Дело № 2-406/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 марта 2018 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Якубанец Е.Ю.,
при секретаре Михальченко Е.С.,
с участием: представителя истца Геевского К.В., действующего по доверенности от 26.10.2017 сроком на 3 года, представителя ответчика Глушак Я.А., действующей по доверенности от 07.06.2017 сроком на 1 год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова Геннадия Петровича к ФГКУ «Востокрегионжилье» о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности по внесению сведений в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов Г.П. обратился в суд с вышеназванным иском. В обоснование указал, что проходил военную службу в Вооруженных силах РФ с 30.11.1985 на различных должностях. Приказом Главнокомандующего сухопутными войсками № 012 от 12.02.2007 на основании пп. «в» п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» был досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта. Приказом № 53 начальника Дальневосточного высшего командного училища (военного института) от 26.03.2007 был исключен из списков личного состава училища. На момент исключения из списков личного состава имел выслугу лет в календарном исчислении 20 лет 07 месяцев 25 дней. По последнему месту службы в Дальневосточном высшем военном командном училище (Военном институте) (Филиал) ФГКВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ» (г. Благовещенск) с 10.02.2003 состоял в списках очередников – военнослужащих на получение жилого помещения. В период прохождения военной службы истец и члены его семьи служебным жилым помещением не обеспечивались. После увольнения из ВС РФ истец нигде более нуждающимся в получении жилого помещения не признавался, на учете не состоял, в качестве военного пенсионера на учете в военном комиссариате не состоял. В связи с фактической утратой связи с МО РФ, истец не знал об изменениях в законодательстве, связанных с обеспечением жилыми помещениями военнослужащих по контракту, которые произошли в 2010 г. В феврале 2015 г. истец обратился по существу начисления и перерасчета пенсии в пенсионный отдел Областного военного комиссариата Амурской области, где было разъяснено об изменении порядка признания военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений, и рекомендовано обратиться по существу вопроса во 2-ой отдел ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ. Согласно ответу учреждения, информационный ресурс – база данных ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ не содержит сведений о нахождении истца в реестре военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. За разъяснением истец обратился с заявлением к начальнику ДВВКУ Грызлову В., из ответа которого с приложенным решением жилищной комиссии от 29.05.2007, истцу стало известно об исключении из списка очередников на получение жилого помещения, поскольку он был уволен по пп. «в» п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», т.е. данное увольнение сопряжено с неблагоприятными последствиями, в т.ч. лишением права на получение жилого помещения. Не согласившись с указанным решением, истец обратился в Благовещенский городской суд Амурской области, решением которого от 27.07.2016 было отказано в удовлетворении требований. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 28.10.2016 решение Благовещенского городского суда от 27.07.2016 отменено, за истцом признано право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, по последнему перед увольнением месту военной службы.
В 2017г. истец обратился к ответчику с пакетом документов, необходимых для постановки на соответствующий учет. Решением № 2199 от 25.08.2017 в постановке на учет было отказано по причине отсутствия сведений в автоматизированной базе учета о признании нуждающимся в получении жилого помещения в Благовещенской КЭЧ района. С данным решением истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Просит признать его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, обязать ответчика внести сведения в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях с 10.02.2003.
В судебное заседание истец не явился, о месте и времени слушания дела извещен, причины неявки суду не сообщил, ходатайств не заявлял. Суд определил, рассмотреть дело в его отсутствие, в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ.
Представитель истца Геевский К.В. требования поддержал по указанным в иске основаниям. Суду дополнительно пояснил, что истец был поставлен на учет в 2003г., а в 2007г. незаконно исключен из списков и снят с учета. Данное решение было оспорено, судебным решением подтверждено право Кузнецова Г.П. состоять на учете нуждающихся. В качестве основания для отказа ответчика в постановке на учет истца указано отсутствие сведений в компьютерной базе учета. Полагает, что данные сведения отсутствуют именно из-за незаконного снятия Кузнецова В.Г. Просил заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Глушак Я.А. иск не признала, поддержав доводы, приведенные в ответе истцу. Суду пояснила, что был нарушен механизм и процедура постановки истца на учет. Кузнецов Г.П. обратился с заявлением о принятии на учет спустя 10 лет после увольнения. Решение, на которое ссылается истец, не затрагивает права ответчика. Просила в иске отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 26.10.2016 установлено, что Кузнецов Г.П. в звании майора в должности командира роты отделения подготовки офицеров запаса Дальневосточного высшего военного командного училища (военного института) до 01 октября 2014 года (до проведения организационно-штатных мероприятий) уволен с зачислением в запас приказом главнокомандующего сухопутными войсками № 12 от 12 февраля 2007 года, в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (пп. «в» п.2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Согласно выписке из приказа № 12 от 12 февраля 2007 года, выслуга лет Кузнецова Г.П. составила 20 лет 5 месяцев, в льготном исчислении - 27 лет 4 месяца.
Из выписки из приказа № 53 от 26 марта 2007 года, следует, что Кузнецов Г.П. с 09.04.2007 исключен из списков личного состава училища, снят со всех видов обеспечения.
Поскольку Кузнецов Г.П. на момент увольнения с военной службы имел выслугу лет в календарном исчислении 20 лет 07 месяцев 25 дней, у истца к моменту подачи им заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения и до его увольнения со службы возникло право на обеспечение жильем.
Таким образом, за Кузнецовым Г.П. было признано право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по последнему перед увольнением месту военной службы в Дальневосточном высшем военному командном училище филиала ФГКВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ».
Апелляционное определение вступило в законную силу 28.10.2016г.
Жилищные правоотношения с участием военнослужащих и членов их семьи регулируются нормами Жилищного кодекса РФ и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ним указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 5 Жилищного кодекса РФ).
Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Как установлено судом, Кузнецов Г.П. с 10.02.2003 состоял в списках очередников-военнослужащих на получение жилого помещения по последнему месту службы - в Дальневосточном высшем военному командном училище филиала ФГКВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ».
Решение жилищной комиссии Дальневосточного высшего военного командного училища филиала ФГКВОУ ВПО «Военный учебно-научный центр сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ» от 29.05.2007 об исключении Кузнецова Г.П. из списков военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения, апелляционным определением Амурского областного суда от 26.10.2016 признано незаконным.
В период прохождения военной службы Кузнецову Г.П. служебное жилое помещение не предоставлялось (л.д. 39). В личном деле имеются сведения о постановке его на учет в качестве безквартирного военнослужащего по категории «постоянное».
Кузнецов Г.П. не имеет жилых помещений на праве собственности, что подтверждается выписками из ЕГРН от 24.08.2017, 31.03.2017, 27.06.2017 (л.д. 30, 41, 48).
Истец с 08.12.2000г. зарегистрирован по адресу: <адрес>, что является адресом ДВОКУ им.Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского МО РФ.
Судом установлено, что 13.12.2016 Кузнецов Г.П. обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на состав семьи 1 человек (л.д. 32-33).
Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» № 2199 от 25.08.2017 Кузнецову Г.П. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отказано (л.д. 37).
В сообщении ФГКУ «Востокрегионжилье» № 27/2/21150 от 05.09.2017 указано, что по архивным сведениям Благовещенской КЭЧ района, переданным при ликвидации, истец не состоял на учете нуждающихся в получении постоянного жилого помещения, документы, оформленные в порядке и комплектности, установленной Приказом, в архив управления не переданы, в связи с чем, основания для признания нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма отсутствуют. Кроме того, наличие судебных актов при отсутствии сведений о признании нуждающимся в Благовещенской КЭЧ района не дает право Управлению принять истца на соответствующий учет.
Реализуя правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе выделение денежных средств на приобретение жилых помещений.
В силу статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие при увольнении и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на обеспечение жилым помещением.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма производится гражданам, нуждающимся в них.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статуса военнослужащих» указывается, что гарантированное статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы.
Так, датой первоначальной постановки истца на учет нуждающихся в жилом помещении, является 10.03.2003.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшению жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» и приказом МО РФ № 80 от 15.02.2000 г. «О порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ» до 1 января 2005 г., функции по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем военнослужащих по избранному ими после увольнения с военной службы постоянному месту жительства осуществлялось органами местного самоуправления.
Порядок постановки военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещения на момент увольнения истца определялся положениями Приказа Министра обороны РФ «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ» от 15.02.2000 № 80.
В соответствии с данным Приказом, ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществлялось жилищными комиссиями воинских частей и довольствующих КЭЧ районов при наличии рапорта военнослужащего, пакета документов в порядке и комплектности, установленной приказом (п. 26 Приказа).
При признании военнослужащего нуждающимся в получении постоянного жилого помещения в избранном месте жительства, КЭЧ района заводила карточку компьютерного учета, в которой содержалась информация на военнослужащего. Одновременно все сведения о военнослужащем вносились в автоматизированную систему учета АИС «Учет».
Кузнецов Г.П. был уволен из рядов вооруженных сил и исключен из списков части 26.03.2007. Следовательно, в соответствии с нормативно-правовыми документами, действующими на момент увольнения истца из Вооруженных Сил РФ, учет военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей, установление очередности на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий по избранному месту жительства входило в компетенцию Министерства Обороны.
На момент увольнения истец жилым помещением по установленным нормам обеспечен не был, в собственности жилых помещений не имеет, действий по намеренному ухудшению жилищных условий не предпринимал.
Как следует из карточки учета жилой площади (л.д.13), сведений военного комиссариата Амурской области от 30.06.2016г., Кузнецов Г.П. был признан нуждающимся и поставлен на учет на получение жилого помещения, что также подтверждает выписка из протокола №2 заседания жилищной комиссии от 29.05.2007г. и нашло отражение в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 28.10.2016г.
Письмом от 05.09.2017 № 27/2/21150 с приложением решения № 2199 от 25.08.2017, ответчик сообщил истцу об отсутствии оснований для его обеспечения жилым помещением, в связи с отсутствием сведений о нахождении истца на учете нуждающихся в получении жилого помещения.
Вместе с тем, порядок реализации военнослужащими права на получение жилья на момент подачи истцом рапорта о включении его в списки нуждающихся в получении жилого помещения был урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1054 от 06.09.1998, согласно которым (пункты 12, 13, 16), ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению, жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами, и военными комиссариатами в определенном порядке, сводящемся к обязанности органов местного самоуправления регистрировать и ставить на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом.
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что на основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед уполномоченным органом о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления.
Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган.
К дате увольнения истца из ВС РФ 26.03.2007 полномочия по постановке на учет и ведению реестра военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения, были переданы в соответствующий орган МО РФ.
Материалами дела подтверждено, что рапорт истца о признании его нуждающимся в жилье, поданный до увольнения с военной службы, рассмотрен в установленном порядке, жилищной комиссией принято решение о включении Кузнецова Г.П. в списки военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений. Последующее решение заседания жилищной комиссии Дальневосточного высшего военного командного училища от 29.05.2007г., которое судом было признано незаконным, свидетельствует об исключении из базы данных учета сведений об истце. Соответственно, такие данные не могли быть переданы в ФГКУ «ВРУЖО» при передаче последнему полномочий по ведению реестров учета военнослужащих.
При установленных обстоятельствах, отсутствие надлежащего оформления и контроля за передачей уполномоченному органу соответствующих документов, не может быть поставлено в вину истцу и препятствовать реализации его прав.
Кроме того, при наличии судебного акта, которым за Кузнецовым Г.П. ранее уже было признано право состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, отказ ФГКУ «Востокрегионжилье» в принятии истца на соответствующий учет признается судом незаконным и необоснованным.
Лишение истца в такой ситуации права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении свидетельствует о нарушении его прав.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истец, имея право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, при отсутствии доказательств обеспечения жилым помещением, является нуждающимся в получении жилого помещения. Следовательно, требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ 10.02.2003, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 14.03.2018.
░░░░░ /░░░░░░░/
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ №2-406/2018 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░