УИД: 66RS0011-01-2020-003350 -05
№ 2-2152/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Каменск-Уральский 14 декабря 2020 года
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Безукладниковой М. И.,
при секретаре Ивакиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Мошкиной Л.Н.
к
Чемезову В.К.
о возложении обязанности снести гараж,
УСТАНОВИЛ:
Мошкина Л.Н. обратилась в Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского с исковым заявлением к Чемезову В.К. о возложении обязанности снести гараж.
В исковом заявлении истец просит взыскать:
- обязать ответчика Чемезова В.К. убрать свой гараж, который находится на земельном участке с кадастровым №, расположенный по <адрес>.
Истец Мошкина Л.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала суду пояснила, что собственники жилого дома <адрес> приняли решение об освобождении земельного участка дома от металлических гаражей. На тот момент их находилось 6 штук, после получения уведомления три гаража вывезли в добровольном порядке, три гаража до сих пор находятся на территории дома. Один из них приобрел ответчик. Гараж принадлежал матери Жернаковой, которая являлась инвалидом. После смерти матери ** продала гараж Чемезову В.К. Документов об этом нет. Просила исковые требования удовлетворить.
Ответчик Чемезов В.К. в судебном заседании заявленные требования не признал, суду пояснил, что у истца отсутствуют полномочия на предъявление иска, поскольку она действует без доверенности от имени собственников. Кроме того, указал, что собрание собственников было проведено ** года, а в суд с исковыми требованиями истец обратилась ** года. Полагал требования истца не подлежащими удовлетворению.
Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права Мошкина Л.Н. является собственником квартиры <адрес> (л.д.5).
Из протокола № общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ** года следует, что Мошкина Л.Н. является председателем совета дома сроком на четыре года (л.д. 6-8).
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> принято решение о сносе металлических гаражей, расположенных на придомовой территории (л.д.9-12).
В соответствии с актом осмотра, обследования земельного участка с кадастровым номером №, приложенных фотографий к акту, составленного ведущим специалистом по муниципальному земельному (или лесному) контролю от ** года, усматривается, что с северо-западной стороны многоквартирного жилого дома по <адрес>, на котором установлены 3 металлических гаража; на момент осуществления обследования владельцы металлических гаражей не выявлены; общая площадь занимаемого под гаражами земельного участка составляет 45 кв.м.; договоров аренды земельных участков, предоставляющих право аренды под металлические гаражи в ОМС «КУИ» не имеется; металлические гаражи расположены на земельном участке многоквартирного дома <адрес> (кадастровый номер №) (л.д. 34-36, 42-44).
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301-304 Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
В соответствии с пунктом 1 статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подпункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Частью второй этой же статьи установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
На основании статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу пункта 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Как следует из содержания пункта 2 части 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, а именно сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, и освобождению земельного участка.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым № находится по адресу: Каменск-Уральский, <адрес>, на указанном земельном участке расположен жилой дом №, а истец является собственником квартиры № многоквартирного жилого дома №, расположенного по адресу: <адрес>.
Суд приходит к выводу о том, что как собственнику помещения в многоквартирном доме, истцу принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, в том числе истец имеет право требовать устранения нарушений его права от лиц, действиями которых нарушаются его права.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в связи с непредставлением свидетельства о государственной регистрации права на спорный земельный участок у истца и иных собственников помещений в многоквартирном жилом доме, являются несостоятельными.
Отсутствие зарегистрированного права собственности на земельный участок, на котором расположены спорные гаражи, не является в настоящем случае основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" закреплены специальный порядок и условия перехода земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен. Из пунктов 2, 3, 5 названной статьи следует, что переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома состоит из двух этапов: формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 67 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 данного вводного закона, собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
В судебном заседании ответчик не заявил о том, что спорный металлический гараж ему не принадлежит. Факт размещения гаража подтверждается материалами дела, в том числе актом осмотра, обследования земельного участка с кадастровым № (л.д. 42).
Доказательств законности расположения спорного металлического гаража на территории земельного участка с кадастровым № ответчиком суду не представлены.
Поскольку доказательств законного нахождения спорного гаража на придомовой территории жилого многоквартирного дома по <адрес> не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для нахождения гаража на земельном участке.
Кроме того, самим фактом установки спорного металлического гаража в границах земельного участка, занятого многоквартирным жилым домом, и входящего в общее имущество многоквартирного дома, нарушены требования законодательства, что является основанием для удовлетворения иска.
Ответчик просит применить срок исковой давности к спорным правоотношениям, указывает, что право требования к нему, основанное на протоколе общего собрания собственников от ** года уже истекли.
Как следует из положений статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в первоначальной редакции течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно пункту 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение сделки.
В силу статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).
В данном случае следует учесть, что земельный участок находится во владении собственников, требования истца имеют негаторный характер, в связи с чем в силу статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для применения срока исковой давности у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Мошкиной Л.Н. к Чемезову В.К. о возложении обязанности снести гараж удовлетворить.
Обязать Чемезова В.К. освободить занимаемую им часть общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, а именно демонтировать принадлежащий ему
металлический гараж, находящийся третьим по счету от дома <адрес> путем его вывоза с территории многоквартирного дома по адресу: <адрес>, а именно с земельного участка с кадастровым №.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Красногорского районного суда.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 декабря 2020 года.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: М. И. Безукладникова