Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
19 марта 2018 года ...
Лабытнангский городской суд постоянное судебное присутствие в селе ... в составе
председательствующего судьи Михайловой О.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора природоохранной прокуратуры ... действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Спецтеплосервис» о понуждении устранить нарушения водного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор природоохранной прокуратуры ЯНАО действующий в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ЗАО «Спецтеплосервис» о признании незаконным действия ответчика по эксплуатации водного объекта ... (бассейн Обской губы Карского моря) без утвержденного в уполномоченном исполнительном органе государственной власти ... проекта зоны санитарной охраны, возложении обязанность на ответчика прекратить использование водного объекта ... (бассейн Обской губы Карского моря) с географическими координатами 66?34?9,5" с.ш. 67?47?29,8" в.д. для забора (изъятия) водных ресурсов поверхностного водного объекта на хозяйственно-питьевые и производственные нужды ЗАО «Спецтеплосервис» и ... без утверждённого в установленном законом порядке в уполномоченном исполнительном органе государственной власти ..., проекта санитарной охраны по истечении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Мотивируя заявленные требования тем, что Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой в деятельности ЗАО «Спецтеплосервис» проведена проверка исполнения водного законодательства, в ходе которой установлено, что ответчик на основании договора водопользования от ДД/ММ/ГГ №-ДД/ММ/ГГ.002-Р-ДЗИО-С-2014-02129/00 использует водный объект - ... (бассейн Обской губы Карского моря) для забора (изъятия) водных ресурсов поверхностного водного объекта на хозяйственно-бытовые и питьевые нужды ЗАО «Спецтеплосервис» и .... Вопреки требованиям действующего законодательства ЗАО «Спецтеплосервис» использует объект ... (бассейн Обской губы Карского моря) в отсутствие утвержденного департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО проекта зоны санитарной охраны. ЗАО «Спецтеплосервис» разработан проект зон санитарной охраны для поверхностного водного объекта - ... (бассейн Обской губы Карского моря) для забора (изъятия) водных ресурсов на хозяйственно-бытовые и питьевые нужды ЗАО «Спецтеплосервис» и .... На данный проект Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ЯНАО выдано санитарно-эпидемиологическое заключение №ДД/ММ/ГГ.ООО.Т.00016ДД/ММ/ГГ от ДД/ММ/ГГ, однако он не был направлен в Департамент для утверждения. В этой связи природоохранной прокуратурой в адрес генерального директора ЗАО «Спецтеплосервис» ДД/ММ/ГГ внесено представление об устранении нарушений закона №. Однако, в настоящее время указанные в представлении нарушения не устранены, должные и действенные меры по их устранению не приняты, проект ЗСО в настоящее время не утвержден. Так, ЗАО «Спецтеплосервис» соответствующее письменное заявление о принятии проекта ЗСО на рассмотрение и утверждение в уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа направило ДД/ММ/ГГ, после внесения представления прокурора. По результатам рассмотрения представленного Обществом проекта ЗСО Департаментом принято решение от ДД/ММ/ГГ № об отказе в предоставлении государственной услуги «Утверждение проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установление границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения». В настоящее время Обществом заключен договор с ООО «ЭкоРос» от ДД/ММ/ГГ № на оказание услуг по разработке проекта зон санитарной защиты для объекта, водозабор в ..., на реке Обь. Таким образом, использование водного объекта в отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны может повлечь негативное воздействие на источник водоснабжения, что в последствии создает условия угрозы жизни и здоровью граждан.
Представителем ответчика ЗАО «Спецтеплосервис» представлен отзыв на иск (л.д.227-228), из которого следует, что Общество использует водный объект - ... для забора (изъятия) водных ресурсов поверхностного водного объекта на хозяйственно-бытовые и питьевые нужды ЗАО «Спецтеплосервис» и поселка Аксарка на основании договора водопользования от ДД/ММ/ГГ №-ДД/ММ/ГГ.002-Р-ДЗИО-С-2014-02129/00. В настоящее время ЗАО «Спецтеплосервис» заключен договор от ДД/ММ/ГГ № предметом которого является оказание услуг по разработке проекта зон санитарной охраны (ЗСО) для объекта водозабор, .... По условиям указанного договора, согласно календарного плана услуги по разработке ЗСО должны быть оказаны в течение 160 дней с момента поступления предоплаты и предоставления исходных сведений. Согласно письма генерального директора ООО Эко Рос» от ДД/ММ/ГГ, проект зон ЗСО на объект водозабор в ... в настоящее время разработан и проходит согласование в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО». На основании изложенного, исковые требования природоохранного прокурора ЯНАО о признании незаконными действий ЗАО «Спецтеплосервис» по эксплуатации водного объекта ... без утвержденного в уполномоченном исполнительном органе государственной власти ЯНАО проекта зон санитарной охраны считают обоснованными и подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании и.о. прокурора ... ФИО2, действующий в рамках поручения о взаимодействии от ДД/ММ/ГГ №, поддержал требования и доводы иска.
Представитель ЗАО «Спецтеплосервис» ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД/ММ/ГГ ...0, полагала требования иска подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 42 Конституции РФ закрепляет принцип, согласно которому каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Аналогичные положения закреплены в ч.1 ст.11 Федерального закона № 7-ФЗ от ДД/ММ/ГГ «Об охране окружающей среды», а именно, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Кроме того, ст. 3 Закона регламентировано, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основывается на принципе значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 43 ВК РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Статьёй 18 Федерального закона от ДД/ММ/ГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ №) определены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам.
Согласно ч.ч. 3 и 4 данной статьи использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. ...ов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
На основании ФЗ № разработаны Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.ДД/ММ/ГГ-02» (далее-СанПиН 2.ДД/ММ/ГГ-02), которые введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД/ММ/ГГ №.
Согласно п. 1.2. СанПиН 2.ДД/ММ/ГГ-02 данные СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
В соответствии с п. 1.3 СанПиН 2.ДД/ММ/ГГ-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 1.4 СанПиН 2.ДД/ММ/ГГ-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Согласно п. 1.13 СанПиН 2.ДД/ММ/ГГ-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономно от ДД/ММ/ГГ №-П утвержден Порядок рассмотрения, утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории ЯНАО.
В судебном заседании установлено, что Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой в деятельности ЗАО «Спецтеплосервис» проведена проверка исполнения водного законодательства, в ходе которой установлено, что ответчик на основании договора водопользования от ДД/ММ/ГГ №-ДД/ММ/ГГ.002-Р-ДЗИО-С-2014-02129/00 использует водный объект - ... (бассейн Обской губы Карского моря) для забора (изъятия) водных ресурсов поверхностного водного объекта на хозяйственно-бытовые и питьевые нужды ЗАО «Спецтеплосервис» и ....
Вопреки требованиям действующего законодательства ЗАО «Спецтеплосервис» использует объект ... (бассейн Обской губы Карского моря) в отсутствие утвержденного Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО проекта зоны санитарной охраны.
Так из материалов гражданского дела следует, что ЗАО «Спецтеплосервис» разработан проект зон санитарной охраны для поверхностного водного объекта - ... (бассейн Обской губы Карского моря) для забора (изъятия) водных ресурсов на хозяйственно-бытовые и питьевые нужды ЗАО «Спецтеплосервис» и ..., на который Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ЯНАО выдано санитарно-эпидемиологическое заключение №ДД/ММ/ГГ.ООО.Т.00016ДД/ММ/ГГ от ДД/ММ/ГГ.
Однако данный проект, на момент проведения проверки, не был направлен в Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО, для утверждения, в последствии по результатам рассмотрения представленного Обществом проекта ЗСО Департаментом принято решение от ДД/ММ/ГГ № об отказе в предоставлении государственной услуги «Утверждение проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установление границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения».
В связи с чем, от ДД/ММ/ГГ между ЗАО «Спецтеплосервис» и ООО «ЭкоРос» был заключен договор об оказании возмездных услуг №, предметом которого являлось оказание услуг по разработке проекта зон санитарной защиты для объекта, водозабор в ..., на реке Обь. Срок действия данного договора определен в количестве 10 дней.
ДД/ММ/ГГ между Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в ЯНАО» и ЗАО «Спецтеплосервис», был заключен договор № оказания услуг, предметом которого выступает проведением санитарно-эпидемиологической экспертизы СЭЭ 1-Проекты ЗСО источников водоснабжения для поверхностного источника водоснабжения. Срок действия данного договора определен до ДД/ММ/ГГ.
До настоящего времени, что не отрицается представителем ответчика отсутствует утвержденный проект зон санитарной охраны водного объекта.
В результате чего происходит загрязнение и засорение водного объекта ... (бассейн Обской губы Карского моря), что в свою очередь влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, восстановить которую возможно только путем возложения на ЗАО «Спецтеплосервис» обязанности прекратить использование водного объекта без утвержденного проекта санитарной охраны.
При установленных обстоятельствах, с учетом материального права суд считает, что требования природоохранного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
признать незаконными действия Закрытого акционерного общества «Спецтеплосервис» по эксплуатации водного объекта ... (бассейн Обской губы Карского моря) без утвержденного в уполномоченном исполнительном органе государственной власти ... проекта зоны санитарной охраны.
Возложить обязанность на Закрытое акционерное общество «Спецтеплосервис» прекратить использование водного объекта ... (бассейн Обской губы Карского моря) с географическими координатами 66?34?9,5" с.ш. 67?47?29,8" в.д. для забора (изъятия) водных ресурсов поверхностного водного объекта на хозяйственно-питьевые и производственные нужды Закрытого акционерного общества «Спецтеплосервис» и ... без утверждённого в установленном законом порядке в уполномоченном исполнительном органе государственной власти ..., проекта санитарной охраны по истечении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ... через Лабытнангский городской суд постоянное судебное присутствие в селе ... в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято ДД/ММ/ГГ.
Председательствующий /подпись/
Копия верна:
Судья О.В. Михайлова