Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 8 » октября 2021 года г.Нефтегорск.
Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., с участием прокурора Новикова К.А., при секретаре Емельяновой Е.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-402/2021 по иску Нефтегорского межрайонного прокурора в интересах Курбатовой Антонины Николаевны к администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился с данным иском указав, что Курбатова А.Н. является лицом, оставшимся без попечения родителей. В отношении нее была установлена опека с передачей в приемную семью Красновых. Жилья в собственности не имеет. Постановлением администрации района от 17.09.2014 года Курбатова А.Н. включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем муниципального специализированного жилищного фонда на территории Нефтегорского района, но до настоящего времени им не обеспечена. Заявления по вопросу отсрочки обеспечения жилым помещением она не подавала. В связи с этим и обращением в прокуратуру по данному вопросу просил обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 кв. м.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.
Ответчик просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Иск не признал ссылаясь на то, что внеочередное обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрено законодательством. Курбатова А.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, в котором числится 73 детей такой категории, в связи с чем исполнение судебного решения приведет к нарушению прав лиц, вставших на учет раньше ее. Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд за счет субвенций, в связи с чем обязанности предоставить жилое помещение корреспондирует обязанность субъекта РФ компенсировать из бюджета расходы, возникающие при осуществлении этой обязанности. Администрацией предпринимаются меры по обеспечению жилыми помещениями указанных лиц в рамках бюджетного финансирования. Судебной защите подлежат лишь нарушенные или оспариваемые права, чего в данном случае не усматривается.
Третье лицо – Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в отзыве указало, что действующим законодательством не предусмотрено немедленное обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем требования должны удовлетворяться в порядке очередности по списку. Объем предоставляемых субвенций рассчитывается в соответствии с утвержденной методикой и предоставляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете пропорционально потребности муниципального образования. Кроме того он формируется и за счет средств федерального бюджета, объем финансирования распределен по годам. Органы местного самоуправления за счет собственных средств могут дополнительно включать находящиеся в собственности жилые помещения в специализированный жилищный фонд. Внеочередное обеспечение на основании судебного решения одного из включенных в список нуждающихся жилым помещением поставит в худшее положение лиц, включенных в этот список ранее.
Выяснив мнение сторон и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии со ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В силу ст.8 Закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Срок действия такого договора составляет 5 лет.
Жилые помещения предоставляются таким лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме указанных лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Законом Самарской области № 135-ГД от 28.12.2012 года установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в ч.1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст.1 ч.2).
В соответствии со ст.2 ч.ч.4, 5 данного Закона органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с ч.3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно ст.3 указанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Срок действия таких договоров составляет 5 лет.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В судебном заседании установлено, что Курбатова А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать К1 была лишена родительских прав решением Красноглинского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ, при этом в отношении нее являлась одинокой матерью.
Курбатова А.Н. зарегистрирована по адресу <адрес> площадью 11,2 кв.м., вместе с сестрой К2, квартира коммунальная, где имеет право собственности в размере 11/96 доли.
Постановлением администрации Нефтегорского района от ДД.ММ.ГГГГ Курбатова А.Н. была помещена <данные изъяты> К. Постановлением администрации м.р.Нефтегорский № от 17.09.2013 года она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на территории м.р.Нефтегорский, где по состоянию на 1.09.2021 года является 7-й по порядку.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и учитывая, что истица достигла 18-летнего возраста и относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признана нуждающейся в обеспечении специализированным жилым помещением по этим основаниям, но до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом отсутствие соответствующего жилья в муниципальном специализированном жилищном фонде и достаточного своевременного финансирования из областного бюджета для реализации полномочий по указанному вопросу не может служить основанием для отказа в иске. Реализация установленного законом права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения после его возникновения не может быть поставлена в зависимость от каких-либо условий.
Доводы о том, что предоставление жилого помещения истице будет нарушать права других лиц такой же категории, включенных раньше нее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, не могут быть признаны обоснованными, поскольку из приведенных норм закона следует, что предоставление жилых помещений лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
При этом учитывая, что законодателем не определен срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, это обстоятельство не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск Нефтегорского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области предоставить Курбатовой Антонине Николаевне благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения не менее 33 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нефтегорский районный суд.
Судья В.В.Лопутнев