Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3073/2019 ~ М-3180/2019 от 11.09.2019

Дело № 2а-3073/2019
УИД 13RS0023-01-2019-004046-45

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 октября 2019 года город Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: судьи Чибрикина А.К.,

при секретаре судебного заседания Мариной А.С.

с участием в деле:

административного истца Шеваракова А.С., его представителя Шведкова Ю.В., действующего на основании нотариальной доверенности от 10.10.2019,

административного ответчика Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области,

второго административного ответчика государственного инспектора отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области Ведерниковой Т.В., выступающей также в качестве представителя административного ответчика на основании доверенности от 23.09.2019

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шеваракова А. С. к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области, государственному инспектору отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области Ведерниковой Т. В. о признании незаконным предписания

установил:

Шевараков А.С. обратился в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области (далее также Управление Россельхознадзора), в котором просил признать незаконным предписание от 10 июня 2019 г. N 09-07 об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации.

В обоснование требований Шевараков А.С. указал, что 10 июня 2019 г. государственным инспектором отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Россельхознадзора Ведерниковой Т.В. вынесено предписание N 09-07 об устранении административным истцом

выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации. По мнению административного истца, предписанием нарушаются его права и законные интересы, его вина в совершении земельного правонарушения отсутствует, так как принадлежащий ему земельный участок сельскохозяйственного назначения в период с 2014 г. по март 2019 г. незаконно использовался ООО "Неон-Строй", которым при разработке и добычи песка в карьере, расположенном на соседнем земельном участке, и были совершены действия, приведшие к ухудшению плодородного слоя его земельного участка.

В судебное заседание административный истец Шевараков А.С. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Неявка указанного лица в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Выслушав представителя административного истца Шведкова Ю.В., поддержавшего доводы административного иска, административного ответчика Ведерникову Т.В., также по доверенности представляющей интересы Управления Россельхознадзора, возражавшей против удовлетворения административного иска по основаниям, приведённым в письменных возражениях на иск, допросив свидетеля ФИО1, полагавшего о возможности проведения на спорном земельном участке работ по устранению сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и

основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Срок обращения в суд с административным иском, предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС Российской Федерации, Шевараковым А.С. соблюден (л.д. 7 оборот, л.д. 70).

Как следует из материалов дела и судом установлено, распоряжением Управления Россельхознадзора от 29 апреля 2019 г. № 88 государственным инспекторам в рамках осуществления государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения поручено провести с целью проверки мотивированного представления № 26 от 26 апреля 2019 г. о причинении вреда землям сельскохозяйственного назначения и пресечении совершения возможных правонарушений, в период с 16 мая 2019 г. по 13 июня 2019 г. проверку в отношении Шеваракова А.С. по адресу: <адрес> земельный участок с кадастровым номером с востока примыкающий к трассе М5 (Саранск-Москва).

Из акта проверки N 09-07 от 10 июня 2019 г. следует, что земельный участок, расположенный по указанному выше адресу, общей площадью 154000 кв.м, с кадастровым номером отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. 30.06.2014 на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности за Шевараковым А.С. (номер записи N 13-13-01/144/2014-301). Фактически в момент проведения проверки земельный участок используется не в соответствии с установленной категорией и видом разрешенного использования. Земельный участок покрыт плотной травяной растительностью естественного происхождения с остатками травостоя прошлых лет, имеются высохшие не вегетирующие части многолетних сорных растений, а также произрастает древесно-кустарниковая растительность (сосна обыкновенная, ива остролистная, береза обыкновенная, клен американский). Возраст древесно-кустарниковой растительности составляет от 4 до 15 лет.

Признаков агротехнической обработки почвы на земельном участке не выявлено. Выявленное зарастание сорной травой и древесно-кустарниковой

растительностью свидетельствует о не проведении в течении продолжительного времени обязательных мероприятий по обработке почвы

для возделывания сельскохозяйственных культур и непринятии мер к воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, выражающееся в несохранении и непринятии мер к повышению плодородия земель посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозийных мероприятий. Древесно-кустарниковая и сорная травяная растительность способствует распространению болезней и вредителей, при зарастании земельного участка не происходит воспроизводство плодородия земель.

Распространение сорных растений негативно сказывается на фитосанитарном состоянии земельных участков, освоение которых невозможно без применения значительного количества пестицидов, что вызывает излишнюю антропогенную нагрузку на почву. Зарастание земельных участков сельскохозяйственного назначения кустарниковой и древесной растительностью ведет к снижению почвенного плодородия, так как под такой растительностью усиливается подзолистый процесс. Кроме того, в случае возвращения земель, заросших древесно-кустарниковой растительностью, в сельскохозяйственное производство, при раскорчевке этой растительности механически нарушается верхний наиболее плодородный слой почвы.

Осматриваемый земельный участок имеет признаки нарушенного почвенного слоя, перемешанного минеральным грунтом, заболоченные участки, траншеи, валообразные земляные кучи, заросшие травяной растительностью.

Общая площадь нарушенного почвенного слоя на участке составляет 4632,5 кв.м; площадь повсеместного зарастания земельного участка сорной и древесно-кустарниковой растительностью составляет 149367,5 кв.м.

Акт проверки N 09-07 от 10 июня 2019 г. содержит географические координаты местоположения выявленных нарушений на земельном участке, к нему приложена фототаблица, подтверждающая изложенные в акте обстоятельства.

10 июня 2019 г. административному истцу Шеваракову А.С. выдано предписание N 09-07 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, согласно которому в срок до 30 сентября 2019 г. он обязан провести мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия ухудшающего качественное состояние земель, а именно вовлечь земельный участок с кадастровым номером , зарастающий сорной и древесно-кустарниковой растительностью, в сельскохозяйственный оборот с целью его дальнейшего использования по целевому назначению.

Предписание содержит разъяснение возможности продления установленного в нём срока.

Под государственным земельным надзором согласно пункту 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее Земельный кодекс) понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 71 Земельного кодекса государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02 января 2015 года N 1, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:

а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;

г(1)) обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе

работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного земельного надзора, осуществляющих плановые и внеплановые проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 13 Положения о государственном земельном надзоре).

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области является территориальным органом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Согласно пунктам 9.3.4 – 9.3.5 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору N 175 от 15 апреля 2013 г., Управление Россельхознадзора на закрепленной территории осуществляет государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения в пределах своей компетенции, в том числе надзор за:

- обеспечением защиты указанных земель от загрязнения их опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами;

- соблюдением требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

- соблюдением выполнения мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;

- соблюдением выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 71 Земельного кодекса должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований

законодательства Российской Федерации (п. 1); осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом (п. 4), выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок

нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (п. 5).

Согласно пункту 7 статьи 71 Земельного кодекса по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации в соответствии с подпунктом 2 части 6 статьи 71.1 Земельного кодекса проводятся в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Пунктом 10 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области определено, что Управление в установленном порядке осуществляет иные разрешительные контрольно-надзорные полномочия, а также меры государственного принуждения, установленные законодательством Российской Федерации.

Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора согласно пункту 3 статьи 71 Земельного кодекса является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Подпунктом 6 пункта 8, подпунктом 2 пункта 16, пунктом 118, пунктом 120, пунктом 121 Приказа Минсельхоза России от 27 декабря 2016 г. N 591 "Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель

сельскохозяйственного назначения" установлена административная процедура выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений: в случае выявления при проведении проверки нарушений физическим лицом, в отношении которого проводилась проверка, требований земельного законодательства должностные лица, проводившие проверку, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с установлением сроков их устранения; предписание об устранении выявленных нарушений земельного законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено.

Исходя из вышеизложенного, следует, что вынесение предписания в случае выявления нарушений земельного законодательства при осуществлении функций по земельному надзору является обязанностью проверяющего должностного лица Россельхознадзора.

