Судья: Каминский Э.С. дело № 33а-17185/2018
учет № 120а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 ноября 2018 года г.Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И.
судей Гафиятуллина Ш.Ш., Сайдашевой Э.Р.
при секретаре судебного заседания Кадыровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 1 августа 2018 года, которым постановлено: административное исковое заявление акционерного общества «Тандер» удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство торгово-развлекательного комплекса) площадью 20 003 квадратных метра, имеющего кадастровый номер .... расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 29 187 414 (двадцать девять миллионов сто восемьдесят семь тысяч четыреста четырнадцать) рублей,
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: крупные торговые комплексы) площадью 20 322 квадратных метра, имеющего кадастровый номер ...., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 59 276 353 (пятьдесят девять миллионов двести семьдесят шесть тысяч триста пятьдесят три) рубля;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под торгово-развлекательным комплексом) площадью 6 988 квадратных метров, имеющего кадастровый номер ...., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 17 734 259 (семнадцать миллионов семьсот тридцать четыре тысячи двести пятьдесят девять) рублей;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и эксплуатации нежилого здания торгового комплекса) площадью 10 754 квадратных метра, имеющего кадастровый номер ...., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 2 августа 2016 года в размере 18 574 107 (восемнадцать миллионов пятьсот семьдесят четыре тысячи сто семь) рублей;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и эксплуатации нежилого здания торгового комплекса) площадью 12 730 квадратных метров, имеющего кадастровый номер ...., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 2 августа 2016 года в размере 21 987 017 (двадцать один миллион девятьсот восемьдесят семь тысяч семнадцать) рублей;
нежилого здания – гипермаркет «Магнит», имеющего кадастровый номер ...., площадью 15 357,1 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 435 293 029 (четыреста тридцать пять миллионов двести девяносто три тысячи двадцать девять) рублей;
нежилого здания, имеющего кадастровый номер ...., площадью 5 713,9 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 февраля 2014 года в размере 137 907 574 (сто тридцать семь миллионов девятьсот семь тысяч пятьсот семьдесят четыре) рубля.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором акционерным обществом «Тандер», подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 24 октября 2017 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного истца, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Акционерное общество «Тандер» (далее – АО «Тандер») обратилось в суд с административным иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В обоснование иска указало, что АО «Тандер» является собственником вышеуказанных объектов недвижимости.
Представитель АО «Тандер» просил установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами .... в размере 23 920 000 рублей, 28 350 000 рублей, 9 390 000 рублей соответственно, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года, объекта недвижимости с кадастровым номером .... в размере 336 650 000 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года, объекта недвижимости с кадастровым номером с кадастровым номером .... в размере 157 980 000 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 февраля 2014 года, земельных участков с кадастровыми номерами .... в размере 17 950 000 рублей и 21 250 000 рублей соответственно, равной их рыночной стоимости по состоянию на 2 августа 2016 года.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан административный иск не признал.
Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с ч.1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании ч. 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлены отчеты .... от 31 августа 2017 года, составленные оценщиком ФИО5, осуществляющим свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, согласно которым рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами .... по состоянию на 1 января 2015 года составила 23 920 000 рублей, 28 350 000 рублей, 9 390 000 рублей соответственно, земельных участков с кадастровыми номерами .... по состоянию на 2 августа 2016 года - 18 574 107 рублей и 21 987 017 рублей соответственно, объектов капитального строительства с кадастровым номером .... по состоянию на 1 января 2014 года - 435 293 029 рублей, с кадастровым номером .... по состоянию на 6 февраля 2014 года - 157 980 000 рублей.
По ходатайству представителя административного истца судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости объектов недвижимости, соответствия вышеуказанных отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости объектов недвижимости, в отношении которых утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.
Эксперт определил рыночную стоимость спорных объектов недвижимости в следующем размере: земельных участков с кадастровыми номерами .... по состоянию на 1 января 2015 года - 29 187 414 рублей, 59 276 353 рублей, 17 734 259 рублей соответственно, земельных участков с кадастровыми номерами .... по состоянию на 2 августа 2016 года - 17 950 000 рублей и 21 250 000 рублей соответственно; объектов капитального строительства с кадастровым номером .... по состоянию на 1 января 2014 года - 336 650 000 рублей, с кадастровым номером .... по состоянию на 6 февраля 2014 года - 137 907 574 рублей.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что представленные административным истцом отчеты о рыночной стоимости объектов недвижимости не соответствуют требованиям закона, в связи с чем, не могут быть положены в основу решения, при этом, административным ответчиком не представлены доказательства об иной их рыночной стоимости, поэтому суд взял за основу заключение .... от 3 мая 2018 года эксперта федерального бюджетного учреждения «Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы» Министерства юстиции Российской Федерации указав, что оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности и установил рыночную стоимость в соответствии с данным заключением.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом, поскольку он основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии заключения судебной экспертизы требованиям федерального законодательства, не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка. Кроме того, административный ответчик не представил суду допустимых доказательств об иной рыночной стоимости объектов недвижимости.
Другие доводы жалобы были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 1 августа 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи