Решение
Именем РФ
03 июля 2017г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Дурновой Н.Г.,
при секретаре Шамбер Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по административному исковому заявлению Столяровой Н. Н. к Департаменту градостроительства г. о. Самара о признании незаконным распоряжения
УСТАНОВИЛ:
Столярова Н.В. обратилась в суд с иском к Департаменту градостроительства г. о. Самара о признании незаконным распоряжения, ссылаясь на то, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: г.Самара, Красноглинский район, Большие Сорокины Хутора, <адрес>” по линии № участок №, без проведения торгов.
ДД.ММ.ГГГГ. Департамент градостроительства г.о. Самара Распоряжением № РД-621 отказал в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на основании пункта 16 ст. 11.10 ЗК РФ
Полагает, что вышеуказанными действиями Департаментом нарушены ее права и законные интересы и созданы препятствия к реализации законных.
Она является членом <адрес>” и пользователем земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: г.Самара, Красноглинский район, Большие Сорокины Хутора, <адрес>” по линии № участок №
<адрес>” создано ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется запись в ЕГРЮЛ, план-схема территории <адрес>”, представлен на согласование до ДД.ММ.ГГГГ. и согласован, что подтверждается письмом министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка ей были приложены, в том числе описание местоположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, протокол общего собрания <адрес>” от ДД.ММ.ГГГГ, заключение председателя <адрес>”, подтверждающее, что за ней закреплен земельный участок, и подтверждающее соответствие описания местоположения земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого мной, подготовленная в соответствии с требованиями статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка.
Таким образом, все требования к подаче заявления о предоставления земельного участка, указанные в части 1 и 2 статьи 10.4 Закона о земле были соблюдены
ДД.ММ.ГГГГ. Департамент градостроительства г.о. Самара Распоряжением № № отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, обосновав свой отказ тем, что согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара ( далее по тексту “ИСОГД”) испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне кладбища.
При этом в отказе не указано в санитарно-защитной зоне какого кладбища расположен испрашиваемый мной земельный участок и каким актом установлена эта санитарно-защитная зона.
Департамент безосновательно, руководствуясь только сведениями ИСОГД, в отсутствие нормативно правовых актов устанавливающих ограничения использования, превышая свои полномочия, указывает на наличие санитарной защитной зоны, что является незаконньм и не соответствующим действительности.
Испрашиваемый истицей земельный участок располагается в территориальной зоне садово-дачных участков и коллективных садов Р-5 и цель его использования соответствует территориальной зоне в которой он расположен.
Наличие санитарной защитной зоны не подтверждено ни одним нормативно правовым документом об установлении указанной санитарной защитной зоны; сведения о наличии санитарной защитной зоны не внесены в государственный кадастр недвижимости.
Обжалуемое распоряжение Департамента истица получила ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом Почты России на конверте, приложенном к иску. Таким образом, 3х месячный срок для обжалования решения не пропущен.
Просит признать Распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: г.Самара, Красноглинский район, Большие Сорокины Хутора, <адрес> по линии № участок №, незаконным.
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара устранить нарушения прав, свобод и законных интересов Столяровой Н. Н. путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара, без проведения торгов, и вынесения распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара, без проведения торгов, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: г.Самара, Красноглинский район, Большие Сорокины Хутора, <адрес> по линии № участок <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Паладьев М. А. иск поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика по доверенности Кремнева А.А. иск не признала, представив письменные пояснения.
Представитель 3-го лица, <адрес>» - председатель правления Патрашков В.И. полагал в судебном заседании, что исковые требования являются обоснованными, указал, что <адрес>” создано ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется запись в ЕГРЮЛ, план-схема территории <адрес>”, согласована, что подтверждается письмом министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Истец является членом СНТ и пользуется садовым участком № который ей был выделен в установленном порядке.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п.1 и 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п.3 и 4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу части 2 статьи 227 названного Кодекса суд удовлетворяет вышепоименованное требование гражданина, если признает, что оспариваемые решения, действия органа местного самоуправления не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии таких обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении административного иска (пункт 2).
В судебном заседании было установлено, что Столярова Н.Н. является членом <адрес>” и пользователем земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: г.Самара, Красноглинский район, Большие Сорокины Хутора, <адрес>” по линии № участок №
ДД.ММ.ГГГГ. Столярова Н.Н. обратилась в Администрацию г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: г.Самара, Красноглинский район, Большие Сорокины Хутора, СНТ “<адрес> по линии № участок №, без проведения торгов.
Департамент градостроительства г.о. Самара Распоряжением № № от ДД.ММ.ГГГГ. отказал в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на основании пункта 16 ст. 11.10 ЗК РФ, а именно, что испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне кладбища.
В соответствии с п. 7 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
Так статья 39.3 ЗК РФ предусматривает случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организаций предоставляется без проведения торгов.
Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям урегулированы нормами права, содержащимися в статья 10.4. Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД "О земле".
Согласно ч. 1 и 2 ст. 10.4 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляющих территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется без проведения торгов бесплатно при соблюдении следующих условий: некоммерческое объединение создано до 01.01.2010 либо является правопреемником такого некоммерческого объединения; план-схема территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, содержащий координаты характерных точек границ данной территории, утвержденный председателем и правлением некоммерческого объединения, представлен на согласование уполномоченному органу исполнительной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим предоставление земельных участков, в срок до 01.07.2014.
В соответствии с ч. 2.1. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 (ред. от 08.03.2015) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01.03.2015 г.) для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 2.10. ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-Ф3 основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
<адрес> создано ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется запись в ЕГРЮЛ, план-схема территории СНТ “Салют-2”, представлен на согласование до ДД.ММ.ГГГГ и согласован, что подтверждается письмом министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из исторической справки ОАО «Салют» и Решения № от ДД.ММ.ГГГГ. и решения № от ДД.ММ.ГГГГ. Исполнительного комитета Куйбышевского городского совета видно, что земельный участок для садоводства был передан ОАО «Салют» в 1955г.
Как видно из материалов дела <адрес> имеет утвержденные границы земельного участка, согласованные с Министерством имущественных отношений самарской области.
Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: г.Самара, Красноглинский район, Большие Сорокины Хутора, по линии № участок 40 входит в <адрес>” и используется истицей.
Рассматривая обоснованность отказа суд приходит к следующему.
Согласно п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки, выделенные для размещения кладбищ, относятся к территориальной зоне специального назначения в составе земель населенных пунктов.
В силу п. п. 1, 3, 4 ст. 16 ФЗ "О погребении и похоронном деле" выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
На основании п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые размеры устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 отнесены к предприятиям II класса опасности, для которых ориентировочный размер санитарно-защитной зоны установлен 500 метров; для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га, относящихся к III классу опасности, санитарно-защитная зона составляет 300 метров, а для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га, относящиеся к классу IV опасности, размер санитарно-защитной зоны установлен 100 метров
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (п. 3.1).
Наличие проекта обоснования санитарно-защитных зон является необходимым условием для установления размера такой зоны (п. 4.1.)
Как следует из материалов дела кладбище «Мехзаводское» правообладателем которого является Муниципальное образование г.о. Самара имеет земельный участок, поставленный на кадастровый учет № относится к землям населенных пунктов.
Из анализа подпункта 1 пункта 2, пункта 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для подтверждения факта наличия установленной санитарно-защитной зоны, необходимо также санитарно-эпидемиологическое заключение; и только в этом случае возможно установление санитарно-защитной зоны, при этом установление осуществляется актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.
Обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ з системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости (пункт 5.1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации).
Сведения о зонах с особыми условиями использования территории, в том числе охранных зонах сооружений, для внесения в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) направляются в орган кадастрового учета в рамках информационного взаимодействия с органами государственной власти или органами местного самоуправления, принявшими решение об установлении таких зон.
С 01.01.2016 положениями статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 252-ФЗ) закрепляется обязательное условие: о наличии текстового и графического описания местоположения границ зоны; о соблюдении требований к системе координат и точности определения координат характерных точек границ зон; об обязательном уведомлении правообладателей об ограничениях в использовании земельных участков, расположенных в границах зон.
Таким образом, с 01.01.2016 сведения о зонах должны вноситься в порядке информационного взаимодействия в том числе на основании документа, содержащего текстовое и графическое описание местоположения границ охранной зоны, органом, полномочным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Ответчиком какие-либо документы по данному кладбищу, установлению границ его санитарно-защитной зоны, проект санитарно-защитной зоны кладбища суду не представлены.
Достоверных и допустимых данных о расстоянии от кладбища до земельного участка испрашиваемого истицей ответчиком не представлено.
Ответчиком не представлены сведения о внесении в государственный кадастр недвижимости данных наличии санитарной защитной зоны кладбища.
Одновременно, материалами дела подтверждено, что земельный участок СНТ «Салют-2» был предоставлен в установленном законом порядке, его место положение и границы определены в схеме, которая прошла согласование Министерства имущественных отношений самарской области.
Также суд соглашается с доводами истца о том, что Роспотребназдор наличие санитарной защитной зоны ни на испрашиваемом земельном участке ни на смежном земельном участке не подтвердил, что видно из письма от ДД.ММ.ГГГГ. №
Согласно ст. 2.9. Регламента, утвержденного постановлением Администрации городского округа Самара от 29.03.2017 № 171, Департамент в рамках оказания административной услуги, самостоятельно запрашивает в Роспотребнадзоре сведения об установлении санитарно-защитных зон и их границах в отношении испрашиваемого и смежных с ним земельных участков.
В соответствии с п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать основания отказа. Единственное основание для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указанное ответчиком это наличие санитарно-защитной зоны.
Поскольку при рассмотрении дела не было добыто доказательств установления санитарно-защитной зоны кладбища «Мехзаводское» то отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка истице нарушает права и законные интересы истицы и является необоснованным.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд признав заявление обоснованным принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушение прав свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
Решил:
Исковые требования Столяровой Н. Н. к Департаменту градостроительства г. о. Самара удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г. о. Самара в предварительном согласовании предоставлении земельного участка г. Самара, Красноглинский р-н Большие С. Х. <адрес>» по линии № участок № от ДД.ММ.ГГГГ № №
Обязать Департамент градостроительства г. о. Самара возобновить рассмотрение по существу заявления Столяровой Н. Н. о предварительном согласовании предоставления земельного участка г. Самара, Красноглинский р-н Большие С. Х. <адрес>» по линии № участок №
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Срок изготовления мотивированного решения 07.07.17 года.
Судья подпись Н.Г. Дурнова
КОПИЯ ВЕРНА
Судья
секретарь