Решение по делу № 2-118/2014 ~ 6.1-23/2014 от 20.01.2014

дело № 2-118/14                                                                                                                                      РЕШЕНИЕ                                        Именем Российской Федерации

27 января 2014 года      Ширинский районный суд                    с. Шира

В составе: председательствующий - судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А., при секретаре Переясловой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Ширинского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Коммунаровского сельсовета,

                                                    УСТАНОВИЛ:

Прокурор, обосновывая заявленные требования, пояснил в заявлении, что в <адрес> проезжая часть дороги по <данные изъяты>, не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, поскольку, в нарушение требований п.п.3.1.6 и 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93, на ней имеется зимняя скользкость. Поскольку содержание автодорог в границах населенного пункта законом возложена на соответствующий орган самоуправления поселения, в данном случае - на администрацию Коммунаровского сельсовета, то прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит признать бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автодорог, неправомерным, и обязать его устранить имеющиеся нарушения.

В судебном заседании прокурор, в лице помощника прокурора Ширинского района Гранкина Д.А., требования поддержал в полном объеме.

Представитель привлеченного к участию в деле заинтересованного лица, чьё бездействие обжалуется - глава Коммунаровского сельсовета Батурин С.И. в судебном заседании пояснил, что указываемый прокурором факт наличия зимней скользкости он не оспаривает, однако у органа местного самоуправления отсутствуют денежные средства для его устранения.

Представитель заинтересованного лица - ОГИБДД ОМВД России по Ширинскому району, извещённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления, в судебном заседании отсутствовал, доводов и соображений по существу заявленных требований со стороны данного заинтересованного лица суду представлено не было.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", разъясняет, что на основании ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Как отражено в п. 1 вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Согласно статье 12 Конституции РФ, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В силу п.п.5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (часть 2 статьи 12 Закона).

Согласно п. 9 ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

В соответствии с п. 8 ст. 6 данного Федерального закона, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В ст. 3 того же Закона даны основные понятия, согласно которых автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ; пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

На основании Закона РХ от 10 декабря 2007 года № 94 - ЗРХ «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия, автомобильные дороги <адрес> находятся на балансе муниципального образования Коммунаровский сельсовет.

При таких обстоятельствах суд находит установленным о наличии у ответчика обязательства по содержанию автомобильных дорог в черте поселения - села Коммунар.

Согласно ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Пункт 3.1.6 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предусматривает, что сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик приведены в таблице 4 Требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. При этом нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ. Исходя из категории дорог в <адрес>, относящихся к группе «В», вышеуказанный срок в рассматриваемом случае составляет 6 часов.

Из пункта 3.1.17 этого ГОСТа следует, что на дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м. После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств.

Комиссией, в составе госинспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Ширинский» и Главы администрации Коммунаровского сельсовета, проведена проверка эксплуатационного состояния улично - дорожной сети в <адрес>, в результате которой выявлено, что проезжая часть <данные изъяты>, имеет стекловидную корку льда и не обработана противогололёдным материалом, имеются нарушения требований п.3.1.17 ГОСТ Р 50597-93.

В отношении выявленных нарушений составлены соответствующие акты от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Данные акты исследованы судом в судебном заседании в качестве доказательств ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления обязательства по содержанию автодорог в населенном пункте, оснований сомневаться в достоверности которых не имеется.

При таких обстоятельствах суд находит, что оспариваемое бездействие органа местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц, подобное бездействие нельзя признать законным, а потому заявленное прокурором требование, об обязанности органа местного самоуправления устранить нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения, основано на законе и обосновано по сути.

Отсутствие у муниципального образования денежных средств, необходимых для устранения нарушений законодательства, само по себе не имеет правового значения для установления правомерности и обоснованности заявленных требований и понуждения к устранению этих нарушений.

На основании ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав.

В силу требований ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Учитывая обстоятельства и причины неправомерного бездействия, а также условия, необходимые для исполнения рассматриваемого требования, с учётом принципа разумности, суд считает необходимым установить срок для восстановления нарушенного права истца, в течении пяти дней со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198, 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

                                                   Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Ширинского района удовлетворить.

Признать бездействие администрации Коммунаровского сельсовета выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию автодорог, неправомерным, и обязать администрацию Коммунаровского сельсовета, в течении <данные изъяты> дней со дня вступления решения в законную силу, в <адрес>, принять меры по очистке от зимней скользкости проезжей части дорог по <данные изъяты>.

На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня вынесения окончательного решения, т.е. с 01 февраля 2014 года.

Председательствующий:

                         судья     Ю.А. Ячменев

2-118/2014 ~ 6.1-23/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ширинскогго района
Другие
ОГИБДД ОМВД России по Ширинскому району
Администрация Коммунаровского сельсовета
Суд
Ширинский районный суд Республики Хакасия
Судья
Ячменев Ю. А.
Дело на сайте суда
sharinsky--hak.sudrf.ru
20.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.01.2014Передача материалов судье
21.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2014Подготовка дела (собеседование)
27.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2014Судебное заседание
01.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.02.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2014Дело оформлено
05.03.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее