5-68/2020
24RS0018-01-2020-000623-38
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 июня 2020 года г. Зеленогорск
Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края (663690, г. Зеленогорск Красноярского края, ул. Бортникова, д. 24) Доронин С.В.,
рассмотрев дело о привлечении к административной ответственности Буравова Вячеслава Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>-45, проживающего и зарегистрированного по адресу г. Зеленогорск Красноярского края, <адрес>, работающего вахтовым методом,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу № 066 20 01070/1347 от 16 апреля 2020 года, составленному старшим УУП ОУУПиПДН Отдела МВД России по ЗАТО г. Зеленогорску Красноярского края, Буравов В.Н. не выполнил противоэпидемические мероприятия в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации нового заболевания – коронавирусной инфекции, представляющего опасность для окружающих, в том числе в период осуществления на территории Красноярского края ограничительных мероприятий, а именно следующее.
Буравов В.Н. прибыл 05 апреля 2020 года в аэропорт г. Красноярск из г. Москва рейсом № 2547-S7. По прибытии 05 апреля 2020 года Буравов В.Н. был ознакомлен с Постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 05 апреля 2020 г. № 8 «Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения Красноярского края», согласно которому лица, прибывающие в аэропорты городов Красноярска, Норильска рейсами из города Москвы, Санкт-Петербурга, должны обеспечить изоляцию на срок 14 календарных дней со дня их прибытия, жителей Красноярского края – в домашних условиях, а граждан, проживающих в других субъектах РФ – по месту их пребывания (при наличии возможности) или в условиях обсерватора при отсутствии возможности изоляции по месту пребывания. Таким образом, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Красноярского края от 05 апреля 2020 г. № 8 Буравов В.Н. 14 дней с момента прилета в аэропорт г. Красноярск из г. Москва был обязан находится на изоляции по адресу: Красноярский край г. Зеленогорск, <адрес>, т.е. до 19 апреля 2020 года включительно.
08 апреля 2020 года около 12 часов Буравов В.Н. в нарушение указанных требований, в период осуществления на территории Красноярского края ограничительных мероприятий нарушил требование по изоляции, посещал магазин «Аллея» по адресу: Красноярский край г. Зеленогорск, ул. Песчаная, 2, т.е. находился в местах массового скопления людей, отсутствовал дома по адресу изоляции.
В судебное заседание Буравов В.Н. не явился, уведомлен надлежаще о месте и времени рассмотрения дела путем направления смс-уведомления, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявлял.
На основании изложенного дело рассмотрено в отсутствие Буравова В.Н.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует право граждан Российской Федерации на охрану здоровья.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 10 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 29 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
В силу положений ст. 51 ч. 1 п. 6 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания.
Согласно Постановлению главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 05.04.2020 N 8 «О мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции в связи с прибытием на территорию Красноярского края граждан из городов Москвы и Санкт-Петербурга» Губернатору Красноярского края рекомендовано обеспечить изоляцию всех лиц, прибывающих в аэропорты городов Красноярска, Норильска рейсами из городов Москвы, Санкт-Петербурга, на срок 14 календарных дней со дня их прибытия, жителей Красноярского края - в домашних условиях, а граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации, - по месту их пребывания (при наличии возможности) или в условиях обсерватора при отсутствии возможности изоляции по месту пребывания.
Согласно разъяснению, данному Верховным Судом Российской Федерации в вопросе № 22 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1», утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020 года, перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Таким образом, федеральный законодатель допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных выше лиц в порядке, установленном законодательством.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65).
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Исследовав имеющиеся по делу доказательства, прихожу к выводу, что в действиях Буравова В.Н. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 ч. 2 КоАП РФ.
Должностным лицом, составившим в отношении Буравова В.Н. протокол об административном правонарушении, вменяется Буравову нарушение Постановления главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 05.04.2020 N 8 «О мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции в связи с прибытием на территорию Красноярского края граждан из городов Москвы и Санкт-Петербурга».
Однако указанное постановление не содержит обязательных исполнению Буравовым В.Н. норм.
Данное постановление рекомендует Губернатору Красноярского края обеспечить изоляцию всех лиц, прибывающих в аэропорты городов Красноярска, Норильска рейсами из городов Москвы, Санкт-Петербурга, на срок 14 календарных дней со дня их прибытия, жителей Красноярского края - в домашних условиях, а граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации, - по месту их пребывания (при наличии возможности) или в условиях обсерватора при отсутствии возможности изоляции по месту пребывания.
На 05 апреля 2020 года (приезд Буравова в Красноярск) и 08 апреля 2020 года (время предполагаемого правонарушения) Губернатором Красноярского края таких нормативных актов издано не было.
Согласно Указу Губернатора Красноярского края от 31.03.2020 N 73-уг "Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края" в редакции на 05 и 07 апреля 2020 года были установлены следующие ограничения для граждан и организаций:
1) граждан соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
2) органы государственной власти Красноярского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, организации и индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию);
3) граждан не покидать место жительства (место пребывания), за исключением случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с федеральными и краевыми правовыми актами, направленными на предупреждение коронавирусной инфекции (в том числе оказания транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, выноса отходов до ближайшего места накопления отходов, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (места пребывания), обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, а также иных экстренных случаев.
Таким образом, поскольку постановление главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 05.04.2020 N 8 «О мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции в связи с прибытием на территорию Красноярского края граждан из городов Москвы и Санкт-Петербурга» не содержало обязательных для Буравова В.Н. норм, так же не содержалось требований о самоизоляции лиц, прилетевших из города Москвы в Красноярск в указе Губернатора Красноярского края от 31.03.2020 N 73-уг "Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края", какие-либо иные постановления санитарных врачей в отношении Буравова В.Н. персонально не выносились, следовательно, у Буравова В.Н. не было обязанности 08 апреля 2020 года находиться дома в условиях самоизоляции с запретом покидания места проживания по тем основаниям, что он прилетел из города Москвы.
Действия Буравова В.Н. при условии нарушения случаев, перечисленных в Указе Губернатора Красноярского края от 31.03.2020 N 73-уг "Об ограничении посещения общественных мест гражданами (самоизоляции) на территории Красноярского края" в редакции на время совершения деяния подпадают под признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Однако оснований для изменения квалификации деяния с административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, на правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.6.1 КоАП РФ, не нахожу по следующим основаниям.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта. 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в пункте 20 закрепляет положение, согласно которому переквалификация действия (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, возможна, но только на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства с первоначально квалифицированным составом правонарушения.
Структура Особенной части КоАП РФ предполагает группирование административных правонарушений по главам на основании критерия "родовой объект посягательства".
Статья 6.3 КоАП РФ включена в главу «Административные правонарушения, посягающие и здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность».
Статья 20.6.1 КоАП РФ включена в главу «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность».
Таким образом, поскольку составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и ст. 20.6.1 КоАП РФ, имеют различный родовой объект посягательства - здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, данное обстоятельство исключает возможность переквалификации деяния с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ на ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении в отношении Буравова В.Н. событие вменяемого противоправного деяния применительно к объективной стороне правонарушения, предусмотренного ст. 20.6.1 КоАП РФ, не описано.
При изложенных обстоятельствах, прихожу к выводу, что производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Буравова В.Н. подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.1, 24.5, ст. 29.7, ст. 29.9-29.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 ч. 2 КоАП РФ, в отношении Буравова Вячеслава Николаевича в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения по ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд.
Судья С.В. Доронин