Дело № 2-82/2021
УИД 10RS0003-01-2020-000101-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2021 года г. Кемь
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Яшковой И.С.,
при секретаре Леськовой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликаевой А.Р. к администрации Рабочеостровского сельского поселения о пересмотре сроков проведения капитального ремонта дома,
установил:
Куликаева А.Р. обратилась в суд с названным иском по тем основаниям, что собственники многоквартирного дома по адресу: Республика <адрес>, неоднократно обращались в администрацию Рабочеостровского сельского поселения по вопросу капитального ремонта указанного жилого дома. В Региональной программе капитальный ремонт дома запланирован на 2035 год. Денежные средства для формирования фонда капитального ремонта перечисляются в фонд Регионального оператора. Указанный многоквартирный жилой дом сдан в эксплуатацию в 1975 году. Нормативы предусматривают проведение капитального ремонта и замену инженерных коммуникаций не реже одного раза в тридцать лет, прошло 45 лет с момента сдачи дома в эксплуатацию. В доме требуется капитальный ремонт системы отопления, поскольку дом имеет самое большое теплопотребление по сравнению с другими домами, с момента установки теплосчетчика ежегодно и ежемесячно оплата за отопление на 40-50% выше по сравнению с другими домами. В трубах центрального отопления постоянно стоит шум после сдачи новой котельной в эксплуатацию, также требуется полная замена кровли дома. Истец просила обязать администрацию Рабочеостровского сельского поселения включить в краткосрочную программу на 2022 год капитальный ремонт системы отопления и кровли дома <адрес>.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Фонд капитального ремонта Республики Карелия, Правительство Республики Карелия, ООО «Рабочеостровское жилищное хозяйство», администрация Кемского муниципального района.
В судебном заседании истец Куликаева А.Р. поддержала заявленные требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям, пояснив, что в соответствии с ведомственными строительными нормами износ многоквартирного дома составляет 46%, в техническом паспорте на дом указан износ 14% на 1989 год. В жилом доме ухудшились жилищные условия, а именно – температура в помещениях повышена, при регулировании вентилями появляется шум в трубах; крыша требует ремонта. Полагает, что администрация Рабочеостровского сельского поселения должна указать не сведения, имеющиеся в техническом паспорте, а иные данные, позволяющие включить многоквартирный дом в краткосрочную программу капитального ремонта.
Представитель ответчика администрации Рабочеостровского сельского поселения Жук С.Н. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал. Пояснил, что информация о доме <адрес> администрацией Рабочеостровского сельского поселения в Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия не предоставлялась, так как изменения в технический паспорт дома не были внесены. Собственники дома должны на общем собрании решить вопрос о необходимости изменения процента износа дома и об изготовлении технического паспорта с новыми актуальными данными, так как очередность проведения капитального ремонта многоквартирного дома определяется исходя из установленных частью 1 статьи 11 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 №1758-ЗРК «О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта многоквартирного дома, расположенных на территории Республики Карелия» критериев, к которым, в первую очередь, относятся степень износа дома. После предоставления в администрацию этих сведений администрация направляет ходатайство в Министерство о переносе срока капитального ремонта на более ранний срок, так как краткосрочный план утверждается Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Фонд капитального ремонта Республики Карелия, Правительство Республики Карелия, ООО «Рабочеостровское жилищное хозяйство», администрация Кемского муниципального района уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания не просили, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Пунктом 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Общие вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются нормами раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе: устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Требования, предъявляемые к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлены статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (часть 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (часть 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов: использования на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных статьей 185 Жилищного кодекса Российской Федерации; необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора; актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера (часть 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.11.2014 № 346-П утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2045 годы (в редакции Постановления Правительства РК от 29.09.2020 № 481-П).
Работы по капитальному ремонту многоквартирных домов проводятся в соответствии с краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, также утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия.
Судом установлено, что истец является собственником жилого помещения расположенного в 12-ти квартирном доме, 1975 года постройки, по адресу: <адрес>
Управление многоквартирным домом осуществляет ООО «Рабочеостровское ЖХ».
Данный многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов со сроком проведения капитального ремонта указанного многоквартирного дома - 2035 год.
Собственниками помещений в многоквартирном доме выбран способ формирования фонда капитального ремонта путём перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно данным технического паспорта жилой дом имеет процент физического износа 14% на 1989 год.
Из акта визуального осмотра и технического обследования дома от 15.03.2021, проведённого директором управляющей организации и жильцами дома, в кровле имеются дыры, щели и трещины; с начала отопительного сезона теплосчётчик показывает небаланс, тепло по дому распределено неравномерно, в трубах стоит шум. Инженерные сети и кровля имеют физический износ более 46%, исходя из расчёта – один процент износа за каждый год эксплуатации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 № 1758-ЗРК «О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия» в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – уполномоченный орган), в переделах своей компетенции утверждает краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы.
В силу статьи 10 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 № 1758-ЗРК «О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия» для формирования региональной программы лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего Закона, а в целях актуализации региональной программы не позднее 1 июля каждого года представляют в органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления) информацию о многоквартирных домах, управление которыми они осуществляют, по форме, установленной уполномоченным органом.
Органы местного самоуправления обобщают поступившую информацию, указанную в части 1 настоящей статьи, а также осуществляют подготовку информации о многоквартирных домах, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности.
Обобщенная информация обо всех многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования, представляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган не позднее двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона, а в целях актуализации региональной программы не позднее 1 августа каждого года.
Уполномоченный орган в течение двух месяцев с момента поступления информации от органов местного самоуправления подготавливает проект региональной программы (проект акта о внесении изменений в региональную программу) и представляет его на утверждение в Правительство Республики Карелия.
Региональная программа подлежит ежегодной актуализации в срок не позднее 1 октября каждого года.
Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы.
Согласно статье 11 указанного Закона Республики Карелия от 20.12.2013 № 1758-ЗРК определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для целей формирования и актуализации региональной программы осуществляется исходя из следующих критериев:
1) степень износа многоквартирного дома;
2) срок эксплуатации многоквартирного дома;
3) дата последнего проведения комплексного капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
4) наличие неисполненного судебного решения об обязании органа местного самоуправления провести комплексный капитальный ремонт или выборочный капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Судом установлено, что в краткосрочный план реализации в 2019-2021 годах Региональной программы по Рабочеостровскому сельскому поселению многоквартирный дом, в котором проживает истец, не включён, поскольку в соответствии с данными, представленными органом местного самоуправления степень его физического износа составляет 14%.
Истцом не представлено доказательств, подтверждающих необходимость проведения работ в более ранние сроки, чем запланировано Региональной программой. При этом представленный истцом акт визуального осмотра и технического обследования дома от 15.03.2021 таким доказательством являться не может, поскольку данные физического износа многоквартирного дома определяются на основании технического паспорта.
Из указанных норм закона следует, что краткосрочные планы реализации региональной программы утверждаются Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, администрации Рабочеостровского сельского поселения не предоставлено право вносить в них изменения.
Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что препятствий по включению многоквартирного дома, в котором проживает истец, в ежегодный краткосрочный план реализации региональной адресной программы в предусмотренном законом порядке при уточнении сведений о физическом износе в техническом паспорте дома не имеется.
Поскольку обязанность по предоставлению сведений о многоквартирных домах в целях актуализации региональной программы должна быть исполнена администрацией Рабочеостровского сельского поселения до 1 августа каждого года, в ходе рассмотрения дела не установлено нарушений прав истца действиями или бездействием ответчика, при отсутствии такого нарушения удовлетворение иска исключается, при этом наступление негативных последствий для истца в данном случае только предполагается. При этом защита права на будущее время не допускается.
Суд также учитывает наличие у истца возможности в случае нарушения его прав и законных интересов в будущем защитить их в судебном порядке иным способом.
С учетом изложенных обстоятельств дела исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст., ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Куликаевой А.Р. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Яшкова И.С.
Решение в окончательной форме вынесено 29 марта 2021 года.