РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 августа 2021 года г.Самара
Советский районный суд г.Самары в составе:
судьи Смоловой Е.К.,
при секретаре Зиминой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Гришина В.Н., Гришина Т.В., Сулеймановой А.А. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о понуждении к заключению договора,
установил:
Гришин В.Н., Гришин Т.В., Сулейманова А.А. обратились в суд с иском, в котором указали, что ООО «ЭкоСтройРесурс» в ноябре 2019 года направило досудебное уведомление по адресу: <адрес> (адрес регистрации Сулеймановой А.А.) о срочной оплате до ДД.ММ.ГГГГ задолжности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 14 569,83руб. по адресу: <адрес>. При этом плата за данную коммунальную услугу выставлялась с января 2019 года. В адрес ООО «ЭкоСтройРесурс» и Миэнерго и ЖКХ Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (вх.№) истцами были направлены возражения на досудебное уведомление, согласно которого, истцы обосновали позицию незаконного взыскания денежной суммы, однако до настоящего времени ООО «ЭкоСтройРесурс» продолжает направлять в адрес истцов квитанции об оплате задолжности, начиная с 01.01.2019г. В своем ответе на возражения истцов ООО «ЭкоСтройРесурс» от ДД.ММ.ГГГГ №аср-59/20 сообщило, что обязанность по внесению платы за помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение. Региональный оператор пояснил, что ближайшее место сбора ТКО находится по адресу: <адрес>. При этом ответчик умолчал, что ближайшая контейнерная площадка находится от <адрес> на расстоянии более 800 м, тогда как это расстояние должно быть не менее 20 м, но не более 100 м – Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 №64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10», п.8.2.5. Также ООО «ЭкоСтройРесурс» сообщило, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО с физическими лицами размещен на официальном сайте регионального оператора. Данный договор является публичной офертой и считается заключенным в соответствии с п.8(17) постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25.09.2008 №641». Истцы считают действия ответчика незаконными и необоснованными по следующим основаниям. Собственниками жилого дома по адресу: Барбошина поляна, 9 просека, 9 линия, <адрес>, участок 89а, являются Гришин В.В., Гришин Т.В. и Сулейманова А.А.. Мусора по вышеуказанному адресу не образовывали, так как региональный оператор и орган местного самоуправления не обеспечили их контейнерной площадной согласно Постановления №, Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, что не позволило проживать в жилом доме. ГГришин Т.В. является собственником квартиры по адресу: <адрес>, исправно оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Гришин В.Н. зарегистрирован по адресу: <адрес> оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Сулейманова А.А. является собственником квартиры по адресу: <адрес> также оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. По адресу: <адрес> не установлена контейнерная площадка, ближайшая контейнерная площадка находится на расстоянии свыше 800м от частного жилого дома по адресу: <адрес> предлагается ответчиком, что является грубым нарушением действующих нормативно-правовых актов по ТКО. Таким образом Регоператор выставляет плату за услугу «Обращение с ТКО» собственнику частного дома, вблизи которого отсутствует контейнерная площадка для накопления коммунальных отходов, то есть собственнику частного дома эта услуга фактически не оказывалась, но плата за нее продолжает взыматься, что является грубым нарушением п.148 (22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. Согласно п.148 указанных Правил № исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и производить расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительностью, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении. ООО «ЭкоСтройРесурс» фактически не вывозило ТКО с территории истцов каким-либо способом. Какого-либо оказания услуг со стороны ООО «ЭкоСтройРесур» по вывозу ТКО по адресу: <адрес> не было. В связи с отсутствием контейнерной площадки ответчик фактически и физически не мог оказывать услугу по вывозу ТКО с дома истцов. Несмотря на это ответчик продолжает начислять плату за вывоз ТКО. Он не предоставил Акты выполненных работ, в том числе и через уполномоченную организацию по вывозу ТКО, на территории до 100м от дома истцов с предоставлением подтверждения вывоза ТКО через спутниковую навигацию ГЛОНАС. В п.27 Правил обращения с ТКО обозначено, что с ДД.ММ.ГГГГ все транспортные средства-мусоровозы должны быть оборудованы средствами спутникового слежения – ГЛОНАС. На основании заключения № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Роспотребнадзора по <адрес> и письма от ДД.ММ.ГГГГ № Администрации Кировского внутригородского района г.о.Самара контейнерная площадка организована и действует с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, Барбошина поляна, 9 просека 9 линия <адрес> уч.89а. Данный адрес внесен в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировского внутригородского района г.о.Самара. По указанному адресу имеется наружная камера наблюдения прилегающей территории проезжей части и камера заезда на территорию, кроме того, напротив <адрес> также имеет 2 камеры наружного наблюдения проезжей части. С ДД.ММ.ГГГГ в нормативно правовые акты по обращению с отходами и жилищное законодательство внесены изменения, которые возложили напрямую обязанность приобретения, содержания, ремонта и замены контейнеров для ТКО на регионального оператора. Постановлением № внесены также изменения в Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в части включения в расходы РО по ТКО – затрат на приобретение, ремонт и содержание контейнеров для ТКО, а также на уборку мест погрузки ТКО. До настоящего времени вывоз ТКО с территории истцов не осуществляется. Сулейманова А.А. ДД.ММ.ГГГГ направила письмо ответчику с просьбой заключить договор на вывоз мусора с истцами по адресу: Барбошина поляна 9 просека 9 линия, <адрес> уч.89а, исходя из фактического накопления ТКО на их территории, а не по тарифу с квадратного метра частного жилого дома. Ответ не получен. Сулейманова А.А. ДД.ММ.ГГГГ направила ответчику письмо с просьбой прекратить начисление платы за коммунальную услугу с ТКО до фактического обеспечения сбора и траспортирования ТКО ответчиком с территории собственников земельного участка; отменить оплату за коммунальную услугу с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ и до фактического выполнения регоператором обязанности по вывозу ТКО с территории по адресу истцов. Ответ не был получен. Истцы полагают, что начисление ООО «ЭкоСтройРесур» платы за коммунальную услуг ТКО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и до фактического вывоза ТКО с территории по адресу: Барбошина поляна 9 просека 9 линия <адрес> уч.89а, является неправомерным и незаконным. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика была направлена заявка, по которой истцы просили согласовать вывоз ТКО с контейнерной площадки по адресу: Барбошина поляна 9 просека 9 линия <адрес> уч.89а, ежемесячно с 23 по 25 число, то есть 1 раз в месяц по фактическому количеству, а не по площади недвижимого имущества собственников. В случае необходимости большего вывоза ТКО с контейнерной площадки по адресу Барбошина поляна 9 просека 9 линия <адрес> уч.89а, сообщить ФИО ответственного лица и контактные данные для организации условия вывоза ТКО. В соответствии с п.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободы в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. В силу ст.445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. Отсутствие согласования условий договора оказания услуг, являющихся в силу ст.432 ГК РФ существенными, не дает оснований считать данный договор заключенным до принятия судебного решения по этим условиям. Ссылаясь на изложенное, истцы с учетом уточнений просили обязать ООО «ЭкоСтройРесурс» заключить с ФГришиным В.Н., Сулеймановой А.А., Гришиным Т.В., действующим в лице законного представителя Сулеймановой А.А., договор на оказание услуг по обращению с ТКО с физическими лицами на условиях, предложенных с ДД.ММ.ГГГГ истцами.
В судебном заседании истец Сулейманова А.А. уточненные требования поддержала в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился, представил письменные возражение, в иске просил отказать в полном объеме, дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Третье лицо Администрация Кировского внутригородского района городского округа Самара в судебное заседание представителя не направило, представило отзыв, против удовлетворения иска не возражало, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Выслушав явившегося участника процесса, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе и за обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
У собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Гришин В.Н., Гришин Т.В., Сулейманова А.А. являются собственниками жилого двухэтажного дома, общей площадью 292 кв.м. по адресу: <адрес>, по 1/3 доли каждый, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Министерство энергетики и жилищно - коммунального хозяйства заключило договор с ООО «ЭкоСтройРесурс» как с региональным оператором по обращению с отходами и данная организация с ДД.ММ.ГГГГ оказывает услуги по вывозу твердых коммунальных отходов.
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора были размещены на официальном сайте Регионального оператора 23.12.2018г. и одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (газета «Волжская Коммуна» от 25.12.2018г.).
В адрес Регионального оператора от истцов поступило заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО на бумажном носителе от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
На основании п. 4 ст. 13.4 Федерального закона РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также порядок ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил благоустройства мест (площадок) накопления ТКЛ и ведения их реестра».
Порядок включения мест (площадок) накопления ТКО в территориальную схему обращения с отходами Самарской области предусмотрен постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020г. № 471 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области».
В соответствии с п. 15.2 постановления Правительства Самарской области от 07.07.2020г. № 471 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области» включение уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области мест (площадок) накопления ТКО для раздельного накопления ТКО в Территориальную схему в соответствии с Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130, осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.
В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Закона № 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее - территориальная схема обращения с отходами).
Региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с ТКО с использованием сведений об источниках образования подлежащих транспортированию ТКО и местах их накопления в соответствии территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 №228.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также их включение в территориальную схему обращения с отходами предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее - Постановление Правительства РФ №1039).
В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1039 места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица. При этом места накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Таким образом, для создания мест накопления ТКО, а также их внесения в территориальную схему обращения с отходами, заинтересованному лицу необходимо обратиться в органы местного самоуправления с соответствующей заявкой.
Истцы обратились к Главе Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара ДД.ММ.ГГГГ с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией района контейнерная площадка по адресу<адрес> внесена в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировского внутригородского района городского округа Самара.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № информация передана в Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара для свода и размещения на сайте Администрации городского округа Самара, также информация направлена в ООО «ЭкоСтройРесурс».
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Роспотрбнадзора по Самарской области органом местного самоуправления направлена заявка о санитарно-эпидемиологическом заключении на площадку накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировского внутригородского района городского округа Самара по адресу: <адрес>
Заключение Управления Роспотрбнадзора по Самарской области о соответствии планируемой контейнерной площадки для сбора отходов ТКО требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе санитарным правилам СанПиН 2.1.7.3550-18 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» получено ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, рассматривая требования истцов, суд учитывает, что порядок определения нормативов накопления ТКО устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила определения нормативов накопления ТКО, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (далее- Правила/ Постановление Правительства № 269) устанавливают порядок определения нормативов накопления ТКО, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
Согласно п. 7 Правил, в целях определения нормативов проводятся замеры отходов.
По результатам замеров, проведенных городскими округами и муниципальными образованиями Самарской области были утверждены нормативы накопления ТКО двумя приказами: приказ от 19.12.2016 г. № 804 «Об утверждении нормативов накопления ТКО на территории Самарской области» и приказ от 29.12.2018 г. № 1023 «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. м. общей площади жилого помещения». Решением Самарского областного суда по делу № За -1004/2019 от 06.11.2019, апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции по делу № 66а-253/20120 от 18.02.2020, кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции по делу № 8а-14094/2020 от 13.07.2020 Приказ № 1023 признан действующим и законным.
Таким образом, нормативно-правовые акты, которыми утверждены нормативы накопления ТКО не противоречат нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу, экономически обоснованы, приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, не нарушают права, свободы и законные интересы Истцов, и как следствие являются единственно применимыми при расчете размера платы за услугу по вывозу ТКО.В настоящее время требования к периодичности вывоза ТКО установлены п. 17 Приложения № 1 раздела VII Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Постановление Правительства РФ № 354). В частности, указанными требованиями предусмотрено, что обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления осуществляется: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) - не реже одного раза в трое суток; в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) - не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). А также п. 11 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21) срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °С и выше - не более 1 суток; плюс 4 °С и ниже - не более 3 суток.Между тем, указанные выше положения, устанавливающие периодичность вывоза ТКО, распространяют свое действия лишь в отношении мест накопления ТКО, включенных в территориальную схему.Из возражений ответчика следует, что при осуществлении выезда на территорию, прилегающую к дому, расположенному по адресу: <адрес>, участок 89а специалистами отдела контроля Регионального оператора установлено, что контейнерная площадка на данной территории не организована, контейнер отсутствует, подъездные пути затруднены.При способе учета объема ТКО исходя из нормативов накопления ТКО, потребитель не ограничен количеством мест (площадок) накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых местах накопления ТКО, включенных в территориальную схему.У истцов имеется возможность получения коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования ближайшей к объекту недвижимости, расположенному по адресу: <адрес> контейнерной площадки, расположенной на территории общего пользования по адресу: <адрес>.При заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО применяются Правила обращения с ТКО, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (Далее - Постановление Правительства № 1156).П. 8(4) Постановления Правительства № 1156 определяет основания для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, которыми являются: письменная заявка, подписанная потребителем или его законным представителем (представителем по доверенности), либо предложение Регионального оператора о заключении такого договора.Согласно п. 8(17) Постановления Правительства № 1156 Региональный оператор Самарской области по обращению с ТКО в течение месяца со дня заключения соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом № 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения информации на своем официальном сайте в сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.Предложение о заключении Договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 23.12.2018 п, а также в средствах массовой информации - в газете «Волжская коммуна», выпуск №343 (30578) от 25.12.2018 г.Потребитель, в свою очередь, в течение 15 рабочих дней с даты размещения такого предложения направляет региональному оператору заявку потребителя в соответствии с правилами, определенными для таких заявок Постановлением Правительства № 1156.В том случае, если потребитель не направил Региональному оператору заявку и необходимые документы в установленный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и везу пившим в силу на 16- й рабочий день, после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в сети «Интернет».Истцы за получением договора в письменном виде к Региональному оператору в установленные сроки не обращались.Действующее законодательство (Закон № 89-ФЗ) определяет Договор на оказание услуг по обращению с ТКО как публичный, согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ Правительством Российской Федерации приняты специальные правила обращения с твердыми коммунальными отходами (Постановление Правительства № 1156), в соответствии с которыми договор с потребителями считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя.Истцами а в адрес Регионального оператора направлялись письма начиная с февраля 2020 г. с просьбой заключить договор на вывоз ТКО исходя из фактического накопления ТКО с нарушением срока, установленного нормами Постановления Правительства №1156, регламентирующими, направление Региональному оператору заявки Потребителя на заключение договора.Региональным оператором в адрес истцов были направлены письма исх.№ ЭСР-19327/20 от 07.05.2020 г., № ЭСР-74518/20 от 30.12.2020 г., № ЭСР-9167/21 от 08.02.2021, которыми потребителям был дан исчерпывающий ответ по указанным выше вопросам, и в заключении договора из фактического накопления ТКО было отказано.Согласно п. 8 (15) Постановления Правительства РФ № 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или Региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный настоящими Правилами договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной Региональным оператором в ранее направленном потребителю договоре.Требования Истцов заключить договор исходя из количества и объема контейнеров основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и не подлежат удовлетворению. Согласно пп. «а» п. 5 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (далее - Правила № 505), собственниками ТКО могут осуществлять коммерческий учет расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Из анализа указанных выше норм следует, что потребителями-собственниками ТКО коммерческий учет массы и объема ТКО может осуществляться способами, указанными в пп, «а» п. 5 Правил № 505, а именно исходя из нормативов накопления, установленных органами исполнительной власти РФ или количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.Действующее законодательство РФ содержит ряд требований для осуществления коммерческого учета объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров
В соответствии с п. 8 Правил № 505 коммерческий учет объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО может быть применен при осуществлении раздельного накопления ТКО.
При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Порядок накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области утвержден постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 № 471 (далее - постановление Правительства Самарской области № 471), которым ранее действующее постановление Правительства Самарской области от 06.08.2018 № 449 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области» признано утратившим силу.
В настоящее время на федеральном уровне законодательно не утвержден СанПиН, регламентирующий порядок обращения с ТКО в случае введения на территории субъекта РФ раздельного накопления. Также, до настоящего времени не закреплены периодичность вывоза раздельно накопленных по фракциям отходов, а также не утверждена методика складирования отсортированных ТКО в контейнерах для соответствующих видов отходов.
Между тем, порядок раздельного накопления ТКО на территории Самарской области в настоящее время утвержден, но не может быть реализован, поскольку: не определены правовые нормы, регламентирующие реализацию метода раздельного накопления ТКО, компетентными органами не приняты соответствующие дифференцированные тарифы и нормативы по раздельному накоплению ТКО, территориальная схема обращения с ТКО Самарской области не содержит сведений о местах накопления и пунктах приема раздельно накопленных ТКО, отсутствует инфраструктурный комплекс, обеспечивающий реализацию всего цикла раздельного накопления ТКО.
Исходя из изложенного, в силу прямого указания Федерального законодательства (п. 5, 8 Правил № 505), регламентирующего коммерческий учет ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, расчет платы в отношении потребителей, в отсутствие налаженного раздельного накопления ТКО, возможен только исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Территориальная схема Самарской области не включает в себя места (площадки) раздельного накопления ТКО. При таких обстоятельствах расчет, который базируется на нормативе накопления ТКО, является единственно возможным в данных условиях.
Таким образом, в настоящее время у Регионального оператора отсутствуют правовые основания для осуществления коммерческого учета объема и (или) массы ТКО исходя из количества и объема контейнеров, как и отсутствуют правовые основания установления периодичности вывоза ТКО, отличной от требований, установленных нормами Постановления Правительства РФ № 354 и СанПиН 2.1.3684-21
Согласно действующим в настоящее время правовым нормам размер платы за услугу по обращению с ТКО на территории г. Самара Самарской области определен исходя из общей площади жилого помещения, размер платы является законным и не противоречит действующему законодательству, а периодичность вывоза ТКО при данном единственно возможном способе учета исходя из норматива накопления ТКО определяется нормами Постановления Правительства РФ № 354 и СанПиН 2.1.3684-21.
Таким образом, заключение договора на условиях, предложенных истцами, является невозможным.
Требования истцов о дате начала оказания услуг по обращению с ТКО с ДД.ММ.ГГГГ основаны на неверном понимании норм действующего законодательства и не подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
С ДД.ММ.ГГГГ деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Самарской области осуществляется Региональным оператором
Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО «ЭкоСтройРесурс» (далее - Региональный оператор) по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области Соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 2 ст. 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
Датой начала оказания услуг признается ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку ООО «ЭкоСтройРесурс» обязанность по обращению с ТКО исполняется с ДД.ММ.ГГГГ в результате присвоенного ему статуса единственного Регионального оператора на территории Самарской области, т.е. производится фактическое исполнение договора, то к отношениям по договорам на обращение с ТКО, применяется правило ст. 425 ГК РФ, что не противоречит действующему законодательству.
Законом № 89-ФЗ в п. 1 ст. 24.7 установлено правило, в соответствии с которым Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками (образователями) ТКО. Обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, закреплена п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ. При этом договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для Регионального оператора.
Таким образом, учитывая, что оказание услуг по обращению с ТКО на территории Самарской области является обязанностью исключительно Регионального оператора, принимая во внимание, что Региональный оператор начал оказывать услуги по обращению с ТКО всем образователям ТКО, включая Потребителей, с ДД.ММ.ГГГГ, обязательства по договору подлежат исполнению с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, обязанность Потребителей по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором и утвержденного на уровне региона единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Это требование регламентировано ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
Следовательно, датой начала оказаний услуг по обращению е ТКО является ДД.ММ.ГГГГ, а оказанные Региональным оператором услуги подлежат оплате Потребителями с ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы истцов об удаленности в месте их проживания контейнерной площадки, а также нарушении Региональным оператором норм экологического и санитарного законодательства являются необоснованными.
В соответствии со ст. 24.6 Закон № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Аналогичная норма содержится в п. 4 Постановление № 1156.
Согласно п. 1 ст. 13.3 Закона № 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее - территориальная схема обращения с отходами.
Региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с ТКО с использованием сведений об источниках образования, подлежащих транспортированию ТКО и местах их накопления в соответствии территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 № 228.
Согласно п.1 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 10 ч. 1 ст. 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городских округов, внутригородского района отнесены утверждение правил благоустройства территорий, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории в соответствии с указанными правилами.
Под благоустройством территории в соответствии с п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленных правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная:
на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан,
на поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории,
на содержание территории населенных пунктов и расположенных на ней объектов (включая территории общего пользования), земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Как указано в ст. 45.1 Закона № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования и могут регулировать вопросы, связанные с содержанием территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями, содержанием элементов благоустройства, а также иные вопросы.
Согласно п.4 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, а также порядок ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра» (далее - Постановление Правительства РФ № 1039).
Порядок включения мест (площадок) накопления ТКО в Территориальную схему обращения с отходами Самарской области предусматривается постановлением Правительства Самарской области от 07.07.2020 г. № 471 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области» (далее - постановлением Правительства Самарской области № 471), а именно, п. 15.2, согласно которому, включение уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области мест (площадок) накопления ТКО для раздельного накопления ТКО в Территориальную схему осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.
Как указывалось выше, Региональный оператор осуществляет сбор отходов из мест накопления ТКО, определённых Территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, и соответствующих требованиям, предъявляемым к сбору и транспортированию ТКО санитарным правилам и нормам.
В соответствии с частью 4 статьи 13.4 ФЗ № 89 и пункта 3 части 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО, включая обязанность внесения данных о площадках в Территориальную схему.
Таким образом, доводы истцов об отдаленности контейнерной площадки от места жительства, как фактор, определяющий наличие нарушений норм санитарного и экологического законодательства но обращению с ТКО ввиду того, что по мнению потребителей, Региональным оператором не организована контейнерная площадка, не может быть принят судом, вследствие не наделения полномочиями Регионального оператора на организацию контейнерных площадок.
Более того, ссылка истцов на нормы Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10» также не состоятельна ввиду того, что данный документ утратил силу с 1 марта 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 №1631 (ред. от 31.12.2020).
Исходя из общедоступности контейнеров для сбора ТКО и обязанности собственников ТКО накапливать отходы одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способом, следует, что истцы не были лишены возможности получения услуги по обращению с ТКО, не ограничены количеством мест накопления ТКО и имеют право складировать ТКО в любых местах накопления ТКО, включенных в территориальную схему Самарской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В иске Гришина В.Н., Гришина Т.В., Сулеймановйо А.А. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о понуждении к заключению договора отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через суд Советского района г.Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: