Решение по делу № 11-6648/2020 от 25.05.2020

Судья Шунина Н.Е.

Дело № 2-17/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-6648/2020

18 июня 2020 г.                                 г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Скрябиной С.В.,

судей Жуковой Н.А., Шушкевич О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Таракановой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Жильцова Андрея Юрьевича на решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 16 марта 2020г. по иску Жильцова Андрея Юрьевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Верхнем Уфалее Челябинской области о включении периодов работы и службы в рядах Советской Армии в специальный стаж, назначении пенсии.

Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Жильцов А.Ю. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Верхнем Уфалее Челябинской области (далее - УПФР) с учетом уточнения о включении в специальный страховой стаж с применением льготного порядка исчисления периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 3 января 2001 г. по 30 мая 2001 г. (4 месяца 28 дней), с 17 мая 2004 г. по 28 мая 2004 г. (12 дней), с 26 февраля 2007г. по 10 апреля 2007г. (1 месяц 15 дней), с 3 декабря 2012 г. по 29 декабря 2012 г. (27 дней), с 3 декабря 2015 г. по 16 декабря 2015 г. (13 дней), с 4 октября 2017 г. по 31 октября 2017 г. (27 дней), периодов работы в качестве <данные изъяты> хирургического отделения в муниципальном лечебно-профилактическом учреждении «Центральная городская больница» с 1 августа 1999 г. по 2 июля 2000 г. (дополнительно 5 месяцев 16 дней), периода службы в рядах Советской Армии с 18 января 1991 г. по 20 октября 1992 г. (1 год 9 месяцев 3 дня) и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 15 июля 2019г., взыскании с ответчика судебных издержек по уплате государственной пошлины, оплаты юридических услуг, почтовых расходов.

В обоснование иска указал, что 15 июля 2019 г. обратился в УПФР за назначением досрочной страховой пенсии по старости, как лицо, осуществляющее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением от 20 сентября 2019 г. в назначении досрочной пенсии ему отказано. Считал указанное решение незаконным, поскольку курсы повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, как и периоды работы до курсов, в льготном исчислении. Период работы в качестве врача-интерна проходил в хирургическом отделении. Спорный период службы в армии он проходил в должности санинструктора.

Истец Жильцов А.Ю. в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца Филиппова Е.Г. в судебном заседании суда первой инстанции настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика УПФР Кулябина М.М. в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения исковых требований, указав на законность принятого решения.

Решением суда на УФПР возложена обязанность включить в специальный страховой стаж Жильцова А.Ю. с применением льготного порядка исчисления 1 год за 1 год 6 месяцев периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 3 января 2001 г. по 30 мая 2001 г., с 17 мая 2004г. по 28 мая 2004 г., с 26 февраля 2007 г. по 10 апреля 2007 г., с 3 декабря 2012 г. по 29 декабря 2012 г., с 3 декабря 2015 г. по 16 декабря 2015 г., с 4 октября 2017 г. по 31 октября 2017 г., всего 9 месяцев 4 дня (в льготном исчислении 1 год 1 месяц 22 дня). С УПФР взыскано в пользу Жильцова А.Ю. в счет возмещения расходов по уплате госпошлины 300 руб., почтовые расходы 90 руб., расходы по оплате юридических услуг 5000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец Жильцов А.Ю. просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что в судебном заседании установлено, что он фактически <данные изъяты> в ИАУЗ ОТКЗ Городская клиническая больница №1 г. Челябинска. В г. Верхний Уфалей по месту регистрации он только числился в ЦГБ, получал заработную плату, но работал в г. Челябинске, соответственно в больнице г.Верхнего Уфалея нет сведений о том, что он принимал участие в операциях. По месту фактической работы операции проходили с его участием, однако каких-либо сведений об этом не сохранилось. Считает, что судом незаконно и необоснованно не включен в его льготный стаж период службы в армии в календарном исчислении с 18 января 1991 г. по 20 октября 1992 г. (1 год 9 месяцев 3 дня), поскольку в период службы он состоял на действительной военной службе в Вооруженных силах СССР, ему присваивались воинские звания – <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, что подтверждается записями в военном билете.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда в части, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильным применением норм материального права.

Согласно частям 1, 2, 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции, действующей с 1 января 2019 г., (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону (при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году она назначается не ранее через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости).

Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. №350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Как следует из материалов дела, Жильцов А.Ю. в период с 21 декабря 1990 г. по 22 октября 1992 г. проходил службу в Вооруженных Силах, в том числе с 18 января 1991 г. по 20 октября 1992 г. в должности <данные изъяты> (л.д.22-27). С 31 августа 1993 г. он зачислен в число студентов лечебного факультета Челябинской государственной медицинской академии, с 1 июля 1999 г. отчислен из академии в связи с окончанием обучения.

1 августа 1999 г. Жильцов А.Ю. принят на работу в муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Центральная городская больница» (далее - МЛПУ «Центральная городская больница») на должность <данные изъяты> <данные изъяты>. С 3 июля 2000 г. он зачислен в штат на должность <данные изъяты> экстренной хирургии, 28 декабря 2000 г. переведен в отделение анестезиологии-реанимации на должность <данные изъяты>, 31 июля 2009г. уволен по собственному желанию, с 1 августа 2009 г. принят в отделение анестезиологии реанимации на должность <данные изъяты>, 12 марта 2012 г. уволен по собственному желанию, 13 марта 2012 г. принят в отделение анестезиологии реанимации на должность <данные изъяты>, с 1 января 2019 г. переведен в отделение анестезиологии и реанимации на должность <данные изъяты>, где работает по настоящее время. 11 мая 2017 г. МЛПУ «Центральная городская больница» переименовано в ГБУЗ «Городская больница г.Верхний Уфалей» (л.д. 15-21,47-48).

Согласно уточняющей справке ГБУЗ «Городская больница г. Верхний Уфалей» от 3 сентября 2019 г. Жильцов А.Ю. в период работы находился на повышении квалификации с 17 мая 2004 г. по 28 мая 2004 г. на основании приказа от 13 мая 2004 г., с 26 февраля 2007 г. по 10 апреля 2007 г. на основании приказа от 14 февраля 2007 г., с 3 декабря 2012 г. по 29 декабря 2012г. на основании приказа от 28 ноября 2012 г., с 3 декабря 2015 г. по 16 декабря 2015 г. на основании приказа от 24 ноября 2015 г., с 4 октября 2017 г. по 31 октября 2017 г. на основании приказа от 11 сентября 2017 г. По расчетно-лицевым картам за 2001 год истец был направлен на профессиональную переподготовку с 3 января 2001 г. по 30 мая 2001 г. с сохранением заработной платы (л.д.47-48).

14 июля 2019 г. Жильцов А.Ю. обратился в УПФР с заявлением о назначении пенсии (л.д. 39-40).

Решением УПФР от 20 сентября 2019 г. Жильцову А.Ю. в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. При этом определена продолжительность стажа медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения: по постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. №665 при последовательном применении нормативных правовых актов, действовавших в период выполнения работы – 28 лет 4 месяца 2 дня; по постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 – 28 лет 4 месяца 2 дня; величина индивидуального пенсионного коэффициента более <данные изъяты> (л.д.12-14).

В стаж на соответствующих видах работ по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» засчитаны периоды работы: с 1 августа 1999 г. по 2 июля 2000 г. в качестве <данные изъяты> хирургического отделения с применением календарного исчисления; периоды работы в качестве <данные изъяты> <данные изъяты> с применением льготного порядка исчисления 1 год за 1 год и 6 месяцев, за исключением не засчитанных периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 3 января 2001 г. по 30 мая 2001 г., с 17 мая 2004 г. по 28 мая 2004 г., с 26 февраля 2007 г. по 10 апреля 2007 г., с 3 декабря 2012 г. по 29 декабря 2012 г., с 3 декабря 2015 г. по 16 декабря 2015 г., с 4 октября 2017 г. по 31 октября 2017 г., поскольку Правилами от 11 июля 2002 г. №516 не предусмотрено их включение в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости (л.д. 12-14)..

Отказывая в удовлетворении требования истца о включении в специальный стаж с применением льготного порядка исчисления 1 год за 1 год 6 месяцев периода работы в качестве <данные изъяты> хирургического отделения в МЛПУ «Центральная городская больница» с 1 августа 1999 г. по 2 июля 2000 г. (дополнительно 5 месяцев 16 дней), суд исходил из того, что доказательств, подтверждающих выполнение истцом в спорный период функциональных обязанностей по должности врача-специалиста не представлено.

Судебная коллегия соглашается выводами суда об отсутствии оснований для применения льготного порядка исчисления (1 год за 1 год 6 месяцев) периода работы в качестве <данные изъяты>, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, установленным на основании имеющихся в деле доказательств, и требованиям законодательства.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», пунктом 3 которого определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее - Правила № 781).

В силу пункта 5 Правил № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

В перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, прилагаемых к Правилам № 781, указаны отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 списка, и должности оперирующих врачей-специалистов всех наименований.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что он фактически <данные изъяты> в ИАУЗ ОТКЗ Городская клиническая больница №1 г.Челябинска, в г. Верхний Уфалей по месту регистрации он только числился в ЦГБ, по месту фактической работы операции проходили с его участием, однако каких-либо сведений об этом не сохранилось, судебной коллегией отклоняются, как не подтвержденные доказательствами.

Из уточняющей справки ГБУЗ «Городская больница г. Верхний Уфалей» от 3 сентября 2019 г. следует, что Жильцов А.Ю. в период с 1 августа 1999 г. по 2 июля 2000 г. работал в должности <данные изъяты> хирургического отделения, получал заработную плату, участия в операциях не принимал (л.д. 47-48).

Согласно ответу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 ноября 2019 г. в документах архивного фонда имеются сведения об обучении Жильцова А.Ю. в период со 2 августа 1999 г. по 27 июля 2000 г. <данные изъяты> Челябинской государственной медицинской академии на договорной основе. Сведениями об операциях, проводимых Жильцовым А.Ю. в период обучения в <данные изъяты>, университет, являясь организацией, осуществляющей образовательную деятельность, не располагает (л.д. 91-92).

Таким образом, каких-либо доказательств, подтверждающих работу истца в должности <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>, в материалах дела не содержится.

С учетом изложенного, УПФР правомерно засчитан период работы истца с 1 августа 1999 г. по 2 июля 2000 г. в специальный стаж в календарном исчислении.

Отказывая в удовлетворении иска о включении в специальный стаж периода службы в Советской Армии по специальности с 18 января 1991 г. по 20 октября 1992 г., суд первой инстанции исходил из того, что на момент призыва в армию Жильцов А.Ю. имел специальность <данные изъяты>, начало его лечебной деятельности имело место с 1 августа 1999 г., и пришел к выводу о невозможности применения к спорному периоду норм Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 (далее – Положение от 17 декабря 1959 г. №1397).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о невозможности применения к спорным правоотношениям Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397, однако считает неверным не включение в специальный стаж истца всего периода службы в армии по специальности.

Согласно подпункту «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»: учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.

Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в подпункте «г» пункта 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности, независимо от этого условия (пункт 4 Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397).

Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, период военной службы не может быть зачтен в специальный стаж на основании Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397, поскольку в период его действия Жильцов А.Ю. не работал <данные изъяты> или другим работником здравоохранения, что является обязательным, исходя из формулировки подпункта «г» пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397.

Вместе с тем, в силу подпункта «в» пункта 3 постановления Правительством Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах «м» и «н» пункта 1 настоящего постановления, - применяются: постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» и от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет» в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.

Как следует из материалов дела, Жильцов А.Ю. проходил службу в Вооруженных Силах с 18 января 1991 г. по 20 октября 1992 г. в должности <данные изъяты> (л.д.22-27).

Согласно статьям 269, 270 Устава внутренней службы Вооруженных Сил СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1975 г. и действовавшего до 1 января 1993 г., дежурный фельдшер (санитарный инструктор) по медицинскому пункту отвечает за внутренний порядок в медицинском пункте, а в отсутствие врача - за оказание медицинской помощи. Дежурный фельдшер (санитарный инструктор) по медицинскому пункту обязан: знать число больных, находящихся в медицинском пункте на стационарном лечении, характер заболевания, назначенные каждому больному лечение и питание и выполнять назначения врача; до начала амбулаторного приема подбирать медицинские книжки на всех военнослужащих, записанных на прием, и измерять больным температуру; при поступлении в медицинский пункт внезапно заболевших военнослужащих оказывать им первую помощь; по вызову дежурного по подразделению или по полку немедленно являться к заболевшему для оказания ему помощи, а в случаях, требующих безотлагательной врачебной помощи, немедленно отправить заболевшего в медицинский пункт и доложить врачу и т.д.

Положением об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 ноября 1992 г. № 301 и действовавшим до 19 февраля 1995 г., к младшему медицинскому персоналу отнесены санитарка, няня, кормилица, младшая медицинская сестра по уходу за больными, сестра-хозяйка, к среднему медицинскому персоналу отнесены медицинская сестра, инструктор: по лечебной физкультуре, по санитарному просвещению.

В силу пункта 3.6 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 №1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» под службой медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР подразумевается служба в медицинских должностях независимо от наличия медицинского образования и характера работы до службы (например, служба в должности санинструктора).

Учитывая, что Жильцов А.Ю. проходил службу в Вооруженных Силах СССР в должности <данные изъяты>, то есть по медицинской специальности, в его обязанности входило оказание медицинской помощи, аналогичной оказываемой дежурным фельдшером по медицинскому пункту, период службы по специальности с 1 января 1992 г. по 20 октября 1992 г. подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж истца периода службы в рядах Советской Армии с 1 января 1992 г. по 20 октября 1992 г. не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием в этой части нового решения о включении в специальный стаж истца периода службы в армии по специальности с 1 января 1992 г. по 20 октября 1992 г.

С учетом дополнительного включения в специальный стаж периодов курсов повышения квалификации (1 год 1 месяц 22 дня) и периода службы в армии по специальности (9 месяцев 20 дней) продолжительность специального стажа истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составила 30 лет 3 месяца 14 дней, то есть достигла требуемой продолжительности (30 лет) и у истца возникло право на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В силу пункта 18 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н, (далее – Правила) граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком.

Вместе с тем, с учетом установленного пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. №350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» шестимесячного периода ожидания для лиц, приобретших в 2019 году стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости истцу может быть назначена с 1 октября 2019 г.

Каких-либо ограничений по срокам обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии в период ожидания, установленный законом, действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.

Как следует из разъяснений, изложенных в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2006 г., утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г., рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.

Учитывая изложенное, решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием нового решения о возложении на УПФР обязанности назначить Жильцову А.Ю. страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 1 октября 2019 г.

В остальной части оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 16 марта 2020 г. отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периода службы в рядах Советской Армии с 1 января 1992 г. по 20 октября 1992 г. и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, принять в этой части новое решение.

Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Верхнем Уфалее Челябинской области обязанности включить Жильцову Андрею Юрьевичу в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, период службы в армии по специальности с 1 января 1992 г. по 20 октября 1992 г. и назначить ему страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 1 октября 2019 г.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Жильцова Андрея Юрьевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

11-6648/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Жильцов Андрей Юрьевич
Ответчики
ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.В. уфалее Челябинской области
Другие
Филиппова Елена Геннадьевна
ГБУЗ Городская больница г. Верхний Уфалей
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Жукова Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
26.05.2020Передача дела судье
18.06.2020Судебное заседание
26.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2020Передано в экспедицию
18.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее