Решение по делу № 2-400/2020 (2-2596/2019;) ~ М-2309/2019 от 08.10.2019

Дело № 2-400/20

Решение

      Именем Российской Федерации

       16 июля 2020 года                                                               г. Симферополь

Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,

при секретаре – Кунице Е.В.,

с участием истца – ФИО2,

представителя истца – ФИО9, действующего на основании доверенности,

ответчика – ФИО5,

представителя ответчика – адвоката Харманской Д.А.,

представителя ответчика – ФИО11, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Дачному потребительскому кооперативу «Дачно-лодочный кооператив «Нептун», ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Крым о признании решения общего собрания недействительным, признании недействительной записи, внесенной в ЕГРЮЛ; понуждении внести сведения о недействительности записи; восстановлении в должности председателя Правления кооператива,

у с т а н о в и л :

Дачный потребительский кооператив «Дачно-лодочный кооператив «Нептун», ФИО2 обратились в суд с иском к ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5 о признании решения собрания недействительным, мотивируя исковые требования тем, что 20.07.2019 года при участии ФИО5 было проведено общее собрание членов ДПК «ДЛК «Нептун». Результаты мероприятия были оформлены Протоколом № 1 общего собрания ДПК «ДЛК «Нептун», который подписан от имени председателя мероприятия ФИО3, от имени секретарей – ФИО4 и ФИО1 Порядок созыва и проведения Общего собрания ДПК «ДЛК «Нептун» предусмотрен положениями Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 года, Уставом ДПК «ДЛК «Нептун», утвержденным Протоколом № 01 от 21.07.2019 года. На момент утверждения Устава действовали нормы Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 года № 66-ФЗ. В силу Переходных положений, предусмотренных ч.2 ст. 54 Закона № 217-ФЗ, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческим или дачным некоммерческим партнерствам до приведения их уставов в соответствии со статьями 1 – 28 настоящего Федерального закона применяются положения настоящего Федерального закона о садоводческих некоммерческих товариществах. Таким образом, Устав надлежит применять лишь в части, которая не противоречит нормам Закона. Согласно ч.6 Закона, очередное общее собрание членов товарищества созывается правлением товарищества по мере необходимости, но не реже чем один раз в год. Между тем, Правлением кооператива в порядке, установленном Законом, ГК РФ и Уставом кооператива очередное Общее собрание членов не созывалось. Кроме того, в Правление с предложением об уведомлении о проведении Общего собрания 06.07.2019 года обратилась член ревизионной комиссии ФИО21, подписанным ею единолично, а не комиссионно, как это требует Закон. В соответствии с ч.11 ст. 17 Закона, правление товарищества не позднее тридцати дней со дня получения требования ревизионной комиссии обязано обеспечить проведение внеочередного общего собрания. Только после нарушения правлением товарищества этого срока ревизионная комиссия вправе самостоятельно обеспечить проведение внеочередного общего собрания. Следовательно, лишь начиная с 7 августа 2019 года ревизионная комиссия была вправе самостоятельно обеспечить проведение внеочередного Общего собрания. В данном случае такая инициатива противоречит действующему законодательству. Таким образом, имеют место нарушения в части созыва Общего собрания кооператива. Кроме того, ревизионной комиссии надлежало уведомить о проведении Общего собрания членов Кооператива не менее чем за две недели до дня его проведения в порядке, установленном Уставом кооператива. При этом, такое уведомление должно было содержать перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на общем собрании членов товарищества, дату, место и время проведения общего собрания членов товарищества (п.15 ст. 17 Закона). Однако ФИО3 полностью проигнорировала указанные нормы. Порядок проведения и оформления результатов Общего собрания кооператива также были нарушены. Решения Общего собрания должны оформляться протоколом с указанием результатов голосования и приложением к нему списка с подписью каждого члена товарищества либо каждого представителя члена товарищества, принявших участие в Общем собрании. Протокол Общего собрания подписывается председательствующим на общем собрании членов товарищества. В нарушение положений ч.25 ст. 17 Закона, ФИО3 в Правление не был передан список с подписью каждого члена товарищества, присутствовавших на мероприятии. Таким образом, невозможно установить явку лиц на общем собрании. Повестка дня, озвученная ФИО3 на мероприятии и внесенная в Протокол № 1 существенно разнится с повесткой дня, указанной в предложении ФИО3, адресованном Правлению. Доказательства легитимности счетной комиссии общего собрания отсутствуют. Таким образом, считает, что был нарушен порядок принятия решения на Общем собрании, в том числе: порядок созыва – ненадлежащим органом, с нарушением сроков; порядок подготовки проведения собрания – без надлежащего уведомления; порядок осуществления процедуры голосования – без подтвержденной регистрации, в отсутствие счетной комиссии, без фактического подсчета голосов, с незаконным переходом к очно-заочному голосованию; существенное нарушение правил составления протокола; ряд вопросов по не включенным в повестку дня; при отсутствии необходимого кворума; решение принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; решение противоречит основам правопорядка. Учитывая изложенное, с учетом уточненных исковых требований, просил признать решение Общего собрания ДПК «ДЛК «Нептун», оформленное Протоколом № 1 от 20.07.2019 года, недействительным; признать недействительной запись , внесенную 17.10.2019 года Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Крым в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о недействительности записи; восстановить ФИО2 в должности председателя Правления ДПК «ДЛК «Нептун».

Определением суда от 25.11.2019 года принят отказ Дачного потребительского кооператива «Дачно-лодочный кооператив «Нептун» от иска к ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5 о признании решения собрания недействительным, производство по гражданскому делу в данной части – прекращено.

Определением суда от 25.11.2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Крым.

Определением суда от 18.12.2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Дачный потребительский кооператив «Дачно-лодочный кооператив «Нептун».

Истец ФИО2 и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, просили их удовлетворить.

Ответчик ФИО5 и его представитель в судебном заседании возражали против исковых требований, и пояснили, что до проведения общего собрания членов кооператива между председателем кооператива ФИО2 и членами правления кооператива сложилась конфликтная ситуация, причиной которой послужило выявление нарушений со стороны ФИО2 в финансовых вопросах деятельности кооператива (нецелевое использование и недостача денежных средств кооператива, нарушения в бухгалтерском учете, наличие задолженности перед кредиторами, а также перед штатными сотрудниками кооператива по заработной плате и т.д.) по результатам проведенной независимой аудиторской проверки и проверки ревизионной комиссией кооператива. ФИО2 игнорировал обращения органов кооператива, отсутствовал на заседаниях правления, и по сути, отстранился от выполнения обязанностей председателя правления. После выявления нарушений ревизионная комиссия кооператива обратилась к ФИО2 как председателю правления с требованием устранить нарушения и провести общее собрание членов кооператива. В связи с отсутствием действий со стороны ФИО2 ревизионная комиссия на заседании 12.06.2019 года приняла решение о проведении общего собрания и предложила правлению провести соответствующие организационные мероприятия. 15.06.2019 года было проведено заседание правления кооператива, которое ФИО2 проигнорировал. На указанном заседании было принято решение о проведении общего собрания членов кооператива по инициативе ревизионной комиссии. В связи с тем, что члены правления не имели доступа ни к расчетному счету кооператива, ни к сайту кооператива для размещения информации о проведении собрания, была создана инициативная группа в составе ФИО5, ФИО4, ФИО16, ФИО12, которая занималась организацией созыва и проведения собрания и финансировала необходимые расходы за личный счет. На указанном заседании правления были определены: время и место проведения общего собрания (20 июля 2019 года в 11-00, причал на косе Южная), форма собрания (очно-заочная) и порядок уведомления членов кооператива. На заседании правления 06 июля 2019 года была утверждена повестка дня и порядок регистрации участников собрания. Также было принято решение о создании нового сайта кооператива для информирования его членов. Члены кооператива уведомлялись о предстоящем собрании путем вывешивания объявлений на территории кооператива, смс-рассылкой, объявлением на вновь созданном сайте кооператива кооперативнептун.рф, а также почтовой рассылкой. Регистрация членов кооператива, прибывших на собрание осуществлялась при предъявлении паспорта с проставлением личной подписи в списке членов кооператива. Подсчет участников собрания и голосов осуществляла счетная комиссия в составе ФИО16, ФИО13, ФИО14, ФИО15, избранная на общем собрании. Членами счетной комиссии был избран председатель счетной комиссии ФИО16, что подтверждается актом № 2 от 20.07.2019 года. По результатам регистрации на очной части собрания присутствовали 211 членов кооператива. Очное голосование по вопросу избрания нового председателя правления проводилось , на уникальных бланках бюллетеней, изготовленных специально для такого голосования ФИО5 непосредственно перед собранием. Для защиты от фальсификации результатов голосования на бланках также был проставлен оттиск факсимиле председателя ревизионной комиссии и председателя собрания ФИО3 По иным вопросам повестки дня подсчет проводился очно счетной комиссией. Заочное голосование осуществлялось путем рассылки бюллетеней для голосования неявившимся членам кооператива, что подтверждается почтовыми квитанциями, а также заполненными бюллетенями для голосования с личными подписями членов кооператива. Итоги очно-заочного голосования отражены в протоколе подсчета голосов, составленном членами счетной комиссии 31.08.2019 года (после окончания срока для предоставления бюллетеней для заочного голосования). Согласно Протоколу № 1 общего собрания от 31.08.2019 года в собрании приняло участие 314 членов кооператива (в том числе 211 очно, 103 заочно), что составляет более 50% от списочного состава членов кооператива (486 человек). В связи с чем собрание было признано правомочным для принятия решений. Что касается содержания повестки для общего собрания, то законодательство не содержит императивных норм по данному вопросу, следовательно, общее собрание членов кооператива вправе рассматривать любые вопросы повестки дня, в том числе и прямо не предусмотренные законом. Таким образом, полагают выводы искового заявления несостоятельными, которые опровергаются письменными доказательствами, в связи с чем просят отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Крым в судебном заседании возражал против исковых требований, предъявленных к Инспекции, пояснил, что отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, внесении сведений в ЕГРЮЛ, изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Инспекция является регистрирующим органом, и осуществляет государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Законом № 129-ФЗ. Уведомление регистрирующего органа о смене физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, производится по правилам, установленным статьями 17, 18 Закона № 129-ФЗ, путем подачи заявления по форме, подлинность подписи засвидетельствована в нотариальном порядке. В случае предоставления в Инспекцию всех необходимых документов и при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, Инспекция принимает решение о государственной регистрации. В данном случае заявителем ФИО5 в Инспекцию был представлен пакет документов для государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, по результатам рассмотрения которых было принято решение о государственной регистрации, на основании которого в ЕГРЮЛ была внесена запись за регистрационным номером , согласно которой у ФИО2 прекращены, а на ФИО5 возложены полномочия физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица. Кроме того, указывает о том, что Законом № 129-ФЗ не предусмотрена процедура признания недействительной записи о государственной регистрации.

Остальные лица, принимающие участие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени извещены надлежащим образом.

В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о следующем.

Согласно Уставу Дачного Потребительского кооператива «Дачно-лодочный кооператив «Нептун», утвержденного решением общего собрания членов ДПК «ДЛК «Нептун» № 1 от 21.07.2018 года, является некоммерческой организацией, созданной в форме потребительского, самообслуживающего дачного кооператива, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, гражданским, земельным, градостроительным, административным, уголовным и иным законодательством РФ, Федеральным законом № 66-ФЗ от 15.04.1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», иными нормативными правовыми актами РФ (т.1 л.д.31-49, т.4 л.д.221-239).

С 01.01.2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ).

Согласно статье 53 Закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ, Федеральный закон от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» признан утратившим силу.

Со дня вступления в силу Закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ к созданным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческим или дачным некоммерческим партнерствам до приведения их уставов в соответствие со ст. ст. 1 - 28 настоящего Федерального закона применяются положения настоящего Федерального закона о садоводческих некоммерческих товариществах (ч. 2 ст. 54 Закона).

В силу части 1 статьи 16 Закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества.

Согласно части 19 статьи 17 указанного Федерального закона общее собрание членов товарищества правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов товарищества или их представителей.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относятся в том числе: избрание органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий.

По вопросам, указанным в п. 1 - 6, 10, 17, 21 - 23 ч. 1 настоящей статьи, решения общего собрания членов товарищества принимаются квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества.

По иным вопросам, указанным в части 1 настоящей статьи, решения общего собрания членов товарищества принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества.

Общее собрание членов товарищества может быть очередным или внеочередным (ч.5 ст.17).

Очередное общее собрание членов товарищества созывается правлением товарищества по мере необходимости, но не реже чем один раз в год (ч.6 ст.17).

В соответствии с ч.6 ст. 17 Закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ внеочередное общее собрание членов товарищества должно проводиться по требованию:

1) правления товарищества;

2) ревизионной комиссии (ревизора);

3) членов товарищества в количестве более чем одна пятая членов товарищества.

В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 части 7 и частью 8 настоящей статьи, требование о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества вручается лично председателю товарищества либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении председателю товарищества или в правление товарищества по месту нахождения товарищества.

Требование о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества должно содержать перечень вопросов, подлежащих включению в повестку внеочередного общего собрания членов товарищества, а также может содержать предлагаемые решения по каждому из них (ч.10 ст. 17).

Правление товарищества не позднее тридцати дней со дня получения требования, указанного в частях 7 и 8 настоящей статьи, обязано обеспечить проведение внеочередного общего собрания членов товарищества (ч.11 ст. 17).

В случае нарушения правлением товарищества срока и порядка проведения внеочередного общего собрания членов товарищества, установленного частью 11 настоящей статьи, ревизионная комиссия (ревизор), члены товарищества, орган местного самоуправления, требующие проведения внеочередного общего собрания членов товарищества, вправе самостоятельно обеспечить проведение внеочередного общего собрания членов товарищества при условии соблюдения положений частей 13 - 18 настоящей статьи (ч.12 ст. 17).

Согласно ч. 13 ст. 17 Закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ уведомление о проведении общего собрания членов товарищества не менее чем за две недели до дня его проведения:

1) направляется по адресам, указанным в реестре членов товарищества (при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения);

2) размещается на сайте товарищества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при его наличии);

3) размещается на информационном щите, расположенном в границах территории садоводства или огородничества.

Сообщение о проведении общего собрания членов товарищества может быть также размещено в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации (ч.14 ст. 17).

В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества должны быть указаны перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на общем собрании членов товарищества, дата, время и место проведения общего собрания членов товарищества. Включение в указанный перечень дополнительных вопросов непосредственно при проведении такого собрания не допускается (ч.15 ст. 17).

В случаях, определенных правлением товарищества, решение общего собрания членов товарищества может быть принято в форме очно-заочного или заочного голосования (ч.21 ст. 17).

По вопросам, указанным в пунктах 1, 2, 4 - 6, 10, 17, 21 - 23 части 1 настоящей статьи, проведение заочного голосования не допускается (ч.22 ст. 17 в редакции, действующей на момент проведения собрания).

Согласно разъяснениям п. 105 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 23.06.2015 «О применении судами некоторых положений раздела 1 ч. 1 Гражданского кодекса РФ» решения собраний могут приниматься посредством очного или заочного голосования (п. 1 ст. 181.2 ГК РФ). Если специальным законодательством не предусмотрены особые требования к форме проведения голосования, участниками гражданско-правового сообщества такие требования также не устанавливались (в частности, порядок проведения собрания не определен в уставе), то голосование может проводиться как в очной, так и в заочной или смешанной (очно-заочной) форме.

В силу ч.25 ст. 17 Закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ решения общего собрания членов товарищества оформляются протоколом с указанием результатов голосования и приложением к нему списка с подписью каждого члена товарищества либо каждого представителя члена товарищества, принявших участие в общем собрании членов товарищества. Протокол общего собрания членов товарищества подписывается председательствующим на общем собрании членов товарищества. В случае принятия общим собранием членов товарищества решения путем очно-заочного голосования к такому решению также прилагаются решения в письменной форме лиц, указанных в пункте 2 части 24 настоящей статьи. В случае участия в общем собрании членов товарищества лиц, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, результаты голосования таких лиц по вопросам повестки общего собрания членов товарищества оформляются по правилам, предусмотренным настоящей частью для оформления результатов голосования членов товарищества.

Принятие решения общего собрания членов товарищества путем заочного голосования не предполагает очного обсуждения вопросов повестки такого собрания и осуществляется путем подведения итогов голосования членов товарищества, направивших до дня проведения такого общего собрания свои решения в письменной форме по вопросам повестки общего собрания членов товарищества в его правление ч.26 ст. 17).

В соответствии со ст. 181.1 ГК РФ правила, предусмотренные настоящей главой, применяются, если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное.

Решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

В силу положений п. 1 ст. 181.2 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания недействительно по основаниям, установленным названным кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).

В соответствии с частью 1 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).

Согласно статье 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

По смыслу приведенных правовых норм бремя доказывания соблюдения порядка подготовки и проведения общего собрания, в том числе, включения в повестку дня конкретных вопросов, наличия на собрании кворума возлагается на ответчика.

Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения (п. 3 ст. 181.4 ГК РФ).

Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица (п. 4 ст. 181.4 ГК РФ).

Согласно разъяснениям п. 109 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 23.06.2015 «О применении судами некоторых положений раздела 1 ч. 1 Гражданского кодекса РФ» решение не может быть признано недействительным в силу его оспоримости при наличии совокупности следующих обстоятельств: голосование лица, права которого затрагиваются решением, не могло повлиять на его принятие, и решение не может повлечь существенные неблагоприятные последствия для этого лица (п. 4 ст. 181.4 ГК РФ)

К существенным неблагоприятным последствия относятся нарушения законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества общества.

Судом установлено, что решением общего собрания членов ДПК «ДЛК «Нептун» от 21.07.2018 года председателем правления кооператива избран истец ФИО2 (т.1 л.д.50-55).

В соответствии с положениями Устава председатель правления кооператива избирается сроком на 5 лет.

20.07.2019 года состоялось общее собрание членов ДПК «ДЛК «Нептун», на котором принято решение, оформленное Протоколом № 1 от 20.07.2019 года (т.1 л.д. 19-30, т.3 л.д.46-51).

Как следует из содержания указанного протокола собрания, оно проводилось по требованию Ревизионной комиссии и Правления.

В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 17 Федерального закона № 217-ФЗ внеочередное общее собрание членов товарищества должно проводиться по требованию ревизионной комиссии (ревизора).

Согласно ч.2 ст. 20 Федерального закона № 217-ФЗ ревизионная комиссия состоит не менее чем из трех членов товарищества.

Как следует из решения общего собрания от 21.07.2018 года, в состав ревизионной комиссии кооператива избраны ФИО3, ФИО17, ФИО18 (т.1 л.д.50-55).

При этом, решение о проведении общего собрания согласно Протоколу заседания ревизионной комиссии от 12.06.2019 года, состояло из 2-х человек: ФИО3и ФИО17 (т.1 л.д.100).

Следовательно, требование о проведении общего собрания в составе ревизионной комиссии из двух человек не может считаться законным.

Указанным решением ревизионной комиссии была назначена дата проведения общего собрания на 20.07.2019 года, предложено Правлению кооператива совместно с ревизионной комиссией провести работу по подготовке собрания, оповещению членов кооператива.

Как ранее указывалось, требование о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества должно содержать перечень вопросов, подлежащих включению в повестку внеочередного общего собрания членов товарищества, а также может содержать предлагаемые решения по каждому из них (ч.10 ст. 17 Федерального закона № 217-ФЗ)

Правление товарищества не позднее тридцати дней со дня получения требования, указанного в частях 7 и 8 настоящей статьи, обязано обеспечить проведение внеочередного общего собрания членов товарищества.

Перечень вопросов в требовании ревизионной комиссии о проведении общего собрания отсутствует.

15.06.2019 года проведено собрание Правления кооператива, на котором предложена повестка дня общего собрания Кооператива. В повестку дня на общее собрание кооператива предложены следующие вопросы: 1) отчет о проделанной работе председателя кооператива ФИО2 за прошедший 2018 год; 2) отчет главного бухгалтера кооператива об исполнении сметы по доходам и расходам за 2018-2019 г. Предложение сметы на 2019 г.; 3) доклад ревизионной комиссии; 4) выборы председателя кооператива; 5) довыборы членов ревизионной комиссии и правления; 6) утверждение сметы доходов и расходов на 2019 год и размера членских взносов; 7) утверждение целевого сбора на переподключение и прокладку кабельной линии; 8) использование пожертвований и благотворительных взносов для благоустройства территории и на хозяйственные нужды; 9) исключение и принятие новых членов кооператива; 10) утверждение реестра членов кооператива; 11) отчет ФИО19 (т.1 л.д.101-104).

Решением Правления от 15.06.2019 года постановлено вынести на общее собрание вопрос о подделке документов общего собрания членов кооператива 2018 года в части выборности председателя на 1 год, о чем не было указано в протоколе общего собрания, зарегистрированном в налоговой инспекции; и признать некоторые пункты протокола общего собрания кооператива 2018 года недействительными. Провести общее собрание членов кооператива 20 июля 2019 года в 11-00 час. Объявление о собрании вывесить на всей территории на опорах электроосвещения кооператива, сделать дополнительную доску объявлений на 2-1 проходной. Избрать инициативную группу по подготовке и проведению собрания. Место проведения собрания причал.

На заседании Правления кооператива 06.07.2019 года утверждена повестка дня общего собрания членов кооператива, назначенного на 20.07.2019 года: 1) отчет председателя ДПК «ДЛК «Нептун» ФИО2 о проделанной работе за период с 21.07.2018 года по настоящее время; 2) доклад ревизионной комиссии; 3) выборы председателя кооператива; 4) довыборы членов ревизионной комиссии; 5) довыборы членов правления (согласно Уставу и ФЗ-217); 6) определение организационно-правовой формы ДПК «ДЛК «Нептун» в соответствии с ФЗ-217 от 29.07.2017 г.; 7) утверждение Устава кооператива; 8) заслушать отчет руководителя ООО «КБК» ФИО19; 9) утверждение сметы и целевых расходов кооператива; 10) утверждение реестра членов кооператива; 11) Разное (т.1 л.д.108-112).

При этом, повестка дня, внесенная в протокол общего собрания от 20.07.2019 года, не соответствует утвержденной решением Правления от 06.07.2019 года повестке дня, а именно, вопрос о принятии новых членов кооператива Правлением не утверждался.

Согласно п. 1 ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества.

Доказательств того, что в соответствии с ч.13 ст. 17 Федерального закона № 217-ФЗ уведомление о проведении собрания не менее чем за две недели до дня его проведения, с повесткой дня, внесенной в протокол общего собрания от 20.07.2019 года, было доведено до всех членов кооператива в соответствии с требованиями, в материалы дела не представлено.

Между тем, включение в указанный перечень дополнительных вопросов непосредственно при проведении такого собрания не допускается (ч.15 ст. 17 Закона).

Кроме того, как ранее указывалось, в соответствии с ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ уведомление о проведении общего собрания членов товарищества не менее чем за две недели до дня его проведения:

1) направляется по адресам, указанным в реестре членов товарищества (при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения);

2) размещается на сайте товарищества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при его наличии);

3) размещается на информационном щите, расположенном в границах территории садоводства или огородничества.

Сообщение о проведении общего собрания членов товарищества может быть также размещено в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации (ч.14 ст. 17).

В материалы дела не представлены доказательства соблюдения такого требования Закона.

В качестве доказательств уведомления членов кооператива о предстоящем собрании в материалы дела представлены: 1) скриншоты с сайта http//www.кооперативнептун.рф/. Вместе с тем, Уставом кооператива уведомление членов кооператива о проведении собрания предусмотрено на ином сайте, а именно: http//www.коопнептун.рф/ (т.1 л.д.113). Кроме того, на сайте размещена повестка дня собрания, утвержденная решением Правления от 06.07.2019 года, которая не соответствует той повестке, по которой принималось решение общего собрания от 20.07.2020 года; 2) размещение объявлений на доске объявлений и на территории кооператива «Нептун» (т.1 л.д.121-126). Вместе с тем, доказательств, что они были размещены не менее чем за две недели до дня проведения собрания, а также с повесткой дня, по которой принималось решение общего собрания от 20.07.2020 года, не представлено; 3) смс-рассылка уведомлений о проведении общего собрания (т.3 л.д.104-131). Однако, проверить кому именно направлялись смс-сообщения, не представляется возможным. Кроме того, часть сообщений содержит текст о проведении собрания, назначенного на 29.07.2019 года. Повестку дня, внесенную в протокол общего собрания от 20.07.2019 года, данные смс-сообщения также не содержат.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что информация о предстоящем проведении общего собрания не была доведена до сведения членов ДПК «ДЛК «Нептун» в установленном законом порядке.

Кроме того, из представленных доказательств невозможно установить наличие или отсутствие кворума при проведении общего собрания.

Список с подписью каждого члена товарищества либо каждого представителя члена товарищества, принявших участие в общем собрании членов товарищества, к протоколу общего собрания от 20.07.2019 года не представлен.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля член кооператива ФИО20 показала, что голосование началось до избрания счетной комиссии; вначале было объявлено о 117 зарегистрировавшихся членах, в середине собрания – 180, в протоколе указано 205; люди без доверенностей получали бюллетени за всю семью; счетная комиссия не ходила и не считала количество проголосовавших людей; в середине собрания половина людей ушла; до начала собрания неизвестный человек предложил изменить повестку дня и проголосовать первым вопросом о принятии новых членов и исключении из членов, то есть человек, которого еще не приняли в члены, поставил вопрос об изменении повестки дня, и т.д.

В случаях, определенных правлением товарищества, решение общего собрания членов товарищества может быть принято в форме очно-заочного или заочного голосования (ч.21 ст. 17 Федерального закона № 217-ФЗ).

Какого-либо решения о проведении общего собрания в форме очно-заочного голосования Правлением кооператива не принималось.

Согласно заочной части оспариваемого решения общего собрания, срок проведения заочной части собрания: «21 июля 2019 года – 30 августа 2019 года» (т.2 л.д.75-90, 112-113, 125-173), то есть заочная часть собрания была реализована ранее согласованной в ходе заочного голосования.

Часть бюллетеней очно-заочного голосования в качестве периода проведения содержит сведения: «с 20 июля по 03 августа» (т.2 л.д.91-110, 114-121, 174-195).

Таким образом, дата проведения заочной части собрания фактически не была согласована, а кроме того, указанным способом участники гражданско-правового сообщества были введены в заблуждение.

Кроме того, в материалы дела представлены «дополнения к бюллетеню» с дополнительными вопросами на повестку дня: 1) прием и исключение членов кооператива согласно списков, представленных ревизионной комиссии для проведения собрания; 2) проведение работы по изъятию земельных участков у должников в пользу кооператива (т.2 л.д.196-211).

Между тем, дополнительные вопросы Правлением кооператива для внесения в повестку дня общего собрания не утверждались. Факт внесения дополнительных вопросов для утверждения в рамках повестки дня должен быть отражен в соответствующем протоколе.

Кроме того, как ранее указывалось, по вопросам, указанным в пунктах 1, 2, 4 - 6, 10, 17, 21 - 23 части 1 статьи 17, проведение заочного голосования не допускается (ч.22 ст. 17 Закона № 217-ФЗ в редакции, действующей на момент проведения собрания).

Однако, как следует из оспариваемого протокола, заочное голосование было проведено по вопросам утверждения сметы доходов, и определения размера членских взносов (т.3 л.д.45-55), то есть решение принято в нарушение п.п.17 и 21 ст. 17 Закона № 217-ФЗ.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение, кроме того, противоречит основам правопорядка.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания недействительным решения общего собрания членов ДПК «ДЛК «Нептун» в связи с нарушением требований закона: существенным нарушением порядка созыва, подготовки и проведения собрания (ч.1 ст. 181.4 ГК РФ); принято по вопросу, не включенному в повестку дня; при отсутствии необходимого кворума; противоречит основам правопорядка (ст. 181.5 ГК РФ).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ) государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.

Пунктом 4 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ записи в Единый государственный реестр вносятся на основании документов, представленных заявителями при государственной регистрации и внесении изменений в государственный реестр.

Перечень необходимых документов для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, определен в ст. 17 упомянутого Федерального закона. К числу таковых относятся: подписанное заявителем заявление установленной формы; решение о внесении изменений в учредительный документ; изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, или учредительный документ юридического лица в новой редакции; документ об уплате государственной пошлины.

ФИО5 в Инспекцию был представлен пакет документов для государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, по результатам рассмотрения которых было принято решение о государственной регистрации, на основании которого в ЕГРЮЛ была внесена запись за регистрационным номером , согласно которой у ФИО2 прекращены, а на ФИО5 возложены полномочия физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Оспариваемое решение налогового органа от 17 октября 2019 года вынесено, а соответствующая запись в ЕГРЮЛ внесена на основании протокола общего собрания от 20.07.2019 года.

Вместе с тем, в связи с тем, что оспариваемое решение общего собрания от 20.07.2019 года судом признано недействительным, запись от 17.10.2019 года, внесенную Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Крым в Единый реестр юридических лиц о прекращении полномочий ФИО2 в качестве председателя Правления ДПК «Дачно-лодочный кооператив «Нептун» и о регистрации в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица ДПК «Дачно-лодочный кооператив «Нептун», председателя Правления ФИО5, также следует признать недействительной.

Оснований для восстановления ФИО2 в должности председателя Правления ДПК «ДЛК «Нептун» - председателя ДПК «ДЛК «Нептун» не имеется, поскольку в связи признанием недействительной записи о прекращении полномочий ФИО2 его полномочия председателя Правления ДПК «ДЛК «Нептун» - председателя ДПК «ДЛК «Нептун» считаются действующими в соответствии с решением общего собрания от 21.07.2018 года, и Уставом ДПК «ДЛК «Нептун» сроком на 5 лет.

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ с ответчиков ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5 в пользу ФИО2 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Вопрос о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в настоящее время не разрешается в связи с отсутствием каких-либо доказательств понесенных расходов, что не лишает истца в дальнейшем обратиться с соответствующим заявлением в порядке ст. 103.1 ГПК РФ.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 – удовлетворить частично.

Признать решение общего собрания Дачного потребительского кооператива «Дачно-лодочный кооператив «Нептун», оформленное Протоколом № 1 от 20.07.2019 года – недействительным.

Признать недействительной запись от 17.10.2019 года, внесенную Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Крым в Единый реестр юридических лиц о прекращении полномочий ФИО2 в качестве председателя Правления ДПК «Дачно-лодочный кооператив «Нептун» и о регистрации в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица ДПК «Дачно-лодочный кооператив «Нептун», председателя Правления ФИО5.

В остальной части исковых требований – отказать.

Взыскать с ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5 в пользу ФИО2 государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

           Судья                                                                                 Федоренко Э.Р.

Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-400/2020 (2-2596/2019;) ~ М-2309/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Конобрицкий Евгений Викторович
Дачный потребительский кооператив "Дачно-лодочный кооператив "Нептун"
Ответчики
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №9 по Республике Крым
Аракельян Кристина Игоревна
Кузенкова Наталья Степановна
Леонова Нина Васильевна
Савинов Александр Иванович
Суд
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым
Судья
Федоренко Эвелина Робертовна
Дело на странице суда
centr-simph--krm.sudrf.ru
08.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.10.2019Передача материалов судье
09.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.11.2019Предварительное судебное заседание
25.11.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.12.2019Предварительное судебное заседание
18.12.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.01.2020Предварительное судебное заседание
10.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Судебное заседание
29.06.2020Производство по делу возобновлено
29.06.2020Судебное заседание
16.07.2020Судебное заседание
24.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее