Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 8 » ноября 2019 года г.Нефтегорск.
Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства гражданское дело № 2а-372/2019 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 8 по Самарской области к Котовой Татьяне Николаевне о взыскании недоимки по налогу,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец в исковом заявлении просил взыскать с административного ответчика в доход государства как собственника земельного участка, расположенного в границах сельских поселений, земельный налог за 2016 и 2017 годы в сумме 3962,90 рублей. Должнику направлялись налоговые уведомления, затем требования об уплате налога, которые в срок не были исполнены. Определением мирового судьи от 6.08.2019 года судебный приказ от 17.07.2019 года был отменен в связи с поступившими от должника возражениями. С учетом просил взыскать указанную сумму.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст.286 КАС РФ органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ст.289 ч.6 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст.45 п.п.1, 2 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Неуплата налогоплательщиком налога в установленный законом срок влечет образование недоимки, что в силу ст.69 НК РФ является основанием для направления ему требования об уплате налога, которое должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты налога. Требование об уплате налога может быть передано лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 1 года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п.2 настоящей статьи. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Статьей 75 НК РФ предусмотрены пени за несвоевременную уплату налога.
На основании ст.48 п.1 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением об их взыскании за счет имущества, в т.ч. денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Такое заявление подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз.3 п.2 настоящей статьи. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Согласно ст.48 п.2 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением об их взыскании в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения такого требования.
Если в течение 3-х лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, их сумма превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение 3-х лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, их сумма не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение 6 месяцев со дня истечения указанного 3-х летнего срока.
В силу п.3 данной статьи рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу ст.ст.390, 391, 393 НК РФ налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (календарный год), в соответствии с земельным законодательством РФ. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В соответствии со ст.394 п.1 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. и не могут превышать:
0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
1,5% в отношении прочих земельных участков.
В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п.1 настоящей статьи (п.3).
В силу ст.397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Из материалов дела следует, что Котова Т.Н. является собственником земельных участков по адресу <адрес> (кадастровый №, доля в праве 1) и в <адрес> (кадастровый №, доля в праве 1/460), налоговая ставка 0,3%. Ей направлялись налоговые уведомления № от 21.09.2017 года об уплате земельного налога за 2014, 2016 годы и налога на имущество на общую сумму 2300 рублей в срок до 1.12.2017 года, № от 23.08.2018 года об уплате земельного налога за 2017 год в сумме 2173 рубля в срок до 3.12.2018 года, в связи с неисполнением которых были направлены требования об уплате налога № от 4.07.2018 года в срок до 21.08.2018 года на сумму 1819,90 рублей и пени 95,70 рублей и № от 4.02.2019 года в срок до 25.03.2019 года на сумму 2173 рубля и пени 34,57 рублей.
17.07.2019 года мировым судьей судебного участка № 148 Нефтегорского судебного района выносился судебный приказ о взыскании с Котовой Т.Н. задолженности по налогу на имущество за 2014 года в сумме 30 рублей и пени по нему 1,60 рублей, по земельному налогу за 2016 и 2017 годы в сумме 3962,90 рублей и пени по нему 128,67 рублей, который определением от 6.08.2019 года был отменен в связи с поступившими от нее возражениями. Настоящее исковое заявление подано в суд 1.10.2019 года.
В соответствии со ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Нарушение предусмотренного ч.1 ст.70 НК РФ срока направления требования об уплате налога не влечет автоматического нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего налога. Данной нормой законодатель установил сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, это законоположение не регулирует. При этом нарушение установленных данной статьей сроков не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями НК РФ (Определение КС РФ № 822-О от 22.04.2014 года).
Днем выявления недоимки у налогоплательщика будет являться день, следующий за датой, до которой подлежал уплате налог, т.е. 2.12.2017 года и 2.12.2018 года. В связи с чем в данном случае с учетом положений абз.2 п.2 ст.48 НК РФ 6-месячный срок на обращение в суд для принудительного взыскания налоговой задолженности с Котовой Т.Н. подлежит исчислению с 2.12.2018 года, соответственно он истек 2.06.2019 года.
Между тем заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Котовой Т.Н. задолженности по налогам направлено налоговой инспекцией мировому судье 17.07.2019 года, т.е. с пропуском установленного ст.48 НК РФ срока. Ходатайства о его восстановлении с указанием к этому уважительных причин не заявлено. Принудительное взыскание налога за пределами установленных НК РФ сроков не может осуществляться (Определение КС РФ № 479-О-О от 22.03.2012 года). Несоблюдение налоговым органом предусмотренного ст.286 КАС РФ срока подачи административного искового заявления является основанием для отказа в его удовлетворении.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290, 293 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска о взыскании с Котовой Татьяны Николаевны земельного налога за 2016 и 2017 годы в сумме 3962 рубля 90 копеек по земельным участкам с кадастровым номером № по адресу <адрес> и с кадастровым номером № по адресу <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суда в течение 15 дней со дня получения его копии через Нефтегорский районный суд.
Судья В.В.Лопутнев