РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
03 июля 2017 года <адрес>
Волжский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Андреевой Е.А.,
при секретаре Вериной Е.В.,
с участием
представителя истца - старшего помощника прокурора Цыгановой Е.А.,
представителя ответчика - Пережогиной Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Антоновой Е. Ю. к Администрации муниципального района <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд в интересах Антоновой Е.Ю. к Администрации муниципального района <адрес> с иском о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного фонда, мотивируя заявленные требования тем, что Антонова Е.Ю. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, жилого помещения для проживания не имеет. Антонова Е.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, подлежит обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. В связи с чем, прокурор <адрес> просил суд обязать ответчика обеспечить Антонову Е.Ю. жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Цыганова Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации муниципального района <адрес> по доверенности Пережогина Г.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Истец Антонова Е.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель третьего лица МКУ «Отдел по делам семьи, материнства и детства администрации муниципального района <адрес>» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
На основании ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Антонова Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать, А.Л. лишена родительских прав решением <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, отец А.Ю. решением этого же суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав.
Жилого помещения для проживания Антонова Е.Ю. не имеет.
Из уведомления ФФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав отсутствуют сведения о правах Антоновой Е.Ю. на объекты недвижимого имущества.
Из справки Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что право на приватизацию Антонова Е.Ю. не использовала, жилых помещений в собственности не имеет.
В настоящее время Антонова Е.Ю. зарегистрирована по месту пребывания в жилом помещении по адресу: <адрес>
Согласно сообщению управления образования администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Антонова Е.Ю. не состоит на учете в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в данном районе.
ДД.ММ.ГГГГ Антонова Е.Ю. окончила обучение в ГБОУ <адрес> СОШ «Образовательный центр» <адрес> м.<адрес>, о чем выдан аттестат №.
Согласно постановлению администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Антонова Е.Ю. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие Федеральный закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>», изменившие порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Законом № 15-ФЗ внесены изменения в ст. 8 Федеральный закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в Жилищный кодекс РФ и ст. 26.3 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Действие положений ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации в настоящей редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона № 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного закона.
Согласно ст. 8 Закона № 159-ФЗ в новой редакции, детям-сиротам органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются жилые помещения в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на 5 лет и может быть продлен один раз еще на 5 лет в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами договор социального найма в отношении данного жилого помещения.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление.
<адрес> №-ГД органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> наделены отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
В соответствии с ч. 1 ст. <адрес> №-ГД детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и <адрес> №-ГД, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст.<адрес> №-ГД, органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета. Органы местного самоуправления могут за счет собственных средств включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год (ч.1 ст.2 вышеуказанного <адрес>).
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи (ч. 4 ст. 2 вышеуказанного <адрес>).
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В соответствии с п.1 ст. 3 вышеуказанного <адрес> детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ №-В08-3, а также Обзора практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающую под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, реализация прав на предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади; от обеспечения жильем других очередников; от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость и от того, что не ведется строительство жилья, отсутствуют свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда, нет денежных средств на приобретение жилья и т.д.
Однако, до настоящего времени органами местного самоуправления жилое помещение по договору социального найма в установленном законом порядке Антоновой Е.Ю. не предоставлено, чем нарушаются ее жилищные права.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что Администрация муниципального района <адрес> в пределах своей компетенции обязана обеспечить Антонову Е.Ю. жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах Антоновой Е. Ю. удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района <адрес> обеспечить Антонову Е. Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, жилым благоустроенным помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.А. Андреева