Дело № 2-948/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга 26 апреля 2016 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шуравина А.А.,
при секретаре Токаревой А.А.,
с участием истца помощника Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Воронцовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Россия» о признании деятельности незаконной и возложении обязанности получить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,
у с т а н о в и л:
Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ООО «Россия» о признании деятельности ответчика в отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение противоречащей требованиям абз. 3 ч. 2 ст. 11, ч. 2 и ч. 4 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и возложении обязанности получить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в течение 4 (четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковое заявление мотивировано тем, что Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой на основании информации по факту длительного нарушения ООО «Россия» требования законодательства об отходах производства и потребления, поступившей из Управления Росприроднадзора по УР, проведена проверка.
Как следует из акта плановой проверки №*** от дд.мм.гггг, актов внеплановых проверок №*** от дд.мм.гггг, №*** от дд.мм.гггг, №*** от дд.мм.гггг, составленных Управлением, ООО «Россия» допускает нарушение законодательства об отходах производства и потребления,- осуществляет деятельность в отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, а также утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. До настоящего времени нарушения законодательства им не устранены.
Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой в ходе проведения проверки установлено следующее.
ООО «Россия» действует на основании Устава, утвержденного общим собранием учредителей дд.мм.гггг, протокол №***. Сведения об Обществе внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, присвоен ОРГН №***, присвоен ИНН №***.
Местонахождение и юридический адрес Общества: <***>
Основными видами деятельности Общества является производство, переработки и реализация сельскохозяйственной продукции, племенное животноводство, производство и реализация мясной, колбасной и молочной продукции (п. 2.2 Устава).
ООО «Россия» осуществляет производственную деятельность в 6 населенных пунктах - в <***>
В процессе производственной деятельности Общества образуется более 20 видов отходов, в том числе отходы 1 класса опасности - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, отходы 2 класса опасности - аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с электролитом, отходы 3 класса опасности - отходы минеральных масел индустриальных, навоз от свиней свежий, фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные и др., отходы 4 класса опасности - шлак сварочный, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), навоз крупного рогатого скота свежий, навоз конский свежий и др.
Из анализа материалов проверки следует, что в процессе производственной деятельности ООО «Россия» образуются отходы 1,2,3 и 4 классов опасности, в отношении которых Общество осуществляет их накопление.
Установлено, что ООО «Россия» в 2015 году дважды обращалось в Управление с заявлением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Однако, на основании приказов (№№***-П от дд.мм.гггг и 6-П от дд.мм.гггг) руководителя Управления Росприроднадзора по УР в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение было отказано.
Таким образом, ООО «Россия» осуществляя производственную деятельность в отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, нарушает требования установленные абз. 3 ч. 2 ст. 11, ч. 2 и ч. 4 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Как следует из материалов проверки, а также предоставленной Обществом информации, причиной длительного не устранения нарушений законодательства об отходах производства и потребления является нарушение разработчиком проекта сроков его разработки.
Вместе с тем, указанная причина не является уважительной, и не относится к обстоятельствам, освобождающим Общество от исполнения возложенных на него законом обязанностей.
Нарушения законодательства не устраняются Обществом на протяжении длительного времени. Так, первоначально нарушения были установлены Управлением Росприроднадзора по УР в ходе проведения плановой проверки еще в ноябре 2013 года.
Таким образом, ООО «Россия» не представлено каких-либо уважительных причин, свидетельствующих об отсутствии у него возможности выполнить требования установленные абз. 3 ч. 2 ст. 11, ч. 2 и ч. 4 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Невыполнение ООО «Россия» требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и состоянию окружающей среды, в том числе может привести к ее загрязнению, что является основанием для предъявления данного искового заявления.
В судебном заседании помощник Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Воронцовой О.А. исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы, указанные в исковом заявлении.
Ответчик ООО «Россия», извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд своего представителя не направило.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Удмуртской Республике И.В. Мокшанов, в судебное заседание не явился, направив отзыв на исковое заявление, в котором указано, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии представителя ответчика и третьего лица.
Выслушав истца, изучив и проанализировав доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»: отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;
В соответствии со ст. 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
По требованиям ч. 1. ст. 19 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов чалого и среднего предпринимательства.
В соответствии с ч. 2, ч. 3 и ч. 5 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» применительно к юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
По требованию ч. 4 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Минприроды России от 25.02.2010 №***, проекты нормативов образования отходов разрабатываются юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
ООО «Россия» действует на основании Устава, утвержденного общим собранием учредителей дд.мм.гггг, протокол №***. Сведения об Обществе внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, присвоен ОРГН №***, присвоен ИНН №***.
Местонахождение и юридический адрес Общества: <***>.
Основными видами деятельности Общества является производство, переработки и реализация сельскохозяйственной продукции, племенное животноводство, производство и реализация мясной, колбасной и молочной продукции (п. 2.2 Устава).
ООО «Россия» осуществляет производственную деятельность в 6 населенных пунктах - в <***>
В процессе производственной деятельности Общества образуется более 20 видов отходов, в том числе отходы 1 класса опасности - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, отходы 2 класса опасности - аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с электролитом, отходы 3 класса опасности - отходы минеральных масел индустриальных, навоз от свиней свежий, фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные и др., отходы 4 класса опасности - шлак сварочный, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), навоз крупного рогатого скота свежий, навоз конский свежий и др.
Из анализа материалов проверки следует, что в процессе производственной деятельности ООО «Россия» образуются отходы 1,2,3 и 4 классов опасности, в отношении которых Общество осуществляет их накопление.
Установлено, что ООО «Россия» в 2015 году дважды обращалось в Управление с заявлением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. На основании приказов (№№***-П от дд.мм.гггг и 6-П от дд.мм.гггг) руководителя Управления Росприроднадзора по УР в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение было отказано.
Таким образом, ООО «Россия» осуществляя производственную деятельность в отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, нарушает требования установленные абз. 3 ч. 2 ст. 11, ч. 2 и ч. 4 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Как следует из материалов проверки, а также предоставленной Обществом информации, причиной длительного не устранения нарушений законодательства об отходах производства и потребления является нарушение разработчиком проекта сроков его разработки.
Вместе с тем, указанная причина не является уважительной, и не относится к обстоятельствам, освобождающим Общество от исполнения возложенных на него законом обязанностей.
Из письма ООО «Разрешительная документация» (исх. №*** от дд.мм.гггг) следует, что обязательства по разработке проекта ПДВ для ООО «Россия» им выполнены в полном объеме. Причиной длительной разработки проекта явилось неполное предоставление ООО «Россия» исходных данных.
Нарушения законодательства не устраняются Обществом на протяжении длительного времени. Первоначально нарушения были установлены Управлением Росприроднадзора по УР в ходе проведения плановой проверки еще в ноябре 2013 года.
Таким образом, ООО «Россия» не представлено каких-либо уважительных причин, свидетельствующих об отсутствии у него возможности выполнить требования установленные абз. 3 ч. 2 ст. 11, ч. 2 и ч. 4 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, абз.1, 2, 3 ст.3, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
По требованию статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду
Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами установленных экологических и санитарно-гигиенических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека.
Руководство текущей деятельностью Общества осуществляет генеральный директор, который является единоличным исполнительным органом Общества, руководит его текущей деятельностью, без доверенности действует от его имени (п.п. 8.1, 9.5, 9.6 Устава). На основании протокола общего собрания учредителей ООО «Россия» от дд.мм.гггг Вершинин Ю.А. избран генеральным директором ООО «Россия».
Постановлением №*** о назначении административного наказания от дд.мм.гггг генеральный директор ООО «Россия» Вершинин Ю.А. признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении экологических требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления.
Невыполнение ООО «Россия» требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и состоянию окружающей среды, в том числе может привести к ее загрязнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, поданные в защиту интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Россия» о признании деятельности незаконной и возложении обязанности получить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение удовлетворить.
Признать деятельность общества с ограниченной ответственностью «Россия» в отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение противоречащей требованиям абз. 3 ч. 2 ст. 11, ч. 2 и ч. 4 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Россия» получить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в течение 4 (четырех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Россия» государственную пошлину в доход муниципального образования «Город Можга» в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья А.А. Шуравин