В соответствии с пунктом 11.6 должностного регламента государственный инспектор отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия вправе выдавать предписания юридическим, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям об устранении выявленных нарушений.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом, с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, в пределах предоставленной федеральными законами компетенции собственнику земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства.

Доводы административного иска о том, что оспариваемое предписание должно быть выдано только виновным в нарушении земельного законодательства, к которым истец не относится, и, кроме того, исполнение предписания Шевараковым А.С. привело бы к утрате следов деятельности ООО "Неон-Строй" на его земельном участке, отклоняются судом как основанные на ошибочном толковании норм права.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу статьи 12 Земельного кодекса целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от негативного воздействия (пункт 2 статьи 13 Земельного кодекса).

Статьей 42 указанного выше кодекса установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных

участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" определено, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах оспариваемое предписание, как уже было отмечено судом ранее, соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и само по себе не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку не возлагает на него обязанности, не предусмотренные действующим законодательством, к которым, по убеждению суда, устранение Шевараковым А.С. сорной и древесно-кустарниковой растительности на принадлежащем ему земельном участке никак не может быть отнесено.

В силу положений статей 12, 13, 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями и древесно-кустарниковой растительностью.

Согласно ГОСТ 16265-89 "Государственный стандарт Союза ССР. Земледелие. Термины и определения" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 25 декабря 1989 N 4093) под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.

Согласно положениям пункта 15.1 Методических указаний по проведению комплексного мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных Министром сельского

хозяйства РФ 24.09.2003 и Президентом Россельхозакадемии 17.09.2003, сорные растения иссушают почву, выносят из нее полезные микроэлементы в среднем азота - 46%, фосфора - 15%, калия - 39%, снижают температуру почвы не менее чем на 2-4°С, что отрицательно влияет на активность почвенных микроорганизмов и процесс минерализации органических веществ в почве, являются местообитанием и временным источником питания многих вредителей сельскохозяйственных культур, распространителями грибковых и бактериальных болезней, выделяют в почву вредные вещества и вызывают другие негативные последствия для сельского хозяйства.

Распространение сорных растений на сельскохозяйственных угодьях, которые согласно части 1 статьи 79 Земельного кодекса имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране, качественно ухудшает состояние таких земель и говорит о нерациональном использовании земельных участков, предназначенных для производства сельскохозяйственной продукции.

При этом суд считает необходимым отметить, что согласно пункту 120 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.12.2016 N 591 (далее - административный регламент), срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом площади, вида и характера выявленного правонарушения, времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более 9 месяцев.

В соответствии с пунктами 121, 122 Административного регламента, в случае невозможности устранения нарушения в установленный срок лицо, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения вправе направить должностному лицу, выдавшему данное предписание, ходатайство о продлении указанного в предписании срока устранения нарушения земельного законодательства.

К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для устранения правонарушения.

Ходатайство о продлении срока исполнения предписания рассматривается уполномоченным должностным лицом в течение трех рабочих дней с момента поступления. По результатам рассмотрения ходатайства письмом территориального органа Россельхознадзора сообщается о принятом решении.

Таким образом, действующими нормами земельного законодательства установлена возможность направления соответствующего ходатайства о продлении срока исполнения предписания в Управление Россельхознадзора.

При этом, как установлено судом и лицами, участвующими в деле не оспаривается, Шевараков А.С. с ходатайством о продлении срока исполнения обжалуемого предписания к административному ответчику не обращался.

Сведений о наличии возбужденного уголовного дела, в рамках которого спорный земельный участок являлся бы объектом исследования, либо вещественным доказательством, что исключало бы возможность исполнения оспариваемого предписания, в материалах дела не имеется и судом не установлено.

Ссылка представителя административного истца в судебном заседании на то, что оспариваемое предписание является неисполнимым, поскольку не содержит конкретные указания и четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, не принимается во внимание судом, поскольку в предписании отражены выявленные нарушения, предписание содержит конкретную формулировку способа устранения нарушений, выбор способа устранения выявленных нарушений лежит на лице, в отношении которого вынесено предписание с учетом финансовых и экономических возможностей устранения нарушений.

