Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2154/2020 ~ М-1990/2020 от 18.06.2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 июня 2020 года                                г.Самара                     

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Ивановой А.И.,

при секретаре Ахметовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2154/2020 по административному исковому заявлению Матвеева Михаила Николаевича к Главе г.о.Самара, Администрации г.о.Самара, Департаменту по вопросам общественной безопасности Самарской области об оспаривании решения, связанного с согласованием публичного мероприятия,

установил:

Матвеев М.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Главе г.о.Самара, Администрации г.о. Самара, Департаменту по вопросам общественной безопасности Самарской области об оспаривании решения, связанного с согласованием публичного мероприятия.

В обоснование заявления указано, что 15.06.2020 Матвеевым М.Н. как организатором и Барановой Н.П., Зимаровым В.М., Горловым С.С. как уполномоченными лицами подано в адрес Главы г.о.Самара Лапушкиной Е.В. и Департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области уведомление о проведении 28.06.2020 либо 01.07.2020 с 11-00 до 14-00, либо 29 или 30 июня 2020 г. с 18.00 до 21.00 публичного мероприятия в форме демонстрации и митинга с предполагаемым количеством участников 1000 человек в г.Самара, сбор на пл.Героев 21 армии, движение по пр.Ленина до ул.Полевой, далее по ул.Полевой до ул.Молодогвардейской, далее по ул.Молодогвардейской до пл.Славы с проведением там митинга с использованием в качестве трибуны ступеней, ведущих с площади в Правительство Самарской области, либо ступеней между площадью и верхней террасой. Уведомление было подано в два адреса, т.к. место проведения демонстрации проходит по составной территории, уведомление на проведение публичных мероприятий на которой в соответствии с региональным законодательством - п.6 ч.2 ст.3 Закона Самарской области от 06.04.2005 г. №105-ГД одновременно рассматривает глава местной администрации го.Самара (по пл.Героев 21 Армии, пр.Ленина, ул. Полевой и ул. Молодогвардейской до ул.Маяковского) и Департамент по вопросам общественной безопасности Самарской области (от ул.Маяковского до пл.Славы), а также на пл.Славы.

В своих ответах от 16.06.2020 и 17.06.2020 административные ответчики не согласовали заявленное публичное мероприятие по указанному месту проведения, указав идентичные основания, что согласно Постановлению Губернатора Самарской области от 03.04.2020 №70 и Постановлению Администрации г.о.Самара от 18.03.2020 №164 в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции ограничено проведение на территории Самарской области и г.Самары театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий.

Данное решение считает незаконным, указывает, что приведенные в нем основания не предусмотрены Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон о публичных мероприятиях). Кроме того, в цитируемых постановлениях органов исполнительной власти речь идёт о массовых мероприятиях, а не публичных. Публичные мероприятия регулируются указанным Законом о публичных мероприятиях, культурно-массовые, театрально-зрелищные, спортивные и иные массовые мероприятия регулируются иными нормами. Применение к публичным мероприятиям, основанным на нормах статьи 31 Конституции, норм, распространяемых на массовые мероприятия, незаконно. Пленум Верховного суда РФ разъяснил, что массовые мероприятия (ярмарки, культурно-массового мероприятия и т.д.) не относятся по смыслу Закона о публичных мероприятиях к публичному мероприятию.

Согласно действующим на момент изготовления оспариваемых ответов ответчиков и в настоящее время ограничениям в связи с Ковид-19 в Самарской области, они введены на срок до 23.06.2020, заявленные же публичные мероприятия состоятся в период с 28 июня по 1 июля, т.е. за пределами ограничений, на которые ссылаются ответчики.

Также общеизвестно, что на 24.06.2020 в Самаре на пл.Куйбышева намечено проведение массового мероприятия - парада, а на 01.07.2020 - всенародного голосования по поправкам в Конституцию, что, по мнению административного истца, доказывает возможность проведения в указанный период иных массовых и публичных мероприятий, иное свидетельствовало бы о нарушении равенства прав, гарантированных статьей 19 Конституции России.

Ссылаясь на изложенное просит:

1. Признать необоснованным и незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы Матвеева М.Н., Барановой Н.П., Зимарова В.М., Горлова С.С. несогласование Администрацией городского округа Самара, Главой г.о.Самара и Департаментом по вопросам общественной безопасности Самарской области публичного мероприятия Матвееву М.Н. 28 июня 2020 г., либо 1 июля 2020 г. с 11-00 до 14-00, либо 29 или 30 июня 2020 г. с 18.00 до 21.00 публичного мероприятия в форме демонстрации и митинга с предполагаемым количеством участников 1000 человек в г.Самара, сбор на пл.Геров 21 армии, движение по пр.Ленина до ул.Полевой, далее по ул.Полевой до ул.Молодогвардейской, далее по ул.Молодогвардейской до пл.Славы с проведением там митинга с использованием в качестве трибуны ступеней, ведущих с площади в Правительство Самарской области, либо ступеней между площадью и верхней террасой.

2. Обязать Главу городского округа Самара, Администрацию городского округа Самара, Департамент по вопросам общественной безопасности Самарской области не препятствовать проведению вышеуказанного публичного мероприятия.

3. Обратить решение к немедленному исполнению.

В судебном заседании административный истец Матвеев М.Н. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, дополнительно ссылался на то, что федеральный закон, ограничивающий право граждан на свободу мирных собраний, отсутствует, запрет на проведение публичных мероприятий введен нормативными правовыми актами органов власти нижестоящего уровня, режим чрезвычайной ситуации не вводился, конкретное время проведения публичного мероприятия не предлагалось.

Представитель Главы г.о.Самара и Администрации г.о.Самара – Володина М.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований по мотивам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель Департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области по доверенности – Белоусов А.А. просил в удовлетворении требования отказать, полагая решение административных ответчиков законным и обоснованным.

Заинтересованные лица Баранова Н.П., Зимаров В.М., Горлов С.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, от Барановой Н.П. и Горлова С.С. поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет требование гражданина, если признает, что оспариваемые решения, действия органа местного самоуправления не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии таких обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении административного иска (пункт 2).

Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии со статьей 3 Закона о публичных мероприятиях проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия.

В силу пункта 7 статьи 2 Закона о публичных мероприятиях информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка сообщается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления посредством уведомления о проведении публичного мероприятия.

Согласно статье 7 указанного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Согласно части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его доведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12).

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" разъяснено, что не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, включая направление письменного мотивированного предупреждения о том, что организатор публичного мероприятия и его участники могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке в случае нарушения ими при проведении публичного мероприятия требований Конституции Российской Федерации и (или) запретов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации (далее - мотивированное предупреждение). Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).

При рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействий), связанных с проведением согласительных процедур, судам следует исходить из того, что вмешательство органа публичной власти в право проведения мирных публичных мероприятий должно основываться на законе, быть необходимым и соразмерным преследуемой этим органом правомерной цели.

С учетом этого суду в каждом конкретном случае надлежит исследовать все выдвигаемые органом публичной власти доводы и представленные им доказательства, а также оценивать их на предмет наличия относимых и достаточных оснований для осуществленного вмешательства (пункт 9).

Предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (пункт 2 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях) (пункт 12).

Из материалов дела следует, что 15.06.2020 в Администрацию городского округа Самара и Департамент по вопросам общественной безопасности Самарской области от Матвеева М.Н., Барановой Н.П., Зимарова В.М., Горлова С.С. поступило уведомление о проведении 28.06.2020 либо 01.07.2020 с 11.00 до 14.00, либо 29 или 30 июня 2020 г. с 18.00 до 21.00 публичного мероприятия в форме демонстрации и митинга с предполагаемым количеством участников 1000 человек в г.Самара с целью оценки работы Правительства Самарской области в период пандемии, выражения мнений о ткущих социально-экономических и политических событиях, включая голосование по поправкам в Конституцию РФ, выражения протеста против ухудшения жизни народа и наступления на демократию, политических репрессий в отношении оппозиции, поддержки КПРФ и народно-патриотических сил. Место проведения публичного мероприятия: г.Самара, сбор на площади Героев 21 армии, движение по тротуару, дублеру либо проезжей части проспекта Ленина до ул.Полевой, далее по тротуару либо проезжей части ул.Полевой до ул.Молодогвардейской, далее по тротуару либо проезжей части ул.Молодогвардейской до пл.Славы с проведением там митинга с использованием в качестве трибуны ступеней, ведущих с площади в Правительство Самарской области, либо ступеней между площадью и верхней террасой.

Письмом Администрации г.о.Самара от 17.06.2020 №06-17/311-62 и письмом Департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области от 16.06.2020 №4/842 заявителям сообщено о невозможности согласования проведения публичного мероприятия на том основании, что Постановлением Губернатора Самарской области от 03.04.2020 №70 и Постановлением Администрации г.о.Самара от 18.03.2020 №164 в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции ограничено/запрещено до особого распоряжения проведение на территории Самарской области и г.Самары театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий. Предложено подать уведомление о проведении публичного мероприятия после отмены указанных ограничений.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 апреля 2009 г. N 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу п. 2 ст. 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 г. по делу "М. против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 г. по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от 20 февраля 2003 г. по делу "Джавит Ан (Djavit An) против Турции").

Статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в числе прочего: принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подп. «а» п.1); принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подп. «м» п.1); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта (подп. «у» п.1); с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона (подп. «ф» п.1).

На основании указанных положений федерального законодательства Постановлением Губернатора Самарской области от 16.03.2020 N 39 на территории Самарской области введен режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.

Постановлением Губернатора Самарской области от 03.04.2020 N 70 «Об ограничительных и иных мероприятиях по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области и внесении изменений в постановление Губернатора Самарской области от 16.03.2020 N 39 "О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» введен комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В том числе ограничено до особого распоряжения проведение на территории Самарской области театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий (пункт 2.4).

Также в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлением Главного государственного санитарного врача по Самарской области от 09.03.2020 N 6-П "О введении ограничительных мероприятий в период эпидемического подъема заболеваемости ОРВИ и гриппом в Самарской области", постановлением Губернатора Самарской области от 16.03.2020 N39, Администрацией городского округа Самара принято постановление от 18.03.2020 N64 "О введении ограничительных мероприятий, направленных на предотвращение распространения на территории городского округа Самара заболеваемости гриппом, ОРВИ и новой коронавирусной инфекцией, вызванной 2019-nCoV", которым установлен запрет до особого распоряжения на проведение в городском округе Самара спортивных, культурных и иных массовых мероприятий.

Установлено и не оспаривается сторонами, что на момент рассмотрения уведомления о проведения публичного мероприятия особое распоряжение о снятии запрета на проведение массовых мероприятий не принято.

При таком положении административными ответчиками принято единственно возможное решение о невозможности согласования проведения публичного мероприятия в заявленное время и обоснованно предложено подать уведомление о проведении публичного мероприятия после отмены указанных ограничений.

Вопреки доводам административного истца, данное решение не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия, так как содержит предложение о проведении публичного мероприятия в иное время. Отсутствие указания на конкретное время проведения мероприятия обусловлено объективными причинами.

Оспариваемое решение административных ответчиков является мотивированным, содержит конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения мероприятия в заявленное время в связи с необходимостью защиты здоровья граждан в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

Доводы административного истца о том, что право граждан на свободу мирных собраний ограничено нормативными правовыми актами уровня ниже федерального закона, подлежат отклонению, так как указанные нормативные правовые акты приняты на основании и во исполнение положений федерального законодательства, при этом направлены на защиту приоритетного права граждан на охрану здоровья.

Доводы о том, что установленный названными выше нормативными правовыми актами запрет распространяется только на массовые мероприятия, которые по смыслу Закона о публичных мероприятиях не относятся к публичным мероприятиям, лишены оснований. Установленные ограничения распространяются на любые мероприятия с массовым пребыванием людей именно ввиду повышенного риска распространения инфекции. Публичные мероприятия в виде демонстрации, митинга или шествия в силу закона и по своей форме предполагают массовое присутствие или прохождение людей, соответственно, введенные ограничения распространяются и на них.

То обстоятельство, что на момент изготовления оспариваемых ответов ограничительные меры установлены лишь до 23.06.2020, не имеет значения, так как запрет на проведение массовых мероприятий ограничен не конкретной датой, а принятием особого распоряжения.

Доводы о том, что введение ограничений возможно только в условиях режима чрезвычайной ситуации, основаны на неправильном толковании приведенных нормативных правовых актов, из которых следует, что обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения, и как следствие, ограничения, могут вводиться как при введении режима чрезвычайной ситуации, так и режима повышенной готовности.

Ссылка административного истца на проведение 24.06.2020 и 01.07.2020 мероприятий массового характера - парада и всенародного голосования, не влияет на правовые основания разрешения настоящего спора. Проведение названных мероприятий от административных ответчиков не зависит, осуществляется на основании нормативных правовых актов иного уровня, тогда как административные ответчики при принятии оспариваемого решения руководствовались действующим региональным законодательством.

Учитывая изложенное, суд считает, что правовых и фактических оснований для признания незаконным решения административных ответчиков не имеется, поскольку оно принято в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, с учетом сложившейся ситуации, связанной с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, в целях защиты здоровья граждан, и само по себе права административного истца не нарушает, в связи с чем в удовлетворении административного иска следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Матвеева Михаила Николаевича к Главе г.о. Самара, Администрации г.о.Самара, Департаменту по вопросам общественной безопасности Самарской области – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19 июня 2020 года.

Судья                (подпись)                А.И. Иванова

Копия верна: судья

2а-2154/2020 ~ М-1990/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Матвеев М.Н.
Ответчики
Глава г.о. Самара Лапушкина Е.В.
Департамент по вопросам общественной безопасности Самарской области
Администрация г.о. Самара
Другие
Баранова Н.П.
Евдокимова Мария
Горлов С.С.
Зимаров В.М.
Белоусов Андрей Александрович
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
18.06.2020Регистрация административного искового заявления
18.06.2020Передача материалов судье
18.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2020Судебное заседание
19.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее