Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ, город Пермь Пермского края,
Индустриальный районный суд в составе:
судьи Турьевой Н.А.,
при секретаре гр. Е.С.,
с участием истца гр. Н.Я.,
представителя администрации Индустриального района города Перми Кудряшовой Ю.Т., действующей на основании доверенности, (л.д. 123)
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску гр. Н.Я., гр. В.В., гр. Н.Н. к Департаменту имущественных отношений администрации города Перми, администрации Индустриального района города Перми, ОАО «<данные изъяты>» о признании в порядке приватизации права собственности на квартиру <адрес> <адрес>, по <данные изъяты> доли за каждым,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчикам: Администрации Индустриального района города Перми, департаменту имущественных отношений администрации города Перми, ОАО «<данные изъяты>» с требованиями о признании за гр. Н.Я.., гр. В.В. гр. Н.Н.. права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в равных долях, по <данные изъяты> доле в праве собственности за каждым. В обоснование иска указали, что данная квартира была предоставлена истцу гр. Н.Я. на состав семьи из трех человек по ордеру № серия № от ДД.ММ.ГГГГ года. Указанная квартира принадлежит муниципальному жилищному фонду. В ДД.ММ.ГГГГ между МБУ «Управлением муниципальным жилищным фондом города Перми» и гр. Н.Я. заключен договор социального найма жилого помещения в отношении данной квартиры, истцы до настоящего времени проживают в спорном жилом помещении, состоят на регистрационном учете, своевременно оплачивают за его найм. При обращении в Администрацию Индустриального района г. Перми с заявлением о передаче в собственность занимаемой истцами квартиры был получен отказ, поскольку по данным ГУП ЦТИ <адрес> находится в собственности юридического лица. Истцы не располагали информацией, что спорное жилое помещение находится в собственности юридического лица, ранее указанная выше квартира была приобретена Пермским областным управлением профтехобразования в ДД.ММ.ГГГГ и в порядке очередности была предоставлена гр. Н.Я. Кроме того, по сведениям департамента имущественных отношений администрации города Перми, МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» <адрес> включена в Единый реестр муниципальной собственности города Перми. Поскольку спорная квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, истцы считают отказ в приватизации квартиры незаконным, нарушающим их право.
В судебном заседании истец гр. Н.Я. на иске настаивает.
Истцы гр. В.В., гр. Н.Н. в суд не явились, в письменном заявлении в просят рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель администрации Индустриального района города Перми в судебном заседании не возражает против заявленных требований.
Департамент имущественных отношений администрации города Перми, ОАО «<данные изъяты>» о рассмотрении дела извещены, их представители в судебное заседание не явились.
Выслушав истца, представителя администрации Индустриального района города Перми, изучив материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что спорная квартира предоставлена гр. Н.Я. на основании решения исполнительного комитета Ленинского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи из трех человек. (л.д. 7)
Истцы с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени проживают в указанной квартире, что подтверждается пояснениями истцов, справкой МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» от ДД.ММ.ГГГГ копией выписки из лицевого счета, выданной ТСЖ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 17, 22).
Постановлением главы города Перми № от ДД.ММ.ГГГГ. эта квартира включена в реестр муниципальной собственности. (л.д. 10)
ДД.ММ.ГГГГ между МБУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» и гр. Н.Я. заключен договор социального найма жилого помещения. Согласно данному договору <адрес>, расположенная в <адрес> передается в бессрочное владение и пользование гр. Н.Я. и членам его семьи: жене – гр. В.В., сыну – гр. Н.Н. (л.д. 6)
В ДД.ММ.ГГГГ истцы обращались с заявлением о безвозмездной передаче в собственность занимаемой квартиры. Однако орган местного самоуправления ответил отказом в передаче указанной квартиры, поскольку по данным ГУП «ЦТИ Пермского края» квартира <адрес> находится в собственности юридического лица. (л.д. 8,9)
В ДД.ММ.ГГГГ. истцы получали ответы Департамента имущественных отношений о том, что эта квартира включена в Едином реестр муниципальной собственности г. Перми (л.д. 10-13).
Из справки ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес>, расположенная в <адрес>, зарегистрирована на праве собственности за АО «<данные изъяты>» на основании договора подряда № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 31)
Из сообщения инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району Пермского края АО ЖКК «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ ликвидировано. (л.д. 78)
В соответствии со ст. 47 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005г., то есть в период, когда истица получила ордер на право вселения в спорную комнату: на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Согласно ст. 5 закона «О введение в действие ЖК РФ»: к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Поскольку договор жилищного найма в связи со вступлением в силу с 01.03.2005г. нового ЖК РФ трансформировался в договор социального найма, то на него распространяются нормы закона о договоре социального найма.
Согласно ст. 672 ГК РФ: в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения
Статья 60 ЖК РФ предусматривает:
1. По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
2. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
3. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»: граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
По смыслу закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилого фонда имеют граждане РФ на равных условиях. В том случае, если по каким-либо причинам жилые помещения не переданы надлежащим образом в муниципальную или государственную собственность, в оперативное управление государственного предприятия, а гражданам, проживающим в таких жилых помещениях невозможно воспользоваться правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, то данная ситуация нарушает положения ст. 35 Конституции РФ и ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» порядок оформления передачи жилья обязателен как для граждан, так и должностных лиц, на которых возложена обязанность по передачи жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде в собственность граждан.
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд с соответствующим иском.
Исходя из смысла постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Следовательно, если гражданин по независимым от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого по договору социального жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности должен руководствоваться приложениями NN 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.
В силу п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В соответствии с указанным приложением объектами, относящимися к муниципальной собственности являются объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в частности, жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Исходя из вышесказанного следует, что независимо от включения или невключения квартиры в реестр муниципальной собственности, она признается таковой в силу закона.
Данный вывод подтверждается выданным ордером и заключенным с истцом договором социального найма.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что истцы, занимающие спорное жилое помещение на условиях договора социального найма, по независящим от них причинам не могут реализовать свое право на приватизацию принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения.
Между тем, в ответ на обращение истцов с заявлением о передаче в собственность занимаемой ими квартиры Администрация Индустриального района г. Перми сообщила, что администрация не имеет законных оснований для заключения договора приватизации, поскольку данная квартира зарегистрирована в ГУП «ЦТИ» на праве собственности.
Учитывая обстоятельства дела, а именно то, что право собственности у АО «<данные изъяты>» на спорную квартиру возникло на основании договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ, а решение исполнительного комитета Индустриального Совета народных депутатов о выдаче семье истцов ордера на вселение в указанную квартиры принято ДД.ММ.ГГГГ, АО «<данные изъяты>» данное решение не оспаривало. Кроме того, данное предприятие ДД.ММ.ГГГГ. ликвидировано, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
По сведения департамента имущественных отношений администрации г. Перми следует, что в настоящее время <адрес>, расположенная в <адрес> включена в реестр муниципальной собственности. Уведомлением управления Росреестра по Пермскому краю подтверждается факт, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанный выше объект недвижимости. (л.д. 30)
Суд считает, что истцы занимают спорную квартиру по договору социального найма и они вправе получить ее в собственность в порядке приватизации, поскольку они, являются гражданами РФ, ранее не участвовали в приватизации жилья. (л.д. 16) Таким образом, судом не установлено правовых препятствий для получения истцами в собственность занимаемой квартиры в порядке ее приватизации.
Поскольку надлежащим образом договор приватизации с истцами заключен быть не может, то защитой их нарушенного права будет признание за ними права собственности на занимаемую квартиру в порядке ст. 244 ГК РФ.
Потому следует признать за гр. Н.Я., гр. В.В., гр. Н.Н. право собственности на <адрес>, за каждым по <данные изъяты> ее доле.
Согласно статьям 17 и 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
Учитывая данные нормы права, настоящее решение, после вступления его в законную силу, будет являться основанием для государственной регистрации права собственности на указанное жилое помещение за гр. Н.Я., гр. В.В., гр. Н.Н., в равных долях по <данные изъяты> доле в праве собственности за каждым.
Руководствуясь ст. 194-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░ ░░. ░.░., ░░. ░.░., ░░. ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░. ░.░., ░░. ░.░., ░░. ░.░..
░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.