Дело № 2 – 545/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Киселёвский городской суд Кемеровской области
в составе:
председательствующего - судьи Смирновой Т.Ю.,
при секретаре Лемешенко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселёвске
11 апреля 2018 года
гражданское дело по иску Семеновой Валентины Петровны к управлению городского развития Киселёвского городского округа о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Семенова В.П. обратилась в суд с исковыми требованиями к ответчику управлению городского развития Киселёвского городского округа о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Исковые требования мотивирует тем, что жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежит ей на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 29 октября 1986 года №, выданного нотариусом Киселёвской государственной нотариальной конторы Кемеровской области Т.Н.Н.
С 07 июля 1977 года по настоящее время она зарегистрирована по месту жительства и проживает в указанном доме.
Заключением СФ ОАО ВНИМИ № от 29 мая 2017 года жилой дом по адресу: <адрес>, в котором она проживает, признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Черкасовская» и подлежит сносу.
Она обращалась в управление городского развития Киселёвского городского округа с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого жилого дома по <адрес>, на одного человека.
В письме № от 05 февраля 2018 года управление городского развития отказало ей в предоставлении социальной выплаты, указав, что она не включена в списки граждан, подлежащих переселению с подработанной территории ликвидированной угольной шахты «Черкасовская», потому что её дом был обследован после утверждения списков.
Считает отказ управления городского развития Киселёвского городского округа в предоставлении ей социальной выплаты неправомерным, так как её жилой дом признан ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Черкасовская» и подлежащим сносу на основании заключения СФ ОАО ВНИМИ № от 29 мая 2017 года, на дату ликвидации шахты она была зарегистрирована и проживала в доме, она не обеспечена иным жильём и нуждается в социальной поддержке государства.
На основании изложенного истица просит признать отказ управления городского развития Киселёвского городского округа в предоставлении ей социальной выплаты незаконным; обязать управление городского развития Киселёвского городского округа включить её в список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной шахты «Черкасовская»; обязать управление городского развития Киселёвского городского округа заключить с ней договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенного в <адрес>, для приобретения жилого помещения для постоянного проживания из расчёта стоимости жилья 33 кв.м для одиноко проживающих граждан, а также взыскать в её пользу с ответчика понесённые судебные расходы.
Истец Семенова В.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, что подтверждается распиской о получении судебной повестки, просила рассмотреть дело в её отсутствие, на исковых требованиях настаивала, о чём представила соответствующее заявление.
Представитель ответчика – управления городского развития Киселёвского городского округа, в назначенное судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, что подтверждается распиской о получении судебной повестки, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда.
Суд, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования Семеновой В.П. обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20 июня 1996 года № 81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Подпунктом «б» пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года № 840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтёрских городов и посёлков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428 (в ред. от 28 сентября 2016 года).
Согласно указанным Правилам содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утверждённых проектов ликвидации шахт.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков» содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтёрских городов и посёлков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Списки граждан, подлежащих переселению, в соответствии с пунктом 8 названных выше Правил составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и в дальнейшем могут быть уточнены в следующих случаях:
- рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включёнными (включённым) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включённого в список граждан, подлежащих переселению;
- снятие гражданина, включённого в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учёта по месту жительства в ветхом жилье.
При этом предусмотренный пунктом 8 Правил перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.
Из смысла Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года, следует, что социальная выплата для приобретения жилья предоставляется лицам, которые постоянно проживают в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и подлежат переселению из данного жилья.
Таким образом, для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание специализированной научно-исследовательской организацией жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; постоянное проживание граждан в данном жилом доме на момент принятия решения о ликвидации Шахты «Черкасовская», то есть на 26 августа 2002 года (л.д. 11-13); отсутствие иного жилья.
Указания на то, что выплаты на приобретение жилья носят характер компенсаций, выплачиваемых взамен признанного непригодным для проживания жилья, в постановлении Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года и в иных нормативных актах, регламентирующих основания и порядок таких выплат, не имеется.
Таким образом, указанные меры социальной помощи носят целевой характер, являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нём регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
По данному делу приведённая выше совокупность обстоятельств имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Семенова В.П. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию о 29 октября 1986 года, зарегистрированного в реестре нотариуса за № (л.д. 7). В указанном жилом доме значится зарегистрированной Семенова В.П. – с 07 июля 1977 года, что усматривается из копии паспорта, адресной справки и копии домовой книги (л.д. 6, 14, 73-99). Согласно справке с места жительства № от 27 ноября 2017 года (л.д. 72) совместно с Семеновой В.П. в доме по <адрес> никто не зарегистрирован.
Заключением СФ АО ВНИМИ № от 29 мая 2017 года жилой дом, расположенный по <адрес>, признан ветхим и подлежащим сносу в связи с влиянием подземных горных работ шахты «Черкасовская» (л.д. 26-37).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 21 марта 2018 года № (л.д. 24) сведения о правах Семеновой В.П. на иные жилые помещения в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
В данном случае право пользования домом по <адрес> у Семеновой В.П. возникло до признания дома непригодным для проживания 29 мая 2017 года и формирования списков 01 января 2013 года (л.д. 38-62), в указанном доме Семенова В.П. на законных основаниях проживала на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты (26 августа 2002 года – л.д. 11-13), до настоящего времени социальные выплаты за указанный дом никому предоставлены не были, другого жилого помещения Семенова В.П. в собственности или пользовании не имеет. Законодательством в данном случае предусмотрено изменение списков (уточнение) на день предоставления социальных выплат.
При таких обстоятельствах, оценивая доказательства в их совокупности, суд удовлетворяет требования истца Семеновой В.П. о включении её в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах. С учётом указанных положений закона, а также изложенных обстоятельств и исследованных доказательств, истцу должна быть предоставлена социальная выплата для приобретения жилья, с заключением соответствующего договора.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.
Согласно части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно положениям части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом Семеновой В.П. заявлены также требования о взыскании судебных расходов: по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и по оплате услуг представителя в размере 13000 рублей (л.д. 5, 101).
Поскольку исковые требования Семеновой В.П. полностью удовлетворены судом, суд считает возможным возместить истцу расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Судебные расходы за услуги представителя в сумме 13000 рублей складываются из 3000 рублей – за составление искового заявления, 10000 рублей – за оказание юридической помощи в суде, и подтверждаются квитанцией.
Учитывая положения статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также требования разумности, конкретные обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, сложность и длительность рассмотрения дела, соотношение расходов с объёмом защищаемого права, объём оказанной представителем истца юридической помощи и проделанной им работы, включая составление искового заявления, количество судебных заседаний с участием представителя, суд приходит к выводу, что требования истца в части возмещения расходов по оплате услуг представителя подлежат удовлетворению в меньшем размере, в общей сумме 8000 рублей.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать отказ управления городского развития Киселёвского городского округа в предоставлении социальной выплаты Семеновой Валентине Петровне незаконным; обязать управление городского развития Киселёвского городского округа включить Семенову Валентину Петровну в список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной шахты «Черкасовская», заключив с ней договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, для приобретения жилого помещения для постоянного проживания из расчёта стоимости жилья 33 кв.м для одиноко проживающих граждан.
Взыскать с управления городского развития Киселёвского городского округа в пользу Семеновой Валентины Петровны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходы на услуги представителя в сумме 8000 рублей, а всего – 8300 (восемь тысяч триста) рублей.
В удовлетворений требований Семеновой Валентины Петровны о взыскании с ответчика в её пользу судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 5000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий: Т.Ю.Смирнова
Решение в законную силу не вступило
В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке