РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2021 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Шаховцева В.В.,
при секретаре Толчевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-2729/2021 по иску Сергеева Евгения Владимировича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение мер социальной поддержки, как ветерану