К делу № 2-1191/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тихорецк 28 октября 2021 года
Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:
судьи О.Ю. Горчакова,
при секретаре А.В. Косич,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Еременко Александра Александровича к администрации муниципального образования Тихорецкий район об установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Еременко А.А. обратился в Тихорецкий районный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации муниципального образования Тихорецкий район об установлении границ земельного участка, в котором просит установить границы земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м, по адресу: <адрес>, следующим образом: точка - точка н1: х564498,98 у2233148,91; точка н2: х564481,49 у2233169,87; точка н3: х564442,69 у2233125,42; точка н4: х564460,18 у2233104,46, согласно заключению кадастрового инженера ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ; указать в решении суда, что оно является основанием для органа государственной регистрации недвижимости для внесения изменений в данные ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером №, установлении границ данного земельного участка.
В обоснование исковых требований истец указал, что ему постановлением администрации муниципального образования Тихорецкий район № от ДД.ММ.ГГГГ было предварительно согласовано предоставление в аренду без проведения торгов на срок 20 лет земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м, по адресу: <адрес>. С целью уточнения местоположения границ и площади земельных участков, он обратился к кадастровому инженеру ФИО5 Согласно заключению кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения кадастровых работ было установлено, что документы, подтверждающие существование границ данного земельного участка на местности 15 и более лет отсутствуют. Также, в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ. не содержится информация о размерах, конфигурации и местоположении границ земельного участка. В ходе инструментального определения местоположения границ земельного участка, было выявлено, что границы земельного участка не имеют закрепления: от точки н1 до точки н2 земельный участок граничит с землями общего пользования; от точки н2 до точки н3 земельный участок граничит с земельным участком по адресу: <адрес> (нет собственника, сформирован администрацией МО Тихорецкий район для передачи в собственность гражданину); от точки н4 до точки н1 земельный участок граничит с земельным участком по адресу: <адрес>, <адрес> (нет собственника, сформирован администрацией МО Тихорецкий район для передачи в собственность гражданину); от точки н3 до точки н4 земельный участок граничит с землями государственной собственности. Однако, осуществить постановку данного земельного участка на кадастровый учет невозможно, отсутствия документов, подтверждающих существование границ земельного участка на местности 15 и более лет. Также кадастровым инженером были определены координаты характерных точек земельного участка с кадастровым номером №, по которым определение его границ возможно и целесообразно: точка н1: х564498,98 у2233148,91, точка н2: х564481,49 у2233169,87, точка н3: х564442,69 у2233125,42, точка н4: х564460,18 у2233104,46. С учетом данных обстоятельств, определение границ данных земельного участка возможно лишь в судебном порядке.
Истец Еременко А.А. и его представитель Маяков М.Н. в судебное заседание не явились, были надлежаще извещены о дате, времени и месте проведения судебного слушания. Представитель истца Маяков М.Н. направил заявление о рассмотрении дела без его участия, на удовлетворении заявленных исковых требованиях настаивал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО Тихорецкий район Разливаев И.А. в судебное заседание не явился, был надлежаще извещен о дате, времени и месте проведения судебного слушания. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также возражение на исковое заявление об установлении границ земельного участка, из которого следует, что согласование с органом местного самоуправления при уточнении границ земельного участка требуется только в том случае, если органу местного самоуправления принадлежит земельный участок, являющийся смежным по отношению к тому границы которого подлежат уточнению. В рассматриваемом случае смежных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Тихорецкий район, нет. Вместе с тем истцом заявлен иск об установлении границ земельному участку. Истцом не представлено в дело доказательств нарушения прав или законных интересов истца администрацией муниципального образования Тихорецкий район. Ввиду изложенного исковое заявление об установлении границ земельного участка в части требований к администрации является необоснованным и неподлежащим удовлетворению, так как спор о местоположении границ земельного участка с администрацией отсутствует, из чего следует, что администрация муниципального образования Тихорецкий район является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску. Просит отказать в удовлетворении иска в части требований к администрации МО Тихорецкий район.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, был надлежаще извещен о дате, времени и месте проведения судебного слушания, ходатайств и возражений, относительно заявленных исковых требований суду не представил.
Суд, исследовав письменные доказательства, пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению.
Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Статьей 39 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» установлено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
По правилам ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В силу положения ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Аналогическое положение разъяснено п. 70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 г. №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке».
Как следует из положения п. 20 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
Согласно статье 68 Земельного кодекса РФ землеустройство включает в себя, в том числе, описание местоположения и (или) установление на местности границ объектов землеустройства.
В порядке положения ст. 64 ЗК РФ, разрешение данного спора возможно лишь в судебном порядке.
Судом достоверно установлено, что истцу Еременко А.А. постановлением администрации муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ предварительно согласовано предоставление в аренду без проведения торгов на срок 20 лет земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м, по адресу: <адрес>.
С целью уточнения местоположения границ и площади земельных участков, истец обратился к кадастровому инженеру ФИО5
В ходе проведения кадастровых работ кадастровым инженером были получены отказы в предоставлении документов, подтверждающих местоположение границ на местности 15 лет и более земельного участка, расположенного по указанному выше адресу. Данный факт подтверждается ответами из администрации Алексеевского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, из межмуниципального отдела по Выселковскому и Тихорецкому районам -уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе инструментального определения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, <адрес>, было выявлено, что границы земельного участка не имеют закрепления: по фасаду (от точки н1 до точки н2) земельный участок граничит с землями общего пользования; по левой меже (от точки н2 до точки н3) земельный участок граничит с земельным участком, по адресу: <адрес>; по правой меже (от точки н4 до точки н1) земельный участок граничит с земельным участком, по адресу: <адрес> <адрес>; по задней меже (от точки н3 до точки н4) земельный участок граничит с землями государственной собственности.
По фактическому использованию кадастровым инженером были определены координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №. Измерения проводились в присутствии собственников смежных земельных участков. Споров по прохождению границ со смежными землепользователями не имеется. Согласно ч. 1 ст. 39 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка согласовано с лицами, указанными в ч. 3 ст. 39 данного закона.
В результате измерений фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером № составила 1591 кв.м, с соответствующими координатами и горизонтальными положениями.
Ответчик исковые требования не признал, однако, не представил суду существенных возражений относительно иска, в обоснование указал, что отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав истца со стороны администрации, ссылаясь на ст.ст. 3 и 4 ГПК РФ и ст. 12 ГК РФ. Считает, что администрация является ненадлежащим ответчиком по исковому заявлению об установлении границ земельного участка, так как спор о местоположении границ земельного участка с администрацией отсутствует.
Суд, считает, возражение ответчика необоснованным, а иск подлежащим удовлетворению.
Таким образом, установлено, что в ином, внесудебном порядке, не представляется возможным установить местоположение границ земельного участка.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Еременко Александра Александровича к администрации муниципального образования Тихорецкий район об установлении границ земельного участка - удовлетворить.
Установить границы земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м, по адресу: <адрес>, следующим образом: точка - точка н1: х564498,98 у2233148,91; точка н2: х564481,49 у2233169,87; точка н3: х564442,69 у2233125,42; точка н4: х564460,18 у2233104,46, согласно заключению кадастрового инженера ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящее решение суда является основанием для органа государственной регистрации недвижимости для внесения изменений в данные ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером №, установлении границ данного земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий районный суд в апелляционном порядке в месячный срок с момента получения копии решения суда.
Судья О.Ю. Горчаков