Дело № 2 –329/2019 УИД: 66RS0060-01-2019-000392-58
Решение изготовлено в окончательной форме 12.08.2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 августа 2019 года п.г.т. Шаля Свердловской области
Шалинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Ярославцева В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рогожниковой В.А.,
с участием помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Вылегжаниной А.В.,
представителя ответчика – главы Чусовской сельской администрации Прохорова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Чусовской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа об обязании совершить действия, направленные на соблюдение требований законодательства в области дорожной деятельности
у с т а н о в и л
Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился в суд с иском к Чусовской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности исполнения законодательства в области дорожной деятельности.
Свой иск прокурор мотивировал тем, что в ходе проверки исполнения законодательства в области дорожной деятельности на территории Шалинского городского округа, установлено, что в нарушение ст.ст. 2, 3, 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 6-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 6 п. 1 ст. 6 Устава Шалинского городского округа; п. 8.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», на территории Чусовской сельской администрации зимнее содержание съезда с автомобильной дороги к жилым домам № 29, 31, 33 по ул. Первомайской в с. Чусовое Шалинского городского округа не осуществляется. Данное нарушение подтверждается актом проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения от 05.07.2019.
Указанные автодороги находятся в границах муниципального образования «Шалинскии городской округ», являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения и включены в перечень автомобильных дорог общего пользования Шалинского городского округа.
Указанное обстоятельство не позволяет движение транспортных средств в зимний период к жилым домам № 29, 31, 33 по ул. Первомайской в с. Чусовое Шалинского городского округа.
По этим основаниям просит обязать ответчика в разумный срок, но не позднее 3 месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу, организовать работу по очистке снега и зимней скользкости в зимний период времени на съезде с автомобильной дороги по ул. Первомайской в с. Чусовое Шалинского городского округа к жилым домам № 29, 31, 33 по ул. Первомайской в с. Чусовое Шалинского городского округа в соответствии с проектом организации дорожной движения улично-дорожной сети с. Чусовое, утвержденный главой Чусовской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа от 16.03.2017, пунктом 8.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Шалинского района Свердловской области Вылегжанина А.В. иск поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям. В обоснование иска она указала, что данные нарушения были обнаружены в ходе проводившейся прокуратурой Шалинского района проверки соблюдения законодательства в сфере содержания автомобильных дорог в Шалинском городском округе. В соответствии с пунктом 3.1 положения о Чусовской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа, утвержденного решением Думы Шалинского городского округа от 21.03.2013 № 124, к полномочиям Чусовской сельской администрации на подведомственной территории относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Выявленные нарушения затрагивают права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Шалинского городского округа, и жителей иных населенных пунктов, пользующихся указанной автомобильной дорогой. Обязанность по организации указанных в исковых требованиях работ относится к компетенции ответчика.
Представитель ответчика – глава Чусовской сельской администрации Прохоров В.А. исковые требования не признал в полном объеме. При этом пояснил, что обязанность по устранению данных недостатков не относится к их компетенции. В указанном месте действительно зимнее содержание съезда с автомобильной дороги администрацией не осуществляется в связи с тем, что данные съезды не относятся к дорогам общего пользования и отсутствует в соответствующем Перечне. В связи с этим, содержание данного съезда не может быть предусмотрено за счет средств бюджета Шалинского городского округа. Содержание съездов с автомобильных дорог общего пользования к домам должно осуществляться самостоятельно собственниками указанных домов.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Из акта проверки от 05.07.2019 (л.д.15), проекта организации дорожного движения на улично-дорожной сети с. Чусовое (л.д.20-30), фотографий (л.д.16-19), выписки из Реестра муниципального имущества Шалинского городского округа (л.д.34-38) видно, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах с. Чусовое, выявлены недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а именно: не организована работа по очистке снега и зимней скользкости в зимний период времени на съезде с автомобильной дороги по ул.Первомайской в с. Чусовое Шалинского городского округа к жилым домам № 29, 31, 33 по ул. Первомайской в с. Чусовое Шалинского городского округа.
Представителем ответчика указанный факт не оспаривался.
Из представленных доказательств видно, что съезд с автомобильной дороги по ул. Первомайской в с. Чусовое Шалинского городского округа к жилым домам № 29, 31, 33 является муниципальной собственностью и находится в составе муниципальной казны Шалинского городского округа (л.д.26-27).
В соответствии с п. 6, п. 7, п. 12 ст. 3, п. 11 ст. 5, п. 9 ст. 6, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Владельцами автомобильных дорог могут быть, в том числе, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Содержание автомобильной дороги включает в себя также организация и обеспечение безопасности дорожного движения.
В силу п. 9 ст. 6, п. 1 ст. 13 настоящего Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктом 1 ст. 13 указанного Закона - к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе: утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с ч. 2 ст. 12, ст. 13 этого же Федерального закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, представляют информацию участникам дорожного движения о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 2 п. 3.1 Положения о Чусовской сельской администрации администрации Шалинского городского округа, утвержденного Решением Думы Шалинского городского округа от 21.03.2013 № 124, к полномочиям Чусовской сельской администрации, в том числе относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них (л.д.39-41).
Пунктом 8.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» установлено, что на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.
На основании изложенного, обязанность по организации работы по очистке снега и зимней скользкости в зимний период времени на съезде с автомобильной дороги по ул. Первомайской в с. Чусовое Шалинского городского округа к жилым домам № 29, 31, 33 по ул. Первомайской, лежит на ответчике.
Данные положения законодательства подтверждает доводы истца о необходимости возложения на ответчика обязанности совершить действия, направленные на соблюдение требований законодательства о безопасности дорожного движения и дают основания для удовлетворения исковых требований.
Предложенный истцом срок исполнения решения суда суд находит разумным и обоснованным.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено нарушение прав неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения на дорогах населенного пункта, как проживающих на территории с. Чусовое, так и жителей иных населенных пунктов, пользующихся указанной автомобильной дорогой.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Чусовской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности исполнения законодательства в области дорожной деятельности, подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет местного бюджета, поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, как и истец при подаче иска, подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 103, 194, 197, 198, 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Иск прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Чусовской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа об обязании совершить действия, направленные на соблюдение требований законодательства в области дорожной деятельности, удовлетворить.
Возложить на Чусовскую сельскую администрацию Администрации Шалинского городского округа, обязанность в разумный срок, но не позднее 3 месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу, организовать работу по очистке снега и зимней скользкости в зимний период времени на съезде с автомобильной дороги по ул. Первомайской в с. Чусовое Шалинского городского округа к жилым домам № 29, 31, 33 по ул.Первомайской в с. Чусовое Шалинского городского округа в соответствии с проектом организации дорожной движения улично-дорожной сети с. Чусовое, утвержденный главой Чусовской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа от 16.03.2017, пунктом 8.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья В.Е. Ярославцев