Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-81/2013 (2-2364/2012;) ~ М-2289/2012 от 26.10.2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2013 года        город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Цыдаевой В.П.,

при секретаре Дроздачевой О.В.,

с участием помощника Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Свердловской области - Краузе О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-81/2013 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Горноуральского городского округа, Черноисточинской территориальной администрации о возложении обязанности выполнить действия по исполнению санитарных и экологических норм и требований,

УСТАНОВИЛ:

Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Горноуральского городского округа, Черноисточинской территориальной администрации о возложении обязанности восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем возложения обязанности в срок не позднее <...> месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать на территории кладбищ по <адрес> (за домом ), <адрес>, за <адрес>, за <адрес> несанкционированные свалки отходов общим объемом около <...> куб.метров, поставить ограждение кладбищ по их периметру, организовать и обустроить площадки для размещения мусоросборников (бункеров, контейнеров) в соответствии с санитарными нормами и требованиями.

В обоснование требований прокурор указал, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка требований природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при эксплуатации мест погребений (захоронений) на территории Горноуральского городского округа. На территории <адрес> размещены и эксплуатируются <...> места погребения (кладбища), территориально относящиеся к данному населенному пункту: кладбище по <адрес> за домом площадью <...> кв.метров, кладбище за <адрес> площадью <...> тыс.куб.метров, кладбище за <адрес> площадью <...> тыс.кв.метров, кладбище за <адрес>, вдоль дороги площадью <...> тыс.кв.метров. При обследовании кладбищ выявлены нарушения санитарных норм и правил, требований природоохранного законодательства. Согласно экспертному заключению ГКУ Свердловской области «Центр экологического мониторинга и контроля» от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ и справки территориального отдела Управления Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, на территории кладбищ по <адрес> (за домом ), <адрес>, за <адрес>, за <адрес> в нарушение ст.ст.39, 51 Закона РФ «Об охране окружающей среды», ст.ст.4, 11, 13 Закона РФ «Об отходах производства и потребления», Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.6.6., 6.7 СанПиН № 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», площадки для мусоросборников (бункеров, контейнеров) на территории кладбищ не организованы, мусоросборники отсутствуют, допускается несанкционированное размещение отходов (старых цветов, венков, памятников, травы, листвы, обрези сучьев и веток деревьев, бытовых отходов и т.п.).

Несанкционированные свалки, обнаруженные в результате обследования кладбищ, невыполнение санитарных и экологических норм и требований по оборудованию мест размещения отходов, оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органов местного самоуправления, которые обязаны принимать своевременные меры по организации площадок для мусоросборников на территории кладбищ в соответствии с санитарными нормами, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Ссылаясь на п.п. 11, 23, 24 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 12, 14 ст. 5 Устава Горноуральского городского округа, приложением № 13 к Закону Свердловской области от 12.07.2007 № 85-ОЗ «О границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области», п. 3.8 Положения о Черноисточинской территориальной администрации ст.ст.3, 51 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», ч. 1, 2 ст. 13, ч. 5 ст. 12 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления», ст. 2, 22 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52, положения СанПиН № 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании прокурор заявленные требования уточнил в части срока устранения допущенных нарушений, просил обязать ответчиков выполнить возложенные на них обязательства до ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части заявленные требования, основание, а также предмет иска поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представители ответчиков - Черноисточинской территориальной администрации и Администрации Горноуральского городского округа в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть без их участия, указав, что исковые требования признают в полном объеме.

Заслушав прокурора, исследовав и оценив представленные суду письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно п.п.11,23,24 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 10.07.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного самоуправления относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация ритуальных услуг и содержание мест погребения, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Частью 5 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) «Об отходах производства и потребления», запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 25.06.2012) «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (в ред. от 25.06.2012 года) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из условий обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является контроль за обязательным выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Исходя из ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (в ред. от 25.06.2002 года) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливается органами местного самоуправления.

Согласно п.6.6, п.6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.06.2011 N 84, на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

Как усматривается из экспертного заключения ГКУ Свердловской области «Центр экологического мониторинга и контроля» от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение обязательных требований в области охраны окружающей среды на территории кладбища, расположенного по <адрес> за домом в <адрес> площадка для мусоросборников не оборудована, вне мест размещения отходов складировано не менее <...> куб.м кладбищенских отходов - с левой стороны от входа на кладбище на участке площадью 6 кв.метров навалом размещены отходы от уборки кладбища (остатки венков, листва. отходы сучьев и ветвей) объемом размещения <...> куб.метра с координатами места размещения отходов - <...>с.ш., <...> в.д.; в лесополосе вдоль грунтовой дороги, расположенной на расстоянии <...> метров от ограждения кладбища навалом на участке общей площадью <...> кв.метров объемом размещенных отходов <...> кв.метров с координатами места размещения отходов - <...>"с.ш., <...>в.д.; на кладбище, расположенном за <адрес> площадка для мусоросборников не оборудована, в <...> метрах от входа на восточной окраине кладбища за сломанным ограждением на расстоянии <...> метров друг от друга на двух участках общей площадью <...> кв.метров навалом размещены отходы от уборки кладбища (остатки венков, листва, отходы сучьев и ветвей, бытовые отходы). Объем размещенных отходов <...> куб.метров с координатами места размещения отходов <...>с.ш., <...>в.д. На территории кладбища, расположенного за <адрес> площадка для мусоросборников не оборудована, вне мест размещения отходов складировано не менее <...> куб.метров кладбищенских отходов - с правой стороны на расстоянии <...> метров от центрального входа на кладбище, за ограждением на прилегающей территории на участке площадью <...> кв.метров навалом размещены отходы от уборки кладбища (остатки венков, листва, отходы сучьев и ветвей, бытовые отходы) объем размещения <...> куб.метров с координатами места размещения отходов - <...> с.ш., <...>в.д.; на территории кладбища в <...> метрах от центрального входа на участке площадью кв.метров навалом размещены отходы от уборки кладбища (остатки венков, листва, отходы сучьев и ветвей, бытовые отходы) ориентировочным объемом <...> куб.метров с координатами места размещения отходов <...>с.ш., <...>в.д., внутри и по периметру кладбища на участках по <...> кв.метра выявлены <...> места размещения кладбищенских отходов (в основном листья и остатки венков общим объемом размещенных отходов <...> куб.метров). Обследованием территории кладбища, расположенного за <адрес> (вдоль дороги) площадка для мусоросборников не оборудована, под деревьями выявлено два места несанкционированного размещения отходов от уборки кладбища (остатки венков, листва, отходы сучьев и ветвей) с правой стороны от центрального входа и на противоположной входу окраине с объемом размещенных отходов <...> куб.метра с координатами места размещения отходов <...>с.ш., <...>в.д. Территории всех обследуемых кладбищ огорожены частично (л.д.15-19).

Согласно п. 12,14 ст.5 Устава Горноуральского городского округа к вопросам местного значения городского округа относится: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории городского округа» (л.д. 18).

Решением Думы Горноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положений о территориальных администрациях», утверждено Положение о Черноисточинской территориальной администрации.(приложение ). Согласно п.3.8 Положения, Черноисточинская территориальная администрация несет ответственность за содержание кладбищ в надлежащем состоянии (л.д.16).      

Поскольку судом установлено, что на территории кладбищ поселка <...> не оборудованы должным образом площадки для сбора мусора, сбор мусора надлежащим образом не организован, на ответчиков надлежит возложить обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать на территории кладбища, расположенного по <адрес> за домом в <адрес> кладбищенские отходы объемом не менее <...> куб.м с левой стороны от входа на кладбище на участке площадью <...> кв.метров, объемом размещенных отходов <...> куб.метра с координатами места размещения отходов - <...>с.ш., <...>в.д. ; в лесополосе вдоль грунтовой дороги, расположенной на расстоянии 5 метров от ограждения кладбища на участке общей площадью <...> кв.метров объемом размещенных отходов <...> кв.метров с координатами места размещения отходов - <...>"с.ш., <...>"в.д.; на кладбище, расположенном за <адрес> в <...> метрах от входа на восточной окраине за сломанным ограждением на расстоянии <...> метров друг от друга на двух участках общей площадью <...> кв.метров объемом <...> куб.метров с координатами места размещения отходов <...>с.ш., <...>в.д..; на территории кладбища, расположенного за <адрес> объемом не менее <...> куб.метров кладбищенских отходов с правой стороны на расстоянии <...> метров от центрального входа на кладбище, за ограждением на прилегающей территории на участке площадью <...> кв.метров объемом размещенных отходов <...> куб.метров с координатами места размещения отходов - <...>с.ш., <...>в.д.; на территории кладбища в <...> метрах от центрального входа на участке площадью <...> кв.метров ориентировочным объемом <...> куб.метров с координатами места размещения отходов <...>с.ш., <...>"в.д., внутри и по периметру кладбища на участках по <...> кв.метра выявлены <...> места размещения кладбищенских отходов общим объемом <...> куб.метров, на территории кладбища за <адрес> (вдоль дороги) с правой стороны от центрального входа и на противоположной входу окраине объемом размещенных отходов <...> куб.метра с координатами места размещения отходов <...>с.ш., <...>в.д.

Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, В случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (статья 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Предложенный прокурором срок мероприятий по устранению выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ носит разумный характер.

В соответствии со ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

На основании ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Поскольку исковые требования предъявлены к органу местного самоуправления, освобожденному от уплаты государственной пошлины (ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации), судебные расходы по оплате госпошлины подлежат отнесению за счёт государства.

Руководствуясь статьями 12, 194-199, 209, 233-237, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме.

Обязать Администрацию Горноуральского городского округа и Черноисточинскую территориальную администрацию восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем ликвидации в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ на территории кладбищ несанкционированные свалки отходов:

по <адрес> (за домом ) с левой стороны от входа на кладбище на участке площадью <...> кв.метров, объемом размещенных отходов <...> куб.метра с координатами места размещения отходов - <...>с.ш., <...>в.д.;

в лесополосе вдоль грунтовой дороги, расположенной на расстоянии <...> метров от ограждения кладбища на участке общей площадью <...> кв.метров объемом размещенных отходов <...> кв.метров с координатами места размещения отходов - <...>с.ш., <...>"в.д.;

за <адрес> в <...> метрах от входа на восточной окраине за сломанным ограждением на расстоянии <...> метров друг от друга на двух участках общей площадью <...> кв.метров объемом <...> куб.метров с координатами места размещения отходов <...>с.ш., <...>"в.д ;

за <адрес> объемом не менее <...> куб.метров с правой стороны на расстоянии <...> метров от центрального входа на кладбище, за ограждением на прилегающей территории на участке площадью <...> кв.метров объем размещенных отходов <...> куб.метров с координатами места размещения отходов - <...>с.ш., <...>"в.д.;

на территории кладбища в <...> метрах от центрального входа на участке площадью <...> кв.метров ориентировочным объемом <...> куб.метров с координатами места размещения отходов <...>с.ш., <...>в.д.,

внутри и по периметру кладбища на участках по <...> кв.метра <...> места размещения кладбищенских отходов общим объемом <...> куб.метров,

на территории кладбища за <адрес> (вдоль дороги) с правой стороны от центрального входа и на противоположной входу окраине объемом размещенных отходов <...> куб.метра с координатами места размещения отходов <...>"с.ш., <...>в.д.,

поставить ограждение кладбищ по их периметру, организовать и обустроить площадки для размещения мусоросборников (бункеров, контейнеров) в соответствии с санитарными нормами и требованиями.

Судебные расходы по оплате госпошлины отнести за счёт государства.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд г.Н.Тагила.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 января 2013 года.

               

Судья                                                                                   В.П. Цыдаева

2-81/2013 (2-2364/2012;) ~ М-2289/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Черноисточинская территориальная администрация
Администрация ГГО
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Цыдаева В.П.
Дело на сайте суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
26.10.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.10.2012Передача материалов судье
31.10.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2012Подготовка дела (собеседование)
06.12.2012Подготовка дела (собеседование)
06.12.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2012Судебное заседание
21.01.2013Судебное заседание
28.01.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.02.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее