...
№ 2-2391/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 сентября 2015 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Лобановой Н.Ю.,
при секретаре Кривошеиной Е.В.,
с участием представителя истца Тарасенко Н.С., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
представителя ответчика Иванова Е.Л., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску муниципального образования «город Томск» в лице администрации г.Томска к обществу с ограниченной ответственностью «Томскводоканал» о возложении обязанности принять по акту приема- передачи бесхозяйный объект водопроводно - канализационного хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование «город Томск» в лице администрации г.Томска обратилось в суд с иском к ООО «Томскводоканал» о возложении обязанности принять по акту приема- передачи бесхозяйный объект водопроводно - канализационного хозяйства.
В обоснование заявленных требований указано, что администрацией Города Томска осуществляется деятельность по выявлению бесхозяйных объектов, в качестве такового в ... году обнаружена канализационная линия, расположенная от здания КНМ по адресу: <адрес> по территории бывшего хладокомбината поворот около угла склада ... по адресу: <адрес> до КК-1 на повороте <адрес> до КК-2 на перекрестке <адрес> (Д= ... мм, протяженностью ... п.м) (далее – канализационная линия).
На учете в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним канализационная линия как бесхозяйный объект не состоит, поскольку в настоящее время после проведения адресации ведутся работы по изготовлению технической документации на нее.
В текущем году в администрацию Города Томска неоднократно поступали обращения индивидуального предпринимателя Сазоновой О.В., владеющей нежилым зданием, расположенным по адресу: <адрес>, по факту порыва канализационного коллектора, подтопления принадлежащего ей помещения.
Постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Томскводоканал» определено в качестве гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Томск».
Пунктом 2 названного постановления зоной деятельности гарантирующей организации ООО «Томскводоканал» определена территория муниципального образования «Город Томск».
Указанное постановление в настоящее время является действующим.
Действующее законодательство не предусматривает права гарантирующей организации отказаться от принятия в эксплуатацию указанных бесхозяйных объектов в случае соблюдения органом местного самоуправления требований действующего законодательства при выявлении и передаче бесхозяйных объектов. При этом наличие неисправностей в передаваемых по актам выявленных бесхозяйных объектов, а также потребовать в финансировании соответствующих работ также не являются основаниями для освобождения гарантирующей организации от возложенных на нее законом обязанностей по обеспечению надлежащей эксплуатации указанных сетей.
В соответствии с положениями федерального законодательства и постановлением №, департаментом городского хозяйства администрации Города Томска неоднократно предпринимались попытки передать спорную канализационную линию для эксплуатации ООО «Томскводоканал».
Так, ДД.ММ.ГГГГ подготовлен соответствующий акт приема-передачи объектов водопроводно-канализационного хозяйства, который оставлен ООО «Томскводоканал» без подписания.
Акт аналогичного содержания от ДД.ММ.ГГГГ № подписан директором ООО «Томскводоканал», спорная канализационная линия из него исключена протоколом разногласий по инициативе гарантирующей организации.
ДД.ММ.ГГГГ органом местного самоуправления вновь подготовлен акт приема-передачи объектов водопроводно-канализационного хозяйства от №, поступивший в ООО «Томскводоканал» ДД.ММ.ГГГГ с входящим №.
Однако до настоящего времени указанный акт гарантирующей организацией не подписан, заявления ООО «Томскводоканал» о невозможности исполнения своих обязательств либо об отказе от их исполнения в администрацию Города Томска не поступали.
Вместе с тем, сбытовым агентом ООО «Томскводоканл» - ЗАО «Томский расчетный центр» осуществляются начисления за услугу водоотведения собственникам жилых домов в данном районе, последними осуществляется оплата счетов-квитанций. Таким образом, ООО «Томскводоканал» фактически использует бесхозяйные сети без их надлежащего оформления в эксплуатацию.
Процедура поставки объекта на учет в качестве бесхозяйного является длительной, состоит из нескольких этапов, планомерно реализуется администрацией Города Томска. Для принятия ответчиком канализационной линии в эксплуатацию требуется только выявление ее как бесхозяйной.
Принятие бесхозяйных объектов в эксплуатацию по передаточному акту, исходя из толкования вышеуказанных норм Федерального закона №416-ФЗ, является обязанностью гарантирующей организации.
Игнорирование ООО «Томскводоканал» действий органа местного самоуправления, направленных на передачу спорного объекта для обслуживания и эксплуатации, неисполнение гарантирующей организацией обязанностей по эксплуатации бесхозяйных объектов, является недопустимым, поскольку угрожает отсутствием контроля за состоянием работоспособности канализационных сетей, что в итоге привело к аварии, повлекло негативные последствия для граждан, может стать причиной загрязнения окружающей среды.
Истец просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Томсководоканал» принять по акту приема- передачи бесхозяйный объект водопроводно-канализационного хозяйства - канализационную линию, расположенную от здания КНС по адресу: <адрес> по территории бывшего хладокомбината поворот около угла склада <адрес> до КК-1 на повороте <адрес> до КК-2 на перекрестке ул. Пролетарская и пер. Складской (Д=... мм, протяженность ... п.м), и осуществлять обслуживание данного объекта до признания на него права собственности или принятию во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником.
В судебном заседании представитель истца на заявленных исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзывах на иск, которые приобщены к материалам дела. Из содержания отзывов следует, что доводы истца не обоснованны и не доказаны, истцом не определен предмет спора – объект недвижимого имущества, отсутствие предмета спора. Истцом избран ненадлежащим способ защиты права, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Истец не доказал факт пригодности объекта к его эксплуатации по назначению. Истцом не выполнены договорные обязательства и не соблюден досудебный порядок, что является безусловным основанием для оставления искового заявления без рассмотрения. Истец злоупотребляет правом, что является безусловным основанием для отказа в иске.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении ООО «Томскводоканал» статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования «Город Томск» определена гарантирующая организация, осуществляющая холодное водоснабжение водоотведение на территории муниципального образования «Город Томск» - ООО «Томскводоканал», определена зона ее деятельности - территория муниципального образования «Город Томск».
В связи с обращением ООО «Томсководоканал» в администрацию г.Томска с предложением о корректировке постановления № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.Томска было принято постановление № об определении гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования «Город Томск», постановление № отменено.
Постановление администрации г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Томск», руководствуясь Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», уставом Города Томска, определена гарантирующая организация ООО «Томскводоканал» для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Город Томск».
На основании пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.
В соответствии с п.1 ст. 8 указанного Закона организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (п.5 ст.8 Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Статьей 12 Федерального закона от № 416-ФЗ от 07.12.2011 предусмотрено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.
Из материалов дела следует, Сазонова О.В. неоднократно обращалась к начальнику департамента городского хозяйства администрации г.Томска с претензией, указывая, что является собственником нежилого здания по адресу: <адрес> В январе ... года по факту порыва канализационного коллектора, подтопления принадлежащего ей помещений.
Согласно сообщению департамента городского хозяйства администрации города Томска от ДД.ММ.ГГГГ канализационная линия, расположенная вблизи административного здания <адрес> на учете в муниципальной имущественной казне не состоит, на обслуживание специализированной организации не передана, в связи с чем департаментом городского хозяйства в ДД.ММ.ГГГГ года проведены мероприятия по адресации канализационной линии и ДД.ММ.ГГГГ объявлен конкурс на изготовление технической документации на указанный бесхозяйный объект. Непосредственно после проведения конкурса, а также изготовления необходимых кадастровых и технических паспортов объект будет поставлен на учет в качестве бесхозяйного.
Также департамент городского хозяйства, руководствуясь ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением администрации Города Томска от 19.03.2013 №235 «О наделении ООО «Томскводоканал» статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования «Город Томск» ранее направлял в адрес ООО «Томскводоканал» акты приема-передачи объектов водопроводно-канализационного хозяйства от 20.06.2014 №11 и от 14.01.2015 №18, с целью передачи в эксплуатацию канализационной линии от здания КНС по адресу: <адрес> по территории бывшего хладокомбината поворот угла склада <адрес>, до КК-1 на повороте <адрес> до КК-2 на перекрестке <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ подготовлен соответствующий акт приема-передачи объектов водопроводно-канализационного хозяйства, который оставлен ООО «Томскводоканал» без подписания.
Акт аналогичного содержания от ДД.ММ.ГГГГ № подписан директором ООО «Томскводоканал», спорная канализационная линия из него исключена протоколом разногласий по инициативе гарантирующей организации.
ДД.ММ.ГГГГ органом местного самоуправления вновь подготовлен акт приема-передачи объектов водопроводно-канализационного хозяйства от №9, поступивший в ООО «Томскводоканал» ДД.ММ.ГГГГ с входящим №.
Однако до настоящего времени указанный акт гарантирующей организацией не подписан, заявления ООО «Томскводоканал» о невозможности исполнения своих обязательств либо об отказе от их исполнения в администрацию Города Томска не поступали.
При этом, из ответа ЗАО «Томский расчетный центр» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что с потребителей, проживающих в МКД №212, ..., расположенных по ул. ... плата за услугу водоотведения не взимается. Потребителям, проживающим в ... по пер. ... за услуги водоотведения не предъявлялась в период с ДД.ММ.ГГГГ в связи с аварией на КНС. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время плата за предоставленную услугу водоотведения взимается.
Поскольку канализационная сеть пер. ... технологически связана со спорным объектом, жители перечисленных жилых домов фактически являются пользователями обеих линий, за что с них взимается плата ответчиком.
Исходя из факта взимания платы за услугу водоотведения ООО «Томскводоканал» при осуществлении хозяйственной деятельности по регулируемым тарифам фактически использует сети водоотведения для приема и транспортировки сточных вод от абонентов вышеуказанных домов.
Таким образом, ООО «Томскводоканал» фактически использует бесхозяйные сети без их надлежащего оформления в эксплуатацию.
Отсутствие собственника, а также не исполнение обязанностей гарантирующей организации по эксплуатации бесхозяйных объектов, является недопустимым, поскольку приводит к отсутствию контроля за состоянием работоспособности канализационных сетей, отсутствию обязанности по их содержанию и ремонту, что может привести к аварии, утечки содержимого сети, к загрязнению и отравлению почвы, воды и другим неблагоприятным последствиям как для окружающей природной среды, так и для человека.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что на гарантирующей организации лежит обязанность по принятию бесхозяйных объектов в эксплуатацию по передаточному акту, исковые требования подлежат удовлетворению.
Довод ответчика о том, что объект канализационного хозяйства не поставлен на учет бесхозяйных недвижимых вещей, является необоснованным.
Кроме того, действующее законодательство не предусматривает права гарантирующей организации отказаться от принятия в эксплуатацию бесхозяйного объекта. В силу п.6 ст. 8 Закона «О водоснабжении и водоотведении» расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Доказательств опровергающих присоединение спорных объектов к централизованным системам стороной ответчика в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Передача администрацией города Томска бесхозяйных объектов водоотведения гарантирующей организации до оформления права муниципальной собственности на них при условии использования данных объектов ответчиком при предоставлении услуг водоотведения жителям города и взимания за это соответствующей платы не нарушает приведенных норм права. При этом не включение расходов на капитальный ремонт и содержание бесхозяйных объектов в соответствующие тарифы к обстоятельствам, имеющим значение для настоящего дела, не относится и не может повлиять на результат его рассмотрения.
Принимая во внимание положения ст. 206 ГПК РФ, суд полагает возможным установить срок исполнения решения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования муниципального образования «город Томск» удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Томсководоканал» принять по акту приема- передачи бесхозяйный объект водопроводно-канализационного хозяйства - канализационную линию, расположенную от здания КНС по адресу: <адрес> по территории бывшего хладокомбината поворот около угла склада <адрес> до КК-1 на повороте ул. ... до КК-2 на перекрестке ул. ... (...), и осуществлять обслуживание данного объекта до признания на него права собственности или принятию во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья Н.Ю.Лобанова
...
...
...
...
На момент опубликования решение не вступило в законную силу.