Дело № 5-110/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
13 декабря 2017 года г. Каменск-Уральский
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области
в составе: судьи Лобановой Н.С.,
при секретаре Столбовой Г.Г.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях, в отношении ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод», расположенного по адресу: Свердловская область г. Каменск-Уральский, ул.Заводская 5,
У С Т А Н О В И Л:
28.09.2017 ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод», расположенный по адресу: Свердловская область г.Каменск-Уральский, ул.Заводская 5, при осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, допустило грубые нарушения лицензионных требований на объекте «Санитарно-бактериологическая лаборатория в составе ЦЗЛ ОАО «КУМЗ», нарушив:
- п.3.2.12 СП 1.2.036-95 «Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов 1-1У групп патогенности»;
- п. 2.3.4, 2.3.5, 2.3.7, 2.3.9, 2.3.11, 2.3.15, 2.3.17, 2.3.24 Санитарных правил 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами 3-4 групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней»;
- п.п. «а,е» п.5 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 №317 «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-модифицированных организмов Ш и 1У степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах
а именно:
-музейные культуры хранятся в холодильнике вместе со средами в открытых емкостях без пенала, не опечатаны;
- в помещениях моечной и препараторской отсутствует естественное освещение; искусственная освещенность в приемной, бактериологической, средоварочной, моечной не соответствует требованиям нормативных документов; не проводились замеры освещенности в препараторской;
-часть помещений лаборатории имеют недостаточную площадь: помещения моечной и препараторской, площадь которых составляет 11.96 кв.м. (12+8); не предусмотрена комната для хранения и одевания спецодежды; вход в санузел через моечную и препараторскую;
-плитка, которой облицованы стены в моечной, препараторской и сан.узле имеет сколы и повреждения, с нарушениями целостности покраска потолка и стен в комнате приема проб и биологической комнате;
-отсутствуют контрольные термометры для термостатов;
-лабораторная мебель во всей лаборатории в частности в помещении заразной зоны в бактериологической комнате из древесины и пластика с шероховатостями и сколами, поверхность мебели не устойчива к действию моющих и дезинфицирующих средств. На дверцах холодильника и термостатов в бактериологической комнате наклеены бумажные наклейки, что затрудняет их обработку. Требуют замены шкаф, столы и стулья в бактериологической комнате;
- система приточно-вытяжной вентиляции «заразной «зоны не оснащена фильтрами тонкой очистки.
Представитель Роспотребнадзора подтвердила сведения, изложенные в протоколе об административном правонарушении, и просила назначить наказание в виде административного штрафа. Также пояснила, что не признают доводы представителя правонарушителя по п.3 протокола об административном правонарушении, поскольку те должны руководствоваться действующим законодательством, по п.2 протокола об административном правонарушении указала, что речь идет об отсутствии окна, а не мощности ламп освещения. Проверка по ранее выданному предписанную будет производиться 22.01.2018.
Представитель ОАО «КУМЗ» согласился с указанными в протоколе об административном правонарушении нарушениями, за исключением, указанных в п.3. указав, что лицензия получена ими в 2007 году и на тот момент действовали другие санитарные правила. При введении новых правил наличие санитарного пропускника на границе зон должны были соответствовать этим правилам только во вновь строящихся и реконструируемых лабораториях. В связи с чем, указанное нарушение не признают.
Практически все нарушения ими уже устранены, указанные в п.1,2,4,5,6 протокола об административном правонарушении устранили. Указанные в п.7 намерены устранить в ближайшее время и приобрести новые фильтры.
Просили учесть, что завод реализует масштабный проект: построил и вводит в эксплуатацию новый прокатный металлургический комплекс, который был выстроен на взятые кредиты, которые в настоящее время завод выплачивает. Это общеизвестный факт, в связи с чем просил назначить наказание в половинном размере минимального штрафа, если суд не усмотрит возможности применения положений об объявлении предупреждения в соответствии со ст.4.1.1 КоАП РФ.
Выслушав участников судопроизводства, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 19.20 ч.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с примечанием к данной норме, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
ОАО «КУМЗ» имеет лицензию от 14.12.2007г. бессрочного действия на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-модифицированных организмов Ш и 1У степени потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах. Виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии со ст.12 ч.2 ФЗ «о лицензировании отдельных видов деятельности» - диагностические исследования материала зараженного или с подозрением на зараженность санитарно-показательными микроорганизмами 1У группы патогенности, хранение их производственных, музейных штаммов (л.д.103).
Согласно п. 19 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и п. 1 Положения «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и вышеуказанного положения генно-инженерно-модифицированных организмов 3-4 степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 317 (далее Положения) - лицензированию подлежит деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Российской Федерации.
Грубым нарушением лицензионных требований является несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а именно, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно п.5 указанного Положения лицензиат при осуществлении лицензируемой деятельности должен отвечать следующим лицензионным требованиям:
а) наличие у лицензиата, выполняющего работы в соответствии с пунктами 1 - 5 приложения к настоящему Положению, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и материально-технического оснащения, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и отвечающих требованиям Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
е) соблюдение лицензиатом, выполняющим работы в соответствии с пунктами 1 - 5 приложения к настоящему Положению, требований санитарных правил по обеспечению безопасности работ, проводимых с возбудителями инфекционных заболеваний человека и животных, в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
В соответствии со ст.24 п.1 ФЗ РФ от 30.03.1999г №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.26 п.2, 3 ФЗ РФ от 30.03.1999г №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» требования к обеспечению безопасности условий работ, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для человека и среды обитания устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам.
Изданные во исполнение приведенных положений закона Санитарно-эпидемиологические правила СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», утвержденные Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2008 №4, а также Санитарно-эпидемиологические правила СП 1.2.036-95 «Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов 1-1У групп патогенности», утвержденные Постановлением
Госкомсанэпиднадзора России от 28 августа 1995 г. № 14 - устанавливают определенные правила деятельности.
Представленными доказательствами, а именно, актом обследования от 10.08.2017 (л.д.33-48), проведенной на основании распоряжений о проведении плановой выездной проверки в отношении ОАО «КУМЗ» от 31.07.2017 № 01-01-01-03-05/18066, от 11.08.2017 №01-01-01-03-05/20376,от 28.08.2017 №01-01-01-03-05/21786, от 29.09.2017 №01-01-01-03-05/21385 УРПН по Свердловской области (л.д.76-79), актом проверки №35/2017-222 от 29.09.2017 (л.д.51-75), экспертным заключением филиала ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в г.Каменске-Уральском, Каменском районе, Сухоложском и Богдановическом районах» от 25.08.2017 №02-05-17/2582 подтверждено, что ОАО «КУМЗ» допущены грубые нарушения при осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли. Указанный акт подписан руководителем учреждения и не оспаривался им в судебном заседании.
- музейные культуры хранятся в холодильнике вместе со средами в открытых емкостях без пенала, не опечатаны, что является нарушением п.3.2.12 СП 1.2.036-95 «Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов 1-1У групп патогенности»;
- в помещениях моечной и препараторской отсутствует естественное освещение; искусственная освещенность в приемной, бактериологической, средоварочной, моечной не соответствует требованиям нормативных документов; не проводились замеры освещенности в препараторской, что является нарушением п.2.3.4. Санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», п.5 пп. «а,е» Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 №317 «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-модифицированных организмов Ш и 1У степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах.
-часть помещений лаборатории имеют недостаточную площадь: помещения моечной и препараторской, площадь которых составляет 11.96 кв.м. (12+8); не предусмотрена комната для хранения и одевания спецодежды; вход в санузел через моечную и препараторскую, что является нарушением п.2.3.5, п.2.3.7., 2.3.8 Санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», п.5 пп. «а,е» Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 №317 «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-модифицированных организмов Ш и 1У степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах.
При этом суд считает необходимым исключить вмененное нарушение п.2.3.8 Санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», предусматривающих наличие на границе "чистой" и "заразной" зон санитарных пропускников, поскольку они предусмотрены только для вновь строящихся или реконструируемых лабораториях, что было внесено дополнениями и изменением N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.06.2009 N 42, тогда как лицензия ОАО КУМЗ получена 14.12.2007г (л.д.103). Доводы лица, составившего протокол об административном правонарушении в виду этого суд не принимает.
-плитка, которой облицованы стены в моечной, препараторской и сан.узле имеет сколы и повреждения, с нарушениями целостности покраска потолка и стен в комнате приема проб и биологической комнате, что является нарушением п. п.2.3.11 Санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», п.5 пп. «а,е» Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 №317 «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-модифицированных организмов Ш и 1У степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах.
-отсутствуют контрольные термометры для термостатов, что является нарушением п.2.3.15 Санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», п.5 пп. «а,е» Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 №317 «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-модифицированных организмов Ш и 1У степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах.
-лабораторная мебель во всей лаборатории в частности в помещении заразной зоны в бактериологической комнате из древесины и пластика с шероховатостями и сколами, поверхность мебели не устойчива к действию моющих и дезинфицирующих средств. На дверцах холодильника и термостатов в бактериологической комнате наклеены бумажные наклейки, что затрудняет их обработку. Требуют замены шкаф, столы и стулья в бактериологической комнате, что является нарушением п.2.3.17 Санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», п.5 пп. «а,е» Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 №317 «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-модифицированных организмов Ш и 1У степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах.
- система приточно-вытяжной вентиляции «заразной «зоны не оснащена фильтрами тонкой очистки, что является нарушением п.2.3.24 Санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», п.5 пп. «а,е» Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 №317 «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-модифицированных организмов Ш и 1У степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах.
Указанные нарушения повлекли возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.
Статус юридического лица подтвержден уведомлением и выпиской из ЕГРП (л.д.18-32).
ОАО «КУМЗ» 28.09.2017 допущено нарушение вышеуказанных пунктов СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», СП 1.2.036-95 «Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов 1-1У групп патогенности», п.5 пп. «а,е» Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 №317 «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-модифицированных организмов Ш и 1У степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах - обязанность соблюдений которых относится к числу лицензионных требований, что образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст.19.20 ч.3 КоАП РФ.
Суд приходит к выводу о виновности ОАО «КУМЗ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.20 ч.3 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований по делу не допущено.
Совершенное правонарушение посягает на правоотношения в сфере порядка управления.
При назначении административного наказания юридическому лицу ОАО «КУМЗ» суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Суд учитывает признание вины представителем ОАО «КУМЗ», совершение правонарушения впервые (доказательств обратного в суд не представлено) - в качестве смягчающих наказание обстоятельств.
Обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено.
При назначении судом наказания суд считает, что в соответствии со ст.4.1 ч.3.5 КоАП РФ наказание в виде предупреждения не подлежит назначению, поскольку совершенное правонарушение могло повлечь причинение вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и не принимает доводы представителя ОАО «КУМЗ» об обратном.
Также суд полагает, что назначение наказания в виде приостановления деятельности явится чрезмерно суровым, не соответствующим требованиям справедливости.
При этом суд принимает во внимание доводы ОАО «КУМЗ» о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, учитывая, что выявленные правонарушения связаны с необходимостью ремонта, замены мебели, освещения, фильтров и частично устранены, также суд принимает во внимание имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, что обусловлено введением в действие нового прокатного металлургического комплекса, необходимостью предприятия возвращать полученные кредиты – и полагает возможным назначить наказание в соответствии со ст.4.1 ч.3.2. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, поскольку минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии со ст.4.1 ч.3.3. КоАП РФ размер такого штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Руководствуясь ст.29.9-29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного 19.20 ч.3 КоАП РФ, и назначить наказание с применением ст. 4.1 ч.3.2,3.3. КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 75.000 (семьдесят пять) тысяч рублей 00 копеек.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Наименование получателя платежа: УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по СО)
ИНН 6670083677 КПП 667001001 БИК 046577001 ОКТМО 65740000
Номер счета получателя платежа: 40101810500000010010
Наименование банка: Уральское ГУ Банка России
Код бюджетной классификации: 14111590040046000140
УИН 14104660015200006123
ЕИП 1400000000000000000000643
На постановление в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления может быть подана жалоба и принесен протест в Свердловский областной суд путем их подачи через Красногорский районный суд.
Судья Красногорского районного суда
Каменска-Уральского Свердловской области подпись Н.С. Лобанова
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья Красногорского районного суда
Каменска-Уральского Свердловской области Н.С. Лобанова