Дело № 2 - 45/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Варгаши
Курганской области «22» марта 2018 года
Варгашинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Никитиной С.И.,
при секретаре Бариновой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорова А.А. к Администрации Варгашинского района Курганской области, Администрации Варгашинского поссовета Курганской области о признании права собственности на жилой дом и земельный участок,
У С Т А Н О В И Л :
Федорова А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Варгашинского района Курганской области о признании права собственности на жилой дом, указав в обоснование иска, что в 1997 году между ней и Б,Б,Б, в простой письменной форме был заключен договор купли-продажи, по которому она приобрела в собственность жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, за 12 000 рублей, которые она уплатила до подписания договора купли-продажи. С указанного времени она несет бремя содержания имущества, производит текущий ремонт, обрабатывает земельный участок. Зарегистрировать договор купли-продажи в установленном законом порядке не представилось возможным в виду отсутствия сведений о местонахождении Б,Б,Б, в связи с переездом его на постоянное место жительства в другой населенный пункт. В настоящее время по имеющимся сведениям Б,Б,Б, умер. Сведениями о наследниках не располагает. Вместе с тем, все существенные условия договора купли-продажи, заключенного в 1997 году, между ней и Б,Б,Б, были соблюдены, договор купли-продажи фактически исполнен сторонами, дом был передан в ее фактическое владение, которым она открыто владеет, несет бремя расходов по его содержанию. По сведениям ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Курганской области право собственности на жилой дом ни за кем не зарегистрировано. Из справки ГУП Курганской области «Кургантехинвентаризация» от 01.10.2013 № 398 следует, что объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, состоит на техническом учете и принадлежит на праве собственности Б,Б,Б, на основании договора купли-продажи от 02.08.1988. Просила признать за ней право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 24,9 кв.м.
24.01.2018 истец требования изменила, привлекла в качестве соответчика Администрацию Варгашинского поссовета и указала, что с 1997 года по настоящее время является фактическим собственником жилого дома и земельного участка по <адрес>. Дом приобретен ею у Б,Б,Б, по договору купли-продажи. Зарегистрировать переход права собственности невозможно, поскольку Б,Б,Б, умер. С ноября 1997 года владеет недвижимым имуществом добросовестно, открыто и непрерывно, из владения дом и земельный участок не выбывали. Бывший собственник и наследники о правах на имущество не заявляли. Истец несет бремя содержания жилого дома, сделала в нем ремонт, оплачивает электроэнергию и налоги, разрабатывает земельный участок, посадила деревья и кустарники. Полагает, что приобрела право собственности на дом и земельный участок в силу приобретательной давности. Просит прекратить право собственности Б,Б,Б, на жилой дом и земельный участок по <адрес> и признать за ней право собственности на данное имущество.
В судебном заседании представители истца Кондратюк О.В. и Попова Е.В. измененные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в измененном иске. Просили исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Варгашинского поссовета Курганской области в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве от 21.02.2018 рассмотрение иска по существу оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Варгашинского района Курганской области в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом. Представил письменное заявление от 02.02.2018, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Варгашинского района, разрешение вопроса оставил на усмотрение суда, пояснил, что по существу исковых требований возражений не имеет.
Заслушав представителей истца, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования Федорова А.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
В силу ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.
Частью 1 ст. 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.
Частью 3 ст. 218 ГК РФ определено, что в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу положений п. 3 ст. 3 Земельного Кодекса РФ (далее – ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 25 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Согласно правовой позиции, содержащейся в пунктах 15 и 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации); владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.). Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Согласно пункту 16 указанного Постановления N 10/22 по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
В судебном заседании установлено, что истец Федорова А.А. с 1997 года по настоящее время владеет и пользуется жилым домом и земельным участком, расположенными по адресу: <адрес>.
Согласно справке Администрации Варгашинского поссовета от 15.01.2018 Федорова А.А. действительно проживает по адресу: <адрес> (основание: письменное подтверждение свидетелей Х,Х,Х, и Ь,Ь,Ь,).
Жилой дом по указанному адресу принадлежал ранее Б,Б,Б, на основании договора купли-продажи, заключенного с Э,Э,Э,, удостоверенного государственным нотариусом Варгашинской ГНК Курганской области 02.08.1988 реестр № 748.
Согласно справке ГУП Курганской области «Кургантехинвентаризация» от 01.10.2013 по адресу: <адрес>, расположен жилой дом, полезной площадью 24,9 кв.м., жилой площадью – 13,1 кв.м. Собственником значится Б,Б,Б, на основании договора купли-продажи, удостоверенного гос. нотариусом Варгашинской ГНК 02.08.1998 реестр № 748.
На основании договора купли-продажи от 05.11.1997 жилой дом по адресу: <адрес>, полезной площадью 24,9 кв.м., жилой площадью 13,1 кв.м., с надворными постройками, принадлежащий на праве собственности Б,Б,Б,, передан в собственность Федорова А.А. Договор подписан сторонами.
Данные обстоятельства никем не оспаривались.
Земельный участок по <адрес>, принадлежал на праве собственности Б,Б,Б, на основании свидетельства на право собственности на землю №, выданного 30.06.1992 Поселковой Администрацией Варгашинского района Курганской области.
Б,Б,Б,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждается справкой о смерти № 191 от 16.09.2013, выданной специализированным отделом ЗАГ Администрации г. Челябинска.
По информации Нотариальной палаты Челябинской области от 13.03.2018 наследственное дело после смерти Б,Б,Б,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось.
До настоящего времени право собственности на спорные жилой дом и земельный участок в установленном законом порядке ни за кем не зарегистрировано.
По информации ГУП Курганской области «Кургатехинвентаризация» от 22.12.2017 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, значится (учтен) за гражданином Б,Б,Б,.
По информации Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области от 05.02.2018 земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, числятся за Б,Б,Б,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированным по адресу: <адрес>. С 2011 года оплата налогов не производилась.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Федорова А.А. владеет спорными жилым домом и земельным участком добросовестно, поскольку вселилась в дом и стала пользоваться земельным участком на основании договора купли-продажи, заключенного с Б,Б,Б, Данное обстоятельство никем не оспаривалось. Истец владеет домом и земельным участком как своим собственным имуществом, относится к имуществу по-хозяйски. Владение Федорова А.А. является открытым, поскольку она не скрывает факта нахождения имущества в ее владении, и непрерывным, поскольку оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности - с 1997 года по настоящее время. Владение Федорова А.А. спорным недвижимым имуществом не основано на договорных обязательствах (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Согласно справке «Энергосбыт» - филиал АО «Энергосбытовая компания «Восток» Федорова А.А., проживающая по адресу: <адрес>, не имеет задолженности по оплате за электроэнергию.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 10.10.2017 по адресу: <адрес>, находится жилой дом, с кадастровым номером №, площадью 24,9 кв.м., 1952 года постройки.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22.12.2017 по адресу: <адрес>, №, находится земельный участок, с кадастровым номером №, площадью 780 кв.м.
Допрошенные в судебном заседании 20.02.2018 свидетели Ь,Ь,Ь, и П,П,П, подтвердили, что Федорова А.А. проживает по <адрес> более 18 лет, купила дом у прежнего собственника. Она открыто пользуется домом и земельным участком, сделала в доме ремонт, сажает огород. Претензий к ней никто не предъявлял.
С учетом положений п. 4 ст. 234 ГК РФ течение срока приобретательной давности в отношении спорного недвижимого имущества начинается не ранее истечения сроков исковой давности (3 года).
Согласно ст.ст. 195, 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Срок исковой давности устанавливается в три года.
Таким образом, общий срок давностного владения должен составлять не менее 18 лет.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что Федорова А.А. добросовестно, открыто и непрерывно владеет спорным недвижимым имуществом как своим собственным более 18 лет.
Изучив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, за истцом должно быть признано право собственности на жилой дом и земельный участок в силу приобретательной давности, а право собственности прежнего собственника подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Федорова А.А. к Администрации Варгашинского района Курганской области о признании права собственности на жилой дом и земельный участок удовлетворить.
Прекратить право собственности Б,Б,Б, на жилой дом, площадью 24,9 кв.м., с кадастровым номером №, и земельный участок, площадью 780 кв.м., с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>.
Признать право собственности на жилой дом, площадью 24,9 кв.м., с кадастровым номером №, и земельный участок, площадью 780 кв.м., с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, за Федорова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Варгашинский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Судья С.И. Никитина