В предписании четко указано требование о проведении мероприятий по ликвидации зарастания участков сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью, при этом административный ответчик не ограничивает истца в выборе способа ликвидации зарастания.

Формулировки оспариваемого предписания соответствуют принципам конкретности и исполнимости властного предписания контролирующего органа, в предписании указаны выявленные нарушения, при этом в обязанности контролирующего органа не входит перечисление конкретных технических действий по исполнению выданного предписания. Категория исполнимости предписания не тождественна сложности его исполнения, поскольку административный истец обязан выполнять свою деятельность в соответствии с требованиями закона, а то, какими способами он её будет осуществлять, зависит от самого субъекта профессиональной деятельности.

Кроме того, административный орган не вправе ограничивать хозяйствующий субъект перечнем и последовательностью действий, которые последний должен совершить в целях устранения нарушения, поскольку в противном случае орган может быть уличен во вмешательстве в деятельность негосударственного субъекта и в выходе за пределы своих полномочий. Собственник земельного участка может найти более эффективный и дешевый способ устранения нарушения и принять иные меры, которые орган не сможет и не должен предусмотреть.

Также применительно к ранее изложенным в решении суда выводам о том, что оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов административного истца, суд отмечает, что оно не имеет абсолютный

характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении предписания реализуется путем специальных процедур - вынесения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Ссылка в исковом заявлении на то, что в отношении спорного земельного участка не проводилась почвоведческая экспертиза, не может повлечь отмену оспариваемого предписания.

Имеющийся в деле акт проверки N 09-07 от 10 июня 2019 г. является доказательством по делу, подлежащим оценке наряду с иными имеющимися по делу доказательствами, в том числе и фотоматериалами, зафиксировавшими сам факт нарушения, поскольку невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, подтверждается не только и исключительно соответствующим экспертным заключением. Нарушение установленного порядка однозначно зафиксировано на представленных в дело фотографиях, отражающих наряду с актом проверки N 09-07 от 10 июня 2019 г. неудовлетворительное состояние земельного участка сельскохозяйственного назначения.

Сведения, представленные стороной административного истца, об обжаловании Шевараковым А.С. постановления должностного лица Управления Россельхознадзора от 01.07.2019 которым он в отношении указанного земельного участка признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа, а также о несогласии с решением от 10.12.2018 об отказе в возбуждении уголовного дела по его же заявлению о причинении имущественного вреда путём повреждения плодородного слоя почвы принадлежащего ему земельного участка юридического значения для разрешения настоящего иска не несут, о незаконности оспариваемого предписания сами по себе не свидетельствуют.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями соответствуют нормативным правовым актам, не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление не подлежит удовлетворению согласно пункту 2 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 89, пункта 3 части 3 статьи 227 КАС Российской Федерации принятые 20 сентября 2019 г. по настоящему делу меры предварительной защиты сохраняются до вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия

решил:

в удовлетворении административных исковых требований административного иска Шеваракова А. С. к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области, государственному инспектору отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области Ведерниковой Т. В. о признании незаконным предписания от 10 июня 2019 г. N 09-07 об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации отказать.

Меры предварительной защиты по административному иску подлежат сохранению до вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2019 г.

Судья А.К. Чибрикин

1версия для печати

2а-3073/2019 ~ М-3180/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шевараков Александр Сергеевич
Ответчики
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия
Ведерникова Татьяна Викторовна инспектор отдела государственного земельного надзора по РМ
Другие
Шведков Юрий Васильевич
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Чибрикин Алексей Константинович
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
11.09.2019Регистрация административного искового заявления
11.09.2019Передача материалов судье
13.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
13.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2019Подготовка дела (собеседование)
23.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.10.2019Судебное заседание
10.10.2019Судебное заседание
15.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2019Дело оформлено
20.12.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее