Дело №3-151/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 17 декабря 2014 года
Пермский краевой суд в составе председательствующего судьи Филатовой Е.С. при секретаре Татарских К.И.,
с участием представителя заявителя К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сырыгина Л.М. об оспаривании кадастровой оценки земельного участка,
установил:
Сырыгин Л.М. обратился в Пермский краевой суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: ****, с кадастровым номером **, равной его рыночной стоимости в размере ** рублей по состоянию на 01.01.2013 (с учетом уточненных требований, л.д. 167-171).
Заявление мотивировано тем, что Сырыгин Л.М. является арендатором указанного выше земельного участка площадью 683 кв.м, с категорией земель: земли населенных пунктов, разрешенным использованием: для целей, не связанных со строительством (для увеличения ранее предоставленного под индивидуальный жилой дом земельного участка). Кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края», существенно превышает рыночную стоимость земельного участка, вследствие чего, принимая во внимание порядок определения размера арендной платы, установленный действующим законодательством, нарушаются права заявителя как плательщика арендной платы.
В обоснование рыночной стоимости спорного земельного участка Сырыгин Л.М. представил отчет об оценке № 24 от 02.09.2014, составленный ООО «название» на предмет определения рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года указанного земельного участка. Итоговая величина рыночной стоимости земельного участка в соответствии составила ** рублей.
В судебном заседании Сырыгин Л.М. участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на заявленных требованиях настаивал. Его представитель К. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» П. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В ранее представленном отзыве представитель заинтересованного лица С. просила отказать в удовлетворении заявления, указав, что сведения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной и утвержденной в соответствии с требованиями действующего законодательства, внесены на основании постановления Правительства Пермского края от 21.11.2013 № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края». Полагала представленный отчет ненадлежащим доказательством, поскольку в силу ст. 10 Федерального закона от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в качестве заказчика проведения оценки спорного земельного участка должен выступать его собственник, а не арендатор.
Представитель заинтересованного лица Правительства Пермского края Ф. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в письменном отзыве просила в удовлетворении заявления отказать, поскольку заявителю как арендатору право на совершение сделок непосредственно с объектом оценки (земельным участком) законодательством не предоставлено. Заключив договор аренды, заявитель согласился с ценой договора, в том числе с порядком ее определения. Установление кадастровой стоимости арендатором в размере рыночной является попыткой изменения в одностороннем порядке условий договора. Стороны договора аренды земельного участка обязаны в силу действующего законодательства руководствоваться ставками арендной платы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которая предписана соответствующим нормативным актом.
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Перми Д. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении требований отказать.
Заслушав объяснения К., исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»),
В силу ч. 5 ст. 4 приведенного Федерального закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п. 5 ст. 65 ЗК РФ)
Пунктами 2 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В силу п. 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты в Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 26.07.2010, были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в Закон была включена глава III. 1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Приведенная норма также содержит перечень документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости, в том числе, отчет, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости и положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом, и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
Государственная кадастровая оценка земель в Пермском крае, в том числе стоимость земельного участка, правообладателем которого на основании договора №159-120 от 31.07.2012 аренды земельного участка, заключенного с Департаментом земельных отношений администрации г. Перми (арендодатель), является Сырыгин Л.М. (арендатор), утвержденная постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних, (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края», определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 01.01.2013. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** определена в размере ** рубля (строка 23366 Приложения №4 к вышеназванному постановлению).
Заявителем представлены в суд отчет ООО «название» № 24 от 02.09.2014 и положительное экспертное заключение на него экспертов саморегулируемой организации оценщиков (Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация оценщиков «***») от 18.09.2014 за № **. В соответствии с отчетом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** на 01.01.2013 составляет ** рублей. Отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки, утвержденным Минэкономразвития РФ, правилам оценочной деятельности некоммерческого партнерства «***».
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного истцом отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, заинтересованными по делу лицами не представлено.
Относительно доводов представителей заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительства Пермского края, сводящихся к тому, что Сырыгин Л.М. как арендатор земельного участка, собственность на который не разграничена и предоставленного за счет городских земель, не обладает правом на оспаривание кадастровой оценки земельного участка, то они не могут быть приняты.
Согласно п.5 ст.65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ст. 6 Федерального закона от 29.071998 № 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки, при этом действующее законодательство не связывает возможность заключения договора на проведение оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект.
Как следует из договора №159-120 от 31.07.2012 аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, либо временного размещения на нем объекта (ов), не являющегося (ихся) недвижимым имуществом, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером **, площадью 683 кв.м и расположенный по адресу: ****, и приложения №2 к договору, арендная плата в соответствии с Законом Пермского края от 07.04.2010 №604-ПК «Об установлении размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки находящиеся, в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края» рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости земельного участка с применением соответствующих ставок и коэффициентов. Размер кадастровой стоимости для арендатора земельного участка является значимым. Следовательно, а также в соответствии со ст. 65, п. 3 ст. 66 ЗК РФ, ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Сырыгин Л.М. как арендатор вправе реализовать право на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего земельного участка, оспорить кадастровую стоимость земельного участка, поскольку наличие в кадастре стоимости, несоответствующей рыночной, нарушает права заявителя в частности, как владельца (арендатора) земельного участка.
С учетом изложенного требование Сырыгина Л.М. подлежит удовлетворению, кадастровую стоимость земельного участка ** следует установить равной его рыночной стоимости, определенной на основании отчета об оценке № ** от 02.09.2014, то есть ** рублей по состоянию на 01.01.2013.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Заявление Сырыгина Л.М. удовлетворить: установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для увеличения ранее предоставленного земельного участка, общей площадью 683 кв. м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере ** (**) рублей по состоянию на 01.01.2013.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 22 декабря 2014 года.
Судья – Е.С. Филатова
Решение не вступило в законную силу