Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-272/2018 ~ М-184/2018 от 24.01.2018

Дело <Номер обезличен>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 февраля 2018 года г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего по делу судьи Ивановой Н.Е.,

при секретаре Ильиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.Б.Л. к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детский сад №12 «Светлячок» п.Хаапалампи и Районному комитету образования Сортавальского муниципального района о взыскании задолженности по оплате труда,

УСТАНОВИЛ:

Иск предъявлен по тем основаниям, что истец работает сторожем в МКДОУ СМР РК Детский сад №12 п.Хаапалампи с <Дата обезличена>. Истец указывает, что в <Дата обезличена> по <Дата обезличена> заработная плата ему начислялась не в полном объеме, заработную плату доводили до МРОТ, включая в нее районный коэффициент и процентную надбавку, что Постановлением Конституционного суда от 07.12.2018 №38-П было признано незаконным. Истец просил взыскать задолженность по заработной плате за <Дата обезличена> в общей сумме <Номер обезличен>

В судебное заседание истец не явился, извещен, ранее в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что вопрос о надлежащем ответчике оставляет на усмотрение суда. Он работает на 0,93 ставки сторожем и на 0,25 ставки дворником уже в течение длительного времени. Сторожем работаем по сменам, начисляли доплату за работу в ночные смену, производили доплату до МРОТ, как дворнику установлена доплата за вредные условия труда, иногда бывали премии, в т.ч, в <Дата обезличена>

Ответчик – МКДОУ СМР РК детский сад №12 «Светлячок» п.Хаамалампи - в судебное заседание представителя не направили, извещены, просили рассматривать дело в свое отсутствие. Соответчик - районный комитет образования Сортавальского муниципального района - в судебное заседание представителя не направил, извещены.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, закреплена в статье 37 Конституции РФ, ст.2 ТК РФ.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 3 ст. 129 ТК РФ).

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно положениям ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Статьей 133.1 ТК РФ предусмотрено, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148,315,316 и 317 ТК РФ).

Согласно статье 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации.

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.

Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 07.12.2017 №38-П взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

С учетом того, что Постановление Конституционного суда Российской Федерации № 38-П от 07.12.2017 действует с момента провозглашения (Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"), оно распространяется на правоотношения, возникшие с 07.12.2017. Позиция истца о взыскании задолженности по заработной плате за три предшествующие годы в целом ошибочна, противоречит положениям ст.392 Трудового Кодекса РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 01.07.2017 установлен в размере 7800 руб.

Установлено, что истец состоит в трудовых отношениях с МКОУ СМР РК Детский сад №12 «Светлячок» п.Хаапалампи, согласно приказа <Номер обезличен> от <Дата обезличена> замещает должность сторожа на 0,93 ставки (оклад на 0,93 ставки – <Номер обезличен>.) и дворника на 0,25 ставки (оклад на 0,25 ставки- <Номер обезличен> руб.), как дворнику установлена доплата за вредные условия труда -4% от 0,25 ставки. Также истцу установлен районный коэффициент в размере 15% и надбавка за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера – 50%.

В силу п.2.1. Положения об оплате труда оплата труда работников учреждения включает в себя оклад, выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера.

Пунктом 4.1. положения об оплате труда к выплатам компенсационного характера отнесены выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, выплаты за сверхурочную работу, работу в ночное время и т.п.. Согласно п.5.1. Положения об оплате труда к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работников к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу (выплаты за интенсивность, сложность, напряженность, высокие результаты труда, за непрерывный стаж работы, премиальные выплаты по результатам работы учреждения, единовременные поощрительные выплаты). Пунктом 5.3. Положения об оплате труда предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, установленных коллективным договором, локальными нормативными актами, позволяющими оценить результативность и качество его работы, с учетом разрабатываемых в учреждении показателей и критериев оценки. Положением о порядке установления стимулирующих выплат предусмотрены постоянные и единовременные стимулирующие выплаты. В приложении к нему в разделе 2 указаны критерии оценки деятельности сторожа, дворника (п.9 и п.10).

Также единовременные стимулирующие выплаты и иные выплаты, предусмотренные за особый характер труда, отражающие качество работы, связанные с непосредственной трудовой функцией истца, предусмотренные системой оплаты труда, являются частью его заработной платы, поэтому подлежат включению в месячную заработную плату истца на ставку.

По мнению суда, учитывая длительный характер работы истца на 0,25 ставки дворника, размер его заработной платы и как сторожа, и как дворника должен соотноситься с размером МРОТ пропорционально замещаемого по каждой ставке времени.

Истец, выполняя должностные обязанности сторожа, полностью отработал норму рабочего времени в <Дата обезличена> (156,24 час). При этом за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> истец обработал 123,24 час, в т.ч. 64-ночных. Исходя из материалов дела, за <Дата обезличена> истцу начислено как сторожу: оклад- <Номер обезличен>., доплата за работу в ночное время – <Номер обезличен>., доплата до МРОТ – <Номер обезличен>. (приказ <Номер обезличен> от <Дата обезличена>), премия – <Номер обезличен> (приказ <Номер обезличен> от <Дата обезличена>). Тем самым, пропорционально отработанному времени (в час.) с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> истцу начислено <Номер обезличен>. (<Данные изъяты>.). При этом, МРОТ с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> составляет <Номер обезличен>. (<Данные изъяты>). Тем самым, разница между произведенными истцу начислениями и указанным размером МРОТ составляет <Номер обезличен>. (<Данные изъяты>.), что с учетом районного коэффициента и процентной надбавки составляет <Номер обезличен>

Выполняя обязанности дворника на 0,25 ставки, истцом полностью за <Дата обезличена> отработана норма рабочего времени, с в т.ч., с <Дата обезличена> – 17 рабочих дней. МРОТ на 0,25 ставки за месяц составляет <Номер обезличен>,. тем самым, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> -<Номер обезличен>.. Истцу за исполнение обязанностей дворника на 0,25 ставки начислено: оклад – <Номер обезличен>. надбавка за вредные условия труда – <Номер обезличен>., итого <Номер обезличен>, соответственно, за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена><Номер обезличен>. Тем самым, разница между произведенными истцу начислениями и указанным размером МРОТ составляет <Номер обезличен>. (<Данные изъяты>.), что с учетом районного коэффициента и процентной надбавки составляет <Номер обезличен>.

Итого задолженность по заработной плате перед истцом за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> составляет <Номер обезличен>. (с учетом НДФЛ). Указанная задолженность подлежит взысканию с работодателя истца-МКДОУ СМР РК Детский сад №12 «Светлячок» п.Хаапалампи, районный комитет образования СМР является ненадлежащим ответчиком. Обязанность по удержанию НДФЛ со взысканных сумм подлежит исполнению ответчиком самостоятельно как налоговым агентом.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с надлежащего ответчика подлежит взысканию госпошлина в бюджет Сортавальского муниципального района, при этом суд полагает возможным уменьшить размер подлежащей взысканию государственной пошлины до <Номер обезличен>. исходя из затруднительности материального положения муниципального учреждения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Д.Б.Л. удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детский сад №12 «Светлячок» п.Хаапалампи в пользу Д.Б.Л. задолженность по заработной плате за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в сумме <Номер обезличен>. ( с учетом налога на доходы физических лиц), в остальной части требований отказать.

Взыскать с Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детский сад №12 «Светлячок» п.Хаапалампи в бюджет Сортавальского муниципального района государственную пошлину в размере <Номер обезличен>

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.Е.Иванова

Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена>

2-272/2018 ~ М-184/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Денисов Борис Леонидович
Ответчики
Районный комитет образования СМР
МКДОУ СМР РК Детский сад № 12 Светлячок
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Иванова Наталья Евгеньевна
Дело на странице суда
sortavalsky--kar.sudrf.ru
24.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2018Передача материалов судье
25.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2018Судебное заседание
26.02.2018Судебное заседание
02.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2018Дело оформлено
21.01.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее