№12-83/2021
РЕШЕНИЕ
22 ноября 2021 года г. Железногорск
Судья Железногорского городского суда Красноярского края Щербакова Я.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края на постановление мирового судьи судебного участка №26 в ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 15 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка №26 в ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 15 сентября 2021 года Администрация ЗАТО г. Железногорск Красноярского края признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.34 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением Администрация ЗАТО г. Железногорск Красноярского края обратилась в Железногорский городской суд Красноярского края с жалобой на постановление суда, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, свои требования мотивирует тем, что основанием для привлечения Администрации к административной ответственности послужили обстоятельства установленные 07.08.2021 в 14 часов, в районе дома № 57 по пр. Ленинградский ЗАТО г. Железногорск, Красноярский край, в виде нарушения требований законодательства, предусматривающего выделение на автомобильных стоят (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, в отсутствии дорожных знаков: 6.4 «Место стоянки», 8.6.5 «Способ постановки ТС», 8.17 «Инвалиды» ПК 25+63.
Заявитель считает, что в действиях юридического лица отсутствуют признаки правонарушения в форме бездействия, поскольку, согласно ст. 16 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», в целях выполнения работ и оказания услуг, по обеспечению реализации полномочий, регламентированных п. 5 ч.1 ст. 7 Устава городского округа «Закрытое административно-территориальное образование Железногорск Красноярск края» создана некоммерческая организация Муниципальное бюджетное учреждение «Комбинат благоустройства».
В п. 1.15 Устава учреждения указано, что для достижения целей учреждение осуществляет следующие виды основной деятельности: выполнение работ в соответствии с классификацией, работ по содержанию автомобильных дорог; выполнение работ в соответствии с классификацией работ по ремонту автомобильных дорог.
В работы по содержанию автомобильных дорог входит и обустройство дорожными знаками, в том числе: 6.4 «Место стоянки», 8.6.5 «Способ постановки ТС», 8.17 «Инвалиды», на основании статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Предписанием, выданным Муниципальному бюджетному учреждению «Комбинат благоустройства» № 35 от 08.08.2021 г. предписано в срок до 10.08.2021 г. произвести мероприятия по установке в районе дома № 57 по пр. Ленинградский ЗАТО г. Железногорск Красноярский край отсутствующих знаков 6.4 «Место стоянки», 8.6.5 «Способ постановки ТС», 8.17 «Инвалиды» ПК 25+63; 5.7.2 «Выезд с односторонним движением» в соответствии с проектом организации дорожного движения, согласно требованиям п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-17.
В рамках муниципального задания требование данного предписания было исполнено учреждением 09-10.08.2021 г., что подтверждается выпиской из журнала муниципальной работы: организация капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе за август месяц 2021 года (копия журнала находится в материалах дела).
На дату составления протокола № 24КО №011469 от 11.08.2021 Администрация ЗАТО г. Железногорск не была проинформирована о наличии вышеуказанного предписания и соответственно об устранении нарушений, послуживших основанием для составления настоящего протокола, следовательно, на дату составления протокола в действиях Администрации ЗАТО г. Железногорск отсутствовал состав административного правонарушения.
Мировым судьей не дана оценка данным обстоятельствам с точки зрения наличия либо отсутствия в действиях юридического лица признака бездействия в составе административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Администрации ЗАТО г. Железногорск не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, суд приходит к следующему.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что 08.08.2021 в 12 час. 19 мин. государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД Межмуниципального управления МВД России по ЗАТО г. Железногорск Семиковым А.Г. выявлен факт нарушения юридическим лицом – Администрацией ЗАТО г.Железногорск – требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, выразившийся в том, что на дороге общего пользования местного значения ЗАТО г. Железногорск, расположенной в районе дома № 57 по пр. Ленинградский ЗАТО г. Железногорск Красноярского края (координаты: N 56°13"24.33" E 93°31"05.52"), на стоянке (остановке) автотранспортных средств отсутствуют дорожные знаки 6.4 «Место стоянки», 8.6.5 «Способ постановки ТС» ПК 25+58; 6.4 «Место стоянки», 8.6.5 «Способ постановки ТС», 8.17 «Инвалиды» ПК 25+63, что не соответствует проекту организации дорожного движения, а также требованиям п. 6.2.1 «ГОСТа Р 50597-2017 – Национального стандарта Российской Федерации «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст, и является нарушением статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Установленные нарушения влекут ответственность за совершения правонарушения, предусмотренного 5.43 КоАП РФ, – нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов.
Вина юридического лица в совершении инкриминируемого правонарушения подтверждается следующими доказательствами и материалами: протоколом 24 КО № 011469 об административном правонарушении от 11.08.2021; актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 08.08.2021 № 168 (с фототаблицей); копией постановления Администрации ЗАТО г. Железногорск от 15.01.2021 № 34 «О внесении изменений в постановление Администрации ЗАТО г. Железногорск от 18.11.2013г. № 1818 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения»; копией доверенности на имя Бугиной Ю.В. от 08.07.2021; копией страниц паспорта Бугиной Ю.В.; выкопировкой из проекта организации дорожного движения; списком нарушений; копией рапорта от 08.08.2021 г., копией схемы ДТП от 08.08.2021 г.; копией предписания № 35 от 0808.2021; копией из журнала муниципальной работы; актом обследования участка автомобильной дороги; фотографиями, подтверждающими устранение правонарушения.
Статьей 5.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов.
Пункт 21 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» предоставляет полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей права требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения.
Пунктом 11 Положения «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998г. № 711, установлено, что на Госавтоинспекцию возложены обязанности по: а) осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования, в том числе к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог; н) изучению условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов; т) выявлению причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению.
Предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения обязательных требований безопасности к строительству и реконструкции автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при капитальном ремонте и государственного надзора за обеспечением сохранности дорог федерального значения), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения (п. 8 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (утв. Приказом МВД России от 30.03.2015г. № 380).
Сотрудники при исполнении государственной функции (осуществлении федерального государственного надзора) имеют право: составлять протоколы об административных правонарушениях (п. 9.5 Административного регламента); изучать условия дорожного движения, принимать меры по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов (п. 10.3 Административного регламента).
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид". Порядок выдачи опознавательного знака "Инвалид" для индивидуального использования устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установлены ГОСТом Р 50597-2017 – Национальным стандартом Российской Федерации «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст.
Разделом 6 ГОСТа Р 50597-2017 установлены требования к элементам обустройства.
В силу п. 6.2.1 ГОСТа Р 50597-2017 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. Опоры дорожных знаков на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ).
Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В силу статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; под обеспечением безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Дорога представляет собой обустроенную или приспособленную и используемую для движения транспортных средств полосу земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ, мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ, мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (с измен. и дополн.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 15.01.2021 № 34 «О внесении изменений в постановление Администрации ЗАТО г. Железногорск от 18.11.2013г. № 1818 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения», проспект Ленинградский включен в перечень дорог общего пользования местного значения ЗАТО г. Железногорск.
В соответствии с п. 5 п. 1 ст. 7 Устава муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Железногорск Красноярского края» (утв. решением Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 23.06.2011г. № 16-95Р), к вопросам местного значения ЗАТО Железногорск относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах ЗАТО Железногорск и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах ЗАТО Железногорск, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) является дорожной деятельностью. Осуществление дорожной деятельности отнесено к полномочиям и является обязанностью органа местного самоуправления.
В этой связи, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Администрации ЗАТО Железногорск вины в совершении правонарушения, основан на верном анализе приведенных норм закона и мотивирован.
Требования ст. 24.1ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, мировым судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих об отсутствии у Администрации возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а равно принятие исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, материалы дела не содержат.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были проверены мировым судьей, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом акте.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
Обжалуемое судебное постановление соответствует требованиям закона, оснований к отмене или изменению постановления судом апелляционной инстанции не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №26 в ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 15 сентября 2021 года о привлечении Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.5.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края – без удовлетворения.
Решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в соответствии со ст. ст. 30.12, 30.14 КоАП РФ.
Судья Железногорского городского суда Я.А. Щербакова