Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1417/2021 ~ М-875/2021 от 29.03.2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 сентября 2021 года                                                                      г. Самара

Волжский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Андреевой Е.А.,

при секретаре Овчаренко М.Е.,

с участием представителя истца – Никишковой С.Г.,

представителя ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» – Слеповой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зуева А. А., Зуевой Е. А. к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Зуев А.А., Зуева Е.А. обратились в суд к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование заявленных требований указали, что проживают в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Квартира была предоставлена в ДД.ММ.ГГГГ г. Зуеву А. А. как военнослужащему, на основании ордера. Договор найма служебного жилья не заключался. Ордер был сдан Зуевым в домоуправление, впоследствии утерян. До настоящего времени Зуев А.А. и его дочь Зуева Е.А. проживают в спорной квартире, оплачивают квартплату и коммунальные услуги, за свой счет производят текущий ремонт.

ДД.ММ.ГГГГ по истечении срока контракта о прохождении военной службы истец Зуев А.А. был уволен с военной службы. После увольнения в запас Министерство обороны не предлагало ему других жилых помещений и денежных сертификатов на приобретение жилого помещения.

Решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации к Зуеву А. А., Зуевой Е. А. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, обязании сдать в установленном порядке спорное жилое помещение.

Истцы обратились с заявлением о передаче им жилого помещения в собственность в порядке приватизации в ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, на что был получен отказ в связи с тем, что квартира предоставлена в качестве служебного жилого помещения на период прохождения военной службы, которая в настоящее время прекращена и спорное жилое помещение приватизации не подлежит.

На основании изложенного истцы просят суд признать за ними право пользования указанным жилым помещением на условиях социального найма; признать право общей долевой собственности (по 1/2 доле за каждым) на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 47,3 кв.м., жилой площадью 31,2 кв.м, в порядке приватизации.

Представитель истцов Никишкова С.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил в иске отказать.

Представитель ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» Слепова Н.В. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать.

Представитель третьего лица Администрации муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Судом установлено, что жилой фонд в поселке Рощинский муниципального района Волжский Самарской области был введен в эксплуатацию Актом от 24.08.1994 года и внесен в реестр федерального имущества Российской Федерации на основании Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». На основании распоряжения Минимущества России -р от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой фонд был передан в оперативное управление Чернореченской КЭЧ района.

Истцами указывается, что спорное жилое помещение было предоставлено им именно в связи с прохождением Зуевым А.А. военной службы.

Согласно выписке из поквартирной карточки ООО «Сокол» в спорной квартире зарегистрированы Зуев А.А. с ДД.ММ.ГГГГ и его дочь Зуева Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ Ранее Зуевы были зарегистрированы по адресу: <данные изъяты> г.

Согласно послужному списку Зуева А.А., в период с 1984 г. по 1988 г. он являлся курсантом Дальневосточного высшего общевойскового командного училища, с 1988 г. – командир учебного мотострелкового взвода окружного учебного центра подготовки младших специалистов ПриВО.

Решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу отказано в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации к Зуеву А. А., Зуевой Е. А. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, обязании сдать в установленном порядке жилое помещение по адресу: <адрес>.

Истцы обратились с заявлением о передаче им жилого помещения в собственность в порядке приватизации в ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, на что был получен отказ от ДД.ММ.ГГГГ, мотивированный тем, что квартира предоставлена в качестве служебного жилого помещения на период прохождения военной службы, которая в настоящее время прекращена, служебные жилые помещения приватизации не подлежит.

Данное жилое помещение отнесено к специализированному жилому фонду Вооруженных Сил Российской Федерации на основании Постановления Администрации Волжского района Самарской области от 28.03.1996 года № 243, находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ право собственности Российской Федерации на спорное жилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, сообщением Территориального управления Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, квартира закреплена на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства    обороны РФ и отнесена к специализированному жилищному фонду Министерства обороны РФ.

