РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
10 июня 2016 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-3054/16 по иску Лебедевой А. В. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара и Администрации г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2016 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-3054/16 по иску Лебедевой А. В. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара и Администрации г.о. Самара,
установил:
Лебедева А.В. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом г.о. Самара извещением № отказал ей во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по причине обеспеченности общей площадью жилого помещения больше некоей «учтенной нормы». В отказе отсутствует конкретизация жилого помещения, которым она обеспечена, отсутствуют ссылки на нормативно-правовые акты. Она не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственницей жилых помещений. Просит признать незаконным решение Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Исходя из существа заявленных требований судом в качестве второго ответчика привлечена Администрация г.о. Самара.
В судебном заседании (до перерыва) представитель истицы по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Шухрова А.И. заявленные требования поддержала.
Ответчик Департамент управления имуществом г.о. Самара представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте разбирательства дела извещен, представил письменный отзыв (л.д. 26-28), в котором иск не признал.
Ответчик Администрация г.о. Самара представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте разбирательства дела извещен, отзыва на иск не представил.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истицы, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что до ДД.ММ.ГГГГ истица имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей (л.д. 37-38), а с ДД.ММ.ГГГГ имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в терминологии ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п.1 ст.8 названного закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены ранее достижения возраста 18 лет.
В силу п.9 ст.8 того же закона, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда (л.д. 34).
Распоряжением первого заместителя главы Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № истице во включении в указанный список было отказано в связи с отсутствием предусмотренных законом оснований для включения в список (л.д. 30). Указано на обеспеченность истицы жильем сверх учетной нормы.
Порядок реализации права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определен п.3 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 названного закона. В список включаются лица, указанные в абзаце первом п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и достигшие возраста 14 лет.
В <адрес> действует <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>», в соответствии с которым полномочия по обеспечению реализации прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе, по ведению списка, указанного в п.3 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», переданы муниципальным образованиям при условии финансового обеспечения за счет областного бюджета.
Следовательно, решение по заявлению истицы принято компетентным органом.
Отказ во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда нарушает законные и интересы истицы, в связи с чем может быть оспорен ею в порядке административного судопроизводства.
Согласно п.5 ст.<адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» учетная норма площади жилого помещения для целей предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений составляет 14 м2 на человека.
В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.1 ст.<адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» жилые помещения в установленном указанными законами порядке предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Из материалов дела усматривается, что истица в настоящее время проживает в <адрес> в общежитии на <адрес>. предоставленном ей в связи с обучением в <данные изъяты> (л.д. 31, 35 об.).
Вместе с тем, истица сохраняет основанное на ст.69 ЖК РФ право пользования квартирой по адресу: <адрес>, как член семьи нанимателя жилого помещения (л.д. 32). В указанной квартире зарегистрированы по месту жительства 3 лица, включая истицу. Площадь квартиры составляет 44,1 м2, соответственно, на каждого из лиц, имеющих право проживания в квартире, приходится <данные изъяты> площади, что превышает учетную норму площади жилого помещения для целей предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, истица не относится к лицам, имеющим право на обеспечение жильем в соответствии с нормами ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>», в связи с чем она не может быть включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Доводы представителя истицы о невозможности проживания истицы в указанной выше квартире, нанимателем которой является мать истицы, лишенная в отношении неё родительских прав, не могут быть приняты судом. Термин «невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении», используемый в п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.1 ст.<адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>», имеет четкую легальную дефиницию для целей применения указанных законов. В соответствии с пп.1 п.4 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пп.1 п.4 ст.<адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>», проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в частности, в связи с проживанием на любом законном основании в таких жилых помещениях родителей, лишенных родительских прав, опекунов и попечителей, отстраненных в установленном порядке от выполнения своих обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено, лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч.3 ст.72 ЖК РФ).
Таким образом, обязательным условием для признания невозможным проживания истицы в одном жилом помещении с её матерью Лебедевой Е.В., лишенной в отношении истицы родительских прав, является наличие вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене этого жилого помещения. Поскольку такой документ истицей при обращении в Департамент управления имуществом г.о. Самара не был представлен, названный орган местного самоуправления правомерно отказал истице во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Между тем, отказ органа местного самоуправления не препятствует повторному обращению истицы с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, при представлении вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене квартиры по адресу: <адрес>. В случае если обращение в суд с подобного рода иском по какой-либо причине окажется невозможным, заявительница будет вправе представить в орган местного самоуправления доказательства невозможности такого обращения.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь