Дело № 2а-4596/2020
73RS0002-01-2020-006526-91
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 16 декабря 2020 года
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Самылиной О.П.
при ведении протокола помощником судьи Баграмян К.С.
с участием заинтересованного лица Барабанова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» к судебному приставу-исполнителю межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Трошиной Наталье Анатольевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
областное государственное казенное учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» (далее – ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области») обратилось в суд с административным исковым заявлением к межрайонному отделению судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от исполнительского сбора. Административные исковые требования мотивированы тем, что 23.10.2020 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области в связи с неисполнением требований исполнительного документа о производстве ремонтно-строительных работ межмуниципальной дороги «Старые Маклауши – п. Труд» по исполнительному производству №-ИП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» в размере 50 000 руб. Данное постановление поступило в адрес административного истца 28.10.2020 года. Считает постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 23.10.2020 года необоснованным, поскольку у ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» отсутствует возможность исполнить решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 10.07.2019 года в один строительный сезон 2020 года. Вместе с тем решение суда частично исполнено и в настоящий момент продолжает исполняться, исполнительное производство о разработке проектного решения окончено, в материалы производства судебным приставам предоставлены предварительная ведомость объёмов работ и локальная смета стоимости работ, которые в установленном Законом № 44-ФЗ пройдут процедуру электронного аукциона с целью заключения контракта на выполнение работ по ремонту автодороги. Принимая во внимание, что до августа 2020 года был объявлен режим повышенной готовности (перевод сопутствующих организаций на удалённую работу, введение временного ограничения посещения организаций, в том числе в составе Правительства Ульяновской области), сдача документов в профильное ведомство для проведения электронного аукциона оказалась затруднительной. По указанной причине принято решение перенести организацию мероприятия по ремонту автодороги на 2021 год. С целью исполнения решения суда организованы работы по содержанию дорожного полотна автодороги «Старые Маклауши – п. Труд», заключён государственный контракт № с АО «Гипростроймост» на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог, в том числе на автодорогу «Старые Маклауши – п. Труд». Журналом производства работ и актами выполненных работ подтверждается содержание проезжей части гравийной автодороги «Старые Маклауши – п. Труд» в рамках заключённого контракта на содержание. Таким образом, до проведения ремонтных работ на автодороге осуществляются работы по содержанию проезжей части, обеспечивается проезд по автодороге. Для проведения ремонта необходимо выделение денежных средств из областного бюджета по установленным нормативам, прохождение процедуры аукциона. От исполнения решения Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 10.07.2019 года не уклоняется. Просит суд освободить ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» от взыскания исполнительского сбора по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №-ИП.
В соответствии со ст. 221 КАС РФ судом привлечены к участию в деле в качестве административных ответчиков судебный пристав-исполнитель межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Трошина Наталья Анатольевна, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – Барабанов Владимир Александрович.
Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области освобождено от участия в деле в качестве административного ответчика.
Представитель административного истца ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Ранее административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Трошина Н.А., представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области в судебном заседании не присутствовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Заинтересованное лицо Барабанов В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований. Пояснил, что решение суда не исполнено ответчиками по гражданскому делу № 2-2191/2019. По его жалобе постановлением об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление об окончании исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ. Применение к административному истцу штрафных санкций стимулирует к исполнению решения суда.
С учетом мнения Барабанова В.А., руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело по существу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему выводу.
Согласно ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В абзаце третьем статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» закреплено, что на судебных приставов возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 02.10. 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон «Об исполнительном производстве») исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Частью 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В силу положений статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет, устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», п. 78 постановления Пленума Верховного суда РФ № 50 от 17 ноября 2015 года «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Общие основания ответственности на нарушение обязательства предусмотрены в статье 401 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. При этом согласно пункту 2 статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Аналогичное разъяснение дано в п. 78 постановления Пленума Верховного суда РФ № 50 от 17 ноября 2015 года «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов возникающих в ходе исполнительного производства», в соответствии с которым исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Судом установлено, что согласно вступившим в законную силу решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 10 июля 2019 года исковые требования Барабанова Владимира Александровича к областному государственному казенному учреждению «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», Министерству промышленности и транспорта Ульяновской области удовлетворены.
Областное государственное казенное учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области обязаны разработать проект ремонта (определить состав и виды дорожных работ: капитальный ремонт, ремонт и содержание) дорожного полотна межмуниципальной дороги, расположенной на территории Майнского района Ульяновской области «Старые Маклауши – п. Труд», идентификационный № в соответствии со строительно-техническими нормами и правилами для дороги IV категории (интенсивность движения менее 1000 авт./сутки).
Областное государственное казенное учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области обязаны на основании проектного решения произвести ремонтно-строительные работы межмуниципальной дороги, расположенной на территории Майнского района Ульяновской области «Старые Маклауши – п. Труд», идентификационный №, в соответствии со строительно-техническими нормами и правилами для дороги IV категории (интенсивность движения менее 1000 авт./сутки) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В иске к администрации города Ульяновска отказано.
На основании исполнительных листов серии ФС №, серии ФС № по указанному решению суда в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ возбуждены исполнительные производства №-ИП в отношении должника ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», предмет исполнения: на основании проектного решения произвести ремонтно-строительные работы межмуниципальной дороги, расположенной на территории Майнского района Ульяновской области «Старые Маклауши – п. Труд», идентификационный № в соответствии со строительно-техническими нормами и правилами для дороги IV категории (интенсивность движения менее 1000 авт./сутки) в срок до ДД.ММ.ГГГГ; №-ИП в отношении должника ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», предмет исполнения: разработать проект ремонта (определить состав и виды дорожных работ: капитальный ремонт, ремонт и содержание) дорожного полотна межмуниципальной дороги, расположенной на территории Майнского района Ульяновской области «Старые Маклауши – п. Труд», идентификационный № в соответствии со строительно-техническими нормами и правилами для дороги IV категории (интенсивность движения менее 1000 авт./сутки).
В постановлениях о возбуждении исполнительного производства ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» предупреждено о том, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (5 дней) и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах, с него будет взыскан исполнительский сбор.
В материалы исполнительных производств ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» предоставлены предварительная ведомость объёмов работ и предварительная локальная смета на ремонт спорной автомобильной дороги.
Посчитав решение суда исполненным, судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ окончила исполнительное производство №-ИП в связи с исполнением требования исполнительного документа в полном объеме.
Рассмотрев жалобу Барабанова В.А. заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление от 10.09.2020 года об отмене постановления об окончании исполнительного производства №-ИП, возобновлено исполнительное производство.
Также посчитав решение суда исполненным, судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ окончила исполнительное производство №-ИП в связи с исполнением требования исполнительного документа в полном объеме.
Рассмотрев жалобу Барабанова В.А. заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления об окончании исполнительного производства №-ИП, возобновлено исполнительное производство.
Определением Засвияжского районного суда города Ульяновска от 02.10.2020 года в удовлетворении заявления ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» об отсрочке исполнения решения Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 10.07.2019 года отказано.
Вследствие неисполнения требования исполнительного документа по исполнительному производству №-ИП в установленный срок ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области вынес постановление о взыскании с должника ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Во исполнение решения суда в части содержания дорожного полотна административным истцом организованы работы по содержанию дорожного полотна автодороги «Старые Маклауши – п. Труд», заключён государственный контракт № с АО «Гипростроймост» на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог, в том числе на автодорогу «Старые Маклауши – п. Труд». Журналом производства работ и актами выполненных работ подтверждается содержание проезжей части гравийной автодороги «Старые Маклауши – п. Труд».
ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» в обоснование своей позиции об освобождении от исполнительского сбора указывает на отсутствие возможности исполнить решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 10.07.2019 года в один строительный сезон 2020 года, объявление режима повышенной готовности в связи с новой коронавирусной инфекцией (перевод сопутствующих организаций на удалённую работу, введение временного ограничения посещения организаций, в том числе в составе Правительства Ульяновской области).
При этом каких-либо доказательств, подтверждающих принятие мер по изысканию денежных средств для исполнения решения суда, составление проекта ремонта дорожного полотна межмуниципальной дороги, расположенной на территории Майнского района Ульяновской области «Старые Маклауши – п. Труд», идентификационный №, в соответствии со строительно-техническими нормами и правилами для дороги IV категории (интенсивность движения менее 1000 авт./сутки), подготовки документов к проведению аукциона, административным истцом не представлено.
Доводы об объявлении режима повышенной готовности в связи с новой коронавирусной инфекцией, осуществлении на спорной автомобильной дороге беспрерывного движения, доставки школьника в образовательное учреждение, не являются основанием для неисполнения решения суда.
Кроме того, решение суда вынесено 10 июля 2019 года, срок работ установлен до 01.09.2020 года. За прошедшее время ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» должен был предпринять все возможные меры для исполнения решения суда.
Обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств судом не установлено.
Оценив представленные доказательства, суд считает, что у судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области имелись основания для наложения на ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Вместе с тем суд учитывает факт организации административным истцом работ по содержанию дорожного полотна автодороги «Старые Маклауши – п. Труд», заключение государственного контракта № с АО «Гипростроймост» на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог, в том числе на автодорогу «Старые Маклауши – п. Труд».
В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», п. 78 постановления Пленума Верховного суда РФ № 50 от 17 ноября 2015 года «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов возникающих в ходе исполнительного производства» суд полагает возможным размер взысканного исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП уменьшить на одну четверть, то есть на сумму 12 500 рублей до размера 37 500 рублей.
Руководствуясь ст. 176 – 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административные исковые требования областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» к судебному приставу-исполнителю межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Трошиной Наталье Анатольевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от исполнительского сбора удовлетворить частично.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Трошиной Натальей Анатольевной от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ, на сумму 12 500 рублей до размера 37 500 рублей.
В удовлетворении административных исковых требований в большем размере отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.П. Самылина