Доводы истцов о том, что они занимают данное жилое помещение на условиях социального найма несостоятельны и основаны на неверном толковании норм материального права.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу ст. 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действующего на момент предоставления данного жилого помещения.

Согласно ст. 5 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции, действовавшей на момент предоставления Зуеву А.А. вышеуказанного жилого помещения), жилищный фонд включает: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).

В силу ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

В соответствии со статьями 28-31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда совместное решение администрации и профсоюзного комитета предприятия, утверждённое решением органа местного самоуправления.

Между тем, истцами не представлено доказательств того, что компетентным органом принималось соответствующее решение об обеспечении их семьи жилым помещением, как лиц, состоящих на учёте нуждающихся в жилых помещениях на условиях договора социального найма.

В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, названным кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.

Согласно пункту 31 приказа Министра обороны СССР от 10.11.1975 года     № 285 «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» заселение служебных жилых помещений производится по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся.

Таким образом, признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, независимо от того, к какому жилищному фонду ранее принадлежало жилое помещение.

Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении право пользования им на условиях договора социального найма, действующее законодательство не содержит.

Решение о включении спорной квартиры в состав служебных жилых помещений в установленном порядке не оспорено и недействительным не признано.

Исключение жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом.

Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращён лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооружённых Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подп. «м» п. 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооружённых Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определённому виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

В материалы дела не представлено доказательств того, что уполномоченным органом принималось решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного жилого фонда.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» служебные жилые помещения приватизации не подлежат.

Из материалов гражданского дела следует, что спорная квартира предоставлена Зуеву А.А. на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, при этом сам ордер не сохранился. Истец указывает, что в указанный период ордер не мог быть ему предоставлен, поскольку он был откомандирован в <адрес>, имеется охранное свидетельство (бронь) от ДД.ММ.ГГГГ о сохранении спорной квартиры за Зуевым А.А. и членами его семьи на время отъезда в <адрес>, период действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Между тем, данное охранное свидетельство выдано <адрес> уже после принятия Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о включении жилого помещения в число служебных. Факт того, что после возвращения в <адрес> семья Зуевых вновь стала проживать по адресу: <адрес>, о возникновении правоотношений социального найма не свидетельствует.

В соответствии со ст. 15 Закон РФ от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством, за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых они проходят военную службу.

Указанным военнослужащим на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставляются служебные жилые помещения или общежития.

Жилые помещения в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, в которых прописаны и проживают военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, закрепляются в постоянное пользование за Министерством обороны Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами Российской Федерации, в войсках которых военнослужащие проходят военную службу.

Материалами дела подтверждено, что спорное жилое помещение было предоставлено Зуеву А.А. уполномоченным органом именно в связи с прохождением военной службы, не по договору социального найма, квартира приобрела статус служебной, который не утрачен до настоящего времени. Довод о том, что Зуев А.А. имеет право быть обеспеченным жилым помещением, обеспечен жилым помещением не был, не могут являться основанием для реализации данного права путем удовлетворения заявленных исковых требований.

При таких обстоятельствах исковые требования Зуева А.А., Зуевой Е.А. удовлетворению не подлежат в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Зуева А. А., Зуевой Е. А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд в течение одного месяца со дня постановления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 13.09.2021 г.

Судья            /подпись/                                              Е.А. Андреева

2-1417/2021 ~ М-875/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Зуев А.А.
Зуева Е.А.
Ответчики
Министерство обороны РФ
ТО "Самарский" филиала "Центральный" ФГАУ "Росжилкомлплекс"
Другие
1 Отдел (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ
Администрация муниципального района Волжский Самарской области
Суд
Волжский районный суд Самарской области
Судья
Андреева Е. А.
Дело на странице суда
volzhsky--sam.sudrf.ru
30.03.2021Передача материалов судье
29.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.05.2021Предварительное судебное заседание
29.06.2021Судебное заседание
08.07.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
22.07.2021Судебное заседание
06.09.2021Судебное заседание
13.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее