Дело № 2 – 37/ 2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Красновишерск 14 января 2015 года
Красновишерский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Семериковой Л.С.,
с участием заявителя Бормотовой Н.Г.,
представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Красновишерском районе Пермского края (по доверенности)
Воробьевой Н.А.
при секретаре Пономаревой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Красновишерске гражданское дело
по иску Бормотовой Н.Г.
к Управлению Пенсионного фонда РФ в Красновишерском районе Пермского края
о включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации,
У С Т А Н О В И Л:
Бормотова Н.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учрежденияю) в Красновишерском районе Пермского края о включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначении трудовой пенсии по старости, мотивируя требования тем, что указанные периоды Управлением Пенсионного фонда в Красновишерском районе не включены в специальный стаж. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
Просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Красновишерском районе включить ей в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности с момента возникновения права на пенсию по старости.
В судебном заседании истец Бормотова Н.Г., настаивая на удовлетворении заявленных требований, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Красновишерском районе Пермского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Красновишерском районе Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого специального стажа 30 лет. По представленным документам ее специальный стаж определен 29 лет 6 месяцев 24 дня. УПФ РФ в Красновишерском районе Пермского края не включены в стаж ее работы периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В период нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось место работы и средняя заработная плата по основному месту работы; производились отчисления в Пенсионный фонд.
Представитель ответчика УПФ РФ в Красновишерском районе Пермского края Воробьева Н.А. с требованиями Бормотовой Н.Г. не согласна. Считает, что курсы повышения квалификации не должны включаться в специальный стаж работы.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Из трудовой книжки Бормотовой Н.Г. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения дела в суде истец осуществляет медицинскую деятельность в лечебных учреждениях в должности акушерки. (л. д. 8-10).
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда в РФ в Красновишерском районе от ДД.ММ.ГГГГ Бормотовой Н.Г. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия требуемого специального стажа 30 лет (л. д. 5-7).
В специальный стаж Бормотовой Н.Г. не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В специальный стаж Бормотовой Н.Г. включено 29 лет 6 месяцев 24 дня.
Исключение из специального стажа указанных периодов истец считает необоснованным. За время нахождения на курсах повышения квалификации ей выплачивалась заработная плата. Повышение квалификации она проходила по своей специальности, это является обязательным условием для продолжения работы по осуществлению медицинской деятельности. За указанные дни начислялась заработная плата, производились все отчисления, в том числе взносы в Пенсионный фонд.
Доводы истицы проверены судом.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 11 пункта I статьи 28 указанного Закона (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 года № 156 - ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 названного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичная норма содержалась в Законе РСФСР «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года.
Постановлением Совета Министров РСФСР «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 06 сентября 1991 года № 464 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В данном Списке право на назначение указанной пенсии предоставлено всему среднему медицинскому персоналу лечебно-профилактических и санаторно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности независимо от наименования должности.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 установлены конкретные должности, работа на которых даёт право на досрочное назначение пенсии.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждён новый Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Таким образом, исходя из характера деятельности истца Бормотовой Н.Г. подтверждённой документами, истец с ДД.ММ.ГГГГ по день рассмотрения дела в суде осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Управлением Пенсионного фонда не включены истцу в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Данные нормы закона были предусмотрены и ранее действующими Кодексами законов о труде.
Из указанных норм закона следует, что навремя нахождения накурсах повышения квалификации на работников распространяется согласно ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» обязательное пенсионное страхование, то есть, они являются застрахованными лицами.
Из имеющихся в материалах дела копий приказов о направлении Бормотову Н.Г. на курсы повышения квалификации от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 30) от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 29), справки (л.д. 28) усматривается, что курсы повышения квалификации связаны с непосредственной деятельностью истца. Для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, является обязательным прохождение не реже одного раза в пять лет курсов повышения квалификации.
Требование о систематическом повышении квалификации содержится в должностной инструкции акушерки акушерского отделения ГБУЗ «<данные изъяты> ЦРБ». (л. д. 31-33).
Из представленной справки (л. д. 24) следует, что истец находилась на курсах повышения квалификации, при этом за ней в указанные периоды сохранялось место работы и средняя заработная плата, с которой работодателем были произведены отчисления в Пенсионный фонд РФ на страховую и накопительную часть пенсии.
Пунктом 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, предусмотрены случаи невключения в специальный стаж определённых периодов Запрета на включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации указанные Правила не содержат. Следовательно, перечисленные периоды должны быть включены в специальный стаж.
На момент обращения за назначением пенсии за исключением периодов нахождения на курсах повышения квалификации специальный стаж Бормотовой Н.Г. указан 29 лет 6 месяцев 24 дня. (л. д. 5-7)
При включении в специальный стаж истца перечисленных периодов специальный стаж её на день вынесения решения Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан составлял бы 29 лет 10 месяцев 29 дней.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше правовых норм, периоды нахождения Бормотовой Н.Г. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы неоправданное ограничение конституционного права Бормотовой Н.Г. на социальное обеспечение.
В соответствии со ст. 19 ч. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Руководствуясь ст. ст. 197-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Красновишерском районе Пермского края включить Бормотовой Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Назначить Бормотовой Н.Г. досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на досрочную трудовую пенсию.
Решение может быть в течение десяти дней обжаловано в Пермский краевой суд через Красновишерский районный суд.
Судья Семерикова Л.С.