К делу № 2-257/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 февраля 2015 года г. Тимашевск
Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Голубицкого А.Б.,
при секретаре Гулай О.М.,
с участием: старшего помощника прокурора Тимашевского района
Юртова Н.С.,
представителя заинтересованного лица – администрации Дербентского сельского поселения Тимашевского района Отиско Н.А.,
представителя заинтересованного лица – Тимашевского отдела Управления «Росреестра» по Краснодарскому краю Черепковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тимашевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Дербентского сельского поселения Тимашевского района,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тимашевского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Дербентского сельского поселения Тимашевского района, указав, что прокуратурой Тимашевского района по поручению прокуратуры края проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений. Законом Краснодарского края от 13.11.2006 г. № 1114-КЗ утвержден перечень имущества, передаваемого муниципальным образованием Тимашевский район вновь образованным городскому и сельским поселениям, входящим в его состав, согласно перечню которому в собственность Дербентского сельского поселения переданы два гидротехнических сооружения, расположенных в границах Дербентского сельского поселения Тимашевского района, а именно: дамба (ГТС) б/н, х. Тополи, ул. Тополиная; дамба (ГТС) б/н, х. Садовый, ул. Первомайская. В ходе проведенной проверки в деятельности администрации Дербентского сельского поселения выявлены нарушения при эксплуатации гидротехнических сооружений. Согласно ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 г. № 117 «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. В силу ст.ст. 4, 14 ФЗ от 21.07.1997 г. № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», предусмотрена обязательная государственная регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со статьями 130, 131 ГК РФ, а проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. В нарушение указанных выше норм федерального законодательства Дербентским сельским поселением Тимашевского района в течение нескольких лет не предпринимается практических мер, направленных на государственную регистрацию права собственности поселения на имеющиеся в муниципальной собственности гидротехнические сооружения: средства на оформление и государственную регистрацию права муниципальной собственности в бюджете поселения на 2015 год не предусматривались, документы, необходимые для государственной регистрации права на гидротехнические сооружения и расположенные под ними земельные участки в Тимашевский отдел Управления «Росреестра» по Краснодарском у краю не представлены, свидетельства о праве собственности установленного образца не получены. Ранее прокурором района главе поселения вносилось представление об устранении нарушений действующего законодательства об охране водных объектов. В ответе на представление администрация Дербентского сельского поселения Тимашевского района указывает на отсутствие денежных средств, необходимых для проведения работ по оформлению права собственности на гидротехнические сооружения. Отсутствие финансирования мероприятий по защите гидротехнических сооружений, а также нарушения порядка содержания и регистрации гидротехнических сооружений является прямым нарушением требований законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуации, чем нарушаются права граждан на обеспечение безопасности жизнедеятельности, гарантированные Конституцией Российской Федерации, могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, тем самым своим бездействием администрация нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем, прокурор вынужден обратиться в суд.
В судебном заседании старший помощник прокурора Тимашевского района Юртов Н.С., действующий в интересах неопределенного круга лиц, поддержал заявленные требования и просил суд признать незаконным бездействие администрации Дербентского сельского поселения Тимашевского района, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права муниципальной собственности на гидротехнические сооружения, а также обязать администрацию Дербентского сельского поселения Тимашевского района устранить допущенные нарушения закона, путем регистрации права муниципальной собственности на гидротехнические сооружения: дамба (ГТС) б\н, х. Тополи, ул. Тополиная; дамба (ГТС) б\н, х. Садовый, ул. Первомайская, Дербентского сельского поселения Тимашевского района Краснодарского края.
Представитель заинтересованного лица - администрации Дербентского сельского поселения Тимашевского района, глава сельского поселения Отиско Н.А. в зале суда заявленные требования признала, не возражала против их удовлетворения, при этом пояснив, что администрацией Дербентского сельского поселения Тимашевского района проводится комплекс мер по проведению противопаводных мероприятий на территории поселения. В 2015 году запланировано принятие программы в области жилищного коммунального хозяйства поселения, где будет предусмотрено мероприятие по обеспечению безопасности гидротехнических сооружениях. Также поселением проводится мониторинг за состоянием дамб.
Представитель заинтересованного лица – Тимашевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, по доверенности Черепкова Н.В. в зале суда по принятию решения полагалась на усмотрение суда. При этом пояснила, что в период с 13.11.2006 г. по настоящее время администрация Дербентского сельского поселения Тимашевского района по вопросу регистрации права муниципальной собственности на указанные гидротехнические сооружения, не обращалась, право собственности на данные объекты не зарегистрировано.
Выслушав участников судебного процесса, исследовав представленные доказательства и иные материалы дела, суд считает заявленные требования законными и обоснованными, поэтому подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 3 ст. 254 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании бездействия органов местного самоуправления.
При этом, согласно абз. 4 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 (ред. от 09.02.2012 г.) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В судебном заседании установлено, что на основании абз. 2 п. 5.2 и абз. 2 п. 5.4 Решения коллегии прокуратуры края «О состоянии законности и практике прокурорского надзора за соблюдением водного законодательства при использовании и охране водных объектов» от <дд.мм.гггг>, прокуратурой Тимашевского района проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой в деятельности администрации Дербентского сельского поселения Тимашевского района выявлены нарушения эксплуатации гидротехнических сооружений.
В соответствии с п.п. 8, 23 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. «г» ч. 2 ст. 11. ФЗ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 5 статьи 31 Устава Дербентского сельского поселения Тимашевского района, принятого решением Дербентского сельского поселения Тимашевского района от <дд.мм.гггг> <№>, на главу поселения в пределах своих полномочий возложена обязанность по обеспечению осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами Краснодарского края.
Пунктом 2 статьи 1 Закона Краснодарского края от 13.11.2006 г. № 1114-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Тимашевский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Тимашевский район, в состав которого они входят» утвержден перечень имущества – два гидротехнических сооружения, передаваемые муниципальным образованием Тимашевский район в собственность Дербентского сельского поселения Тимашевского района, а именно: дамба (ГТС) б\н, х. Тополи; дамба (ГТС) б\н, х. Садовый, ул. Первомайская.
При этом, в силу ст. 2 указанного закона, право собственности на передаваемое имущество наступает со дня подписания соответствующего передаточного акта, который должен быть подписан в трехнедельный срок со дня вступления в силу настоящего Закона.
Актом приема-передачи имущества, передаваемого из муниципальной собственности муниципального образования Тимашевский район в муниципальную собственность Дербентского сельского поселения Тимашевского района от <дд.мм.гггг> подтверждается, что указанные выше дамбы переданы в собственность администрации Дербентского сельского поселения Тимашевского района в соответствии с п. 58 и 59 приложения № 4 к акту приема-передачи от <дд.мм.гггг> г.
В силу ст. 3 ФЗ от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», гидротехнические сооружения – это в числе прочее являются сооружения (дамбы).
Статьей 9 указанного выше ФЗ на собственника гидротехнического сооружения возложена обязанность обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу ч. 1 ст. 4 ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ (ред. от 29.12.2014 г.) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В ходе судебного заседания установлено, что в нарушение ст. 131 ГК РФ, ст. 4 указанного выше ФЗ, администрацией Дербентского сельского поселения Тимашевского района право собственности на гидротехнические сооружения до настоящего времени не зарегистрировано, что подтверждается уведомлениями от 10.02.2014 г. об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о собственнике дамб.
Кроме того, администрацией поселения в период времени с 13.11.2006 г. по настоящее время не предпринималось никаких мер, направленных на государственную регистрацию права муниципальной собственности, что подтверждается информацией, предоставленной Тимашевским отделом Управления «Росреестра» по Краснодарскому краю, а также не отрицалось в судебном заседании главой администрации Дербентского сельского поселения Тимашевского района.
Более того, из отзыва, предоставленного администрацией Дербентского сельского поселения Тимашевского района следует, что средства на оформление дамб и их государственную регистрацию права в бюджете поселения на 2015 год не предусматривались.
02.12.2014 г. в адрес главы Дербентского сельского поселения Тимашевского района прокурором Тимашевского района вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства.
Из ответа администрации Дербентского сельского поселения Тимашевского района на представление прокурора Тимашевского района об устранении нарушений природоохранного законодательства от 26.12.2014 г. следует, что при рассмотрении представления установлено, что Дербентским сельским поселением Тимашевского района в течение нескольких лет не предпринимается практических мер, направленных на государственную регистрацию права собственности поселения на имеющиеся в муниципальной собственности гидротехнические сооружения, не осуществляется оценка безопасности гидротехнических сооружений.
В судебном заседании установлено, что в настоящее время администрацией Дербентского сельского поселения Тимашевского района право собственности на указанные выше объекты не зарегистрировано.
В результате бездействия администрации Дербентского сельского поселения Тимашевского района право собственности на два гидротехнических сооружения до настоящего времени в установленном законом порядке не зарегистрировано и финансирование мероприятий по эксплуатации гидротехнических сооружений администрацией не осуществляется, в связи с чем, отсутствует контроль за безопасностью работы дамб и не осуществляются работы по предотвращению, ликвидации последствий аварий гидротехнических сооружений.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что отсутствие регистрации права собственности на гидротехнические сооружения, финансирования мероприятий по их защите, а также нарушение порядка их содержания и требований законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций, нарушает права граждан на обеспечение безопасности жизнедеятельности.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования прокурора Тимашевского района, признать незаконным бездействие администрации Дербентского сельского поселения Тимашевского района, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права муниципальной собственности на гидротехнические сооружения, и считает необходимым обязать устранить допущенные нарушения закона, путем регистрации права муниципальной собственности на указанное имущество.
При этом, допущенные нарушения закона администрации Дербентского сельского поселения Тимашевского района необходимо устранить в срок, до 12.04.2015 г., при определении которого суд исходит из характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц.
На основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд считает необходимым освободить прокурора Тимашевского района от уплаты госпошлины при подаче настоящего искового заявления в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Заявленные требования прокурора Тимашевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Дербентского сельского поселения Тимашевского района – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Дербентского сельского поселения Тимашевского района, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права муниципальной собственности на гидротехнические сооружения: дамба (ГТС) б\н, х. Тополи, ул. Тополиная; дамба (ГТС) б\н, х. Садовый, ул. Первомайская, Дербентского сельского поселения Тимашевского района Краснодарского края.
Обязать администрацию Дербентского сельского поселения Тимашевского района устранить допущенные нарушения закона, путем регистрации права муниципальной собственности на гидротехнические сооружения: дамба (ГТС) б\н, х. Тополи, ул. Тополиная; дамба (ГТС) б\н, х. Садовый, ул. Первомайская, Дербентского сельского поселения Тимашевского района Краснодарского края, в срок до 12.04.2015 г.
Освободить прокурора Тимашевского района от уплаты государственной пошлины по настоящему делу.
В соответствии с ч. 2 ст. 258 ГПК РФ, копию решения направить главе администрации Дербентского сельского поселения Тимашевского района, а также прокурору Тимашевскому району.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 16.02.2015 г.
Председательствующий
Справка: решение суда не вступило в законную силу.