки и аккумуляторы), периодическую замену неисправных частей процессора, замену речевого процессора (срок замены речевого процессора после 5 лет службы) в случае неремонтоспособности и при наличии заключения сервисной службы.

В соответствии с актом о неисправности от 10.04.2014, составленном ООО «ООО», гарантия на наружную часть (комплект речевого процессора) исчисляется со времени первой настройки, и составляет 90 дней. Аккумулятор PowerCel Plus вышел из строя по истечении срока гарантии. Рекомендована его замена.

06.05.2014 Куликов С.А. обратился в Фонд с заявлением о проведении ремонта речевого процессора.

Заключением медико-технологической экспертизы по установлению ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий от 06.05.2014 в ремонте речевого процессора отказано на основании письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.02.2014 №13-3/13-47 по вопросу замены и ремонта речевого процессора системы кохлеарной имплантации, установка которой осуществлялась в рамках высокотехнологической медицинской помощи.

В настоящее время ребенку-инвалиду Куликовой А.С. услуга по реабилитации - ремонт (замена) внешних элементов комплекса речевого процессора не оказана.

Инициируя судебное разбирательство, истец считает, что, отказывая в удовлетворении его заявления, Фонд вышел за пределы своей компетенции, разрешив вопрос о возможности распределения бюджетных средств, тогда как законодательно такое основание для отказа в ремонте ТСР не предусмотрено.

Ответчик в обоснование своей позиции ссылается на обязательность применения письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, которым замена и ремонт выходящих из строя частей системы кохлеарной имплантации, установка которой осуществлялась в рамках высокотехнологической медицинской помощи (а не предоставлялось уполномоченным органом), таковаым за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение ТСР, включая и ремонт протезно-ортопедических изделий, не предусмотрена.

Суд, анализируя собранные по делу обстоятельства и факты, приходит к выводу об удовлетворении требований истца ввиду следующего.

Согласно ст.11 Федерального закона №181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

К техническим средствам реабилитации инвалидов (далее - TCP) относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. К видам технических средств реабилитации относятся: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу дня слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь (ст.11.1 ФЗ №181).

Обеспечение инвалидов ТСР осуществляется в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240.

В соответствии с п.3 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется, в том числе, путем оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия).

Судом установлено, что в индивидуальной программе реабилитации Куликовой А.С. от 31.03.2014 указано на необходимость настройки речевого процессора и его ремонт.

Согласно п.7, 11 Правил ремонт технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, предоставленных соответственно инвалиду, ветерану бесплатно или приобретенных ими за собственный счет с последующей компенсацией в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил, осуществляется бесплатно на основании заявлений, поданных в уполномоченный орган.

Сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями до их замены устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно п.8-122 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.05.2013 №215н «Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» кохлеарный имплант является эндопротезом, срок пользования и замены которого, определяются лечебно-профилактическими учреждениями и подтверждаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Таким образом, при указании срока проведения реабилитационных мероприятий применением TCP в индивидуальной программе реабилитации инвалида, принимаются во внимание срок установления инвалидности и рекомендации о необходимости периодичности замены TCP.

Отказывая в удовлетворении заявления истца, ответчик полагает, что замена и ремонт выходящих из строя частей системы кохлеарной имплантации, на ГУ ФСС законодательно не возлоджена.

Однако суд не может согласиться с данным утверждением в силу следующего.

Статьей 11.1 Федерального закона №181-ФЗ установлено, что финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

В силу п.16 Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнована предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели.

    Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21.08.2008 №438н «Об утверждении порядка осуществления и формы заключения медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий» утвержден Порядок осуществления исполнительным органом фонда социального страхования Российской Федерации медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, в соответствии с которым по результатам медико-технической экспертизы уполномоченным органом устанавливается целесообразность и возможность ремонта технического средства (изделия), При установлении невозможности ремонта технического средства (изделия) уполномоченным органом в заключении медико-технической экспертизы делается вывод о необходимости досрочной замены технического средства (изделия) и указываются причины его досрочной замены. В заключении медико-технической экспертизы даются рекомендации об организации, осуществляющей проведение ремонта и обеспечение новым техническим средством (изделием).

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что финансовое обеспечение ремонта TCP за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации является императивной нормой ст. 11.1 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая при этом не содержит каких-либо изъятий, касающихся высокотехнологической медицинской помощи.

Порядок, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21.08.2008 №438н, в качестве основания для отказа в ремонте TCP не предусматривает невозможность предоставления бюджетных ассигнований федерального бюджета на замену и ремонт ТСР, и такой отказ не может являться обоснованным, поскольку в рамках своих полномочий по рассмотрению заявлений о ремонте ТСР Фонд правомочен лишь судить о целесообразности и возможности ремонта технического средства (речевого процессора), а в случае невозможности ремонта – замены TCP, что отражает в своем заключении, но не о возможности распределения бюджетных средств.

Ссылка ответчика на письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации вышеприведенного содержания необоснованна по следующим основаниям.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.06.2012 №610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» Министерство труда и социального развития имеет право принимать нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственной ему федеральной службы, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В соответствии со ст.106, 114 Конституции РФ вопросы формирования и исполнения бюджета относятся к ведению Государственной Думы РФ и Правительства РФ.

Поскольку, при разрешении спора, в силу ст.11 ГПК РФ, суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в то время как письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации к таковым не относится, суд не может брать его за основу для вынесения решения.

Таким образом, судом установлено, что заявление истца о производстве ремонта технического средства реабилитации в течение длительного времени не удовлетворено, что бесспорно нарушает права заявителя.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к убеждению о необходимости возложения обязанности на Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ произвести замену двух единиц аккумуляторных батарей PowerCel Plus (CI -5540-300) комплекта речевого процессора системы кохлеарной имплантации «HiResolution Bionic Ear System» производства компании Advanced Bionics, установленного в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи ребенку-инвалиду Куликовой А.С..

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Куликова С.А. удовлетворить.

Обязать ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ произвести замену двух единиц аккумуляторных батарей PowerCel Plus (CI -5540-300) комплекта речевого процессора системы кохлеарной имплантации «HiResolution Bionic Ear System» производства компании Advanced Bionics, установленного в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи ребенку-инвалиду Куликовой А.С..

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца с момента изготовления его в мотивированной форме.

Судья                    И.В. Селезенева

2-2756/2014 ~ М-2258/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Куликов Сергей Альбертович
Куликова Александра Сергеевна
Ответчики
ГУ Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Департамент Смол. обл. по здравоохранению
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленска
Судья
Селезенева Ирина Вячеславовна
Дело на сайте суда
prom--sml.sudrf.ru
17.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.06.2014Передача материалов судье
30.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2014Подготовка дела (собеседование)
22.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.07.2014Судебное заседание
29.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2014Дело оформлено
04.09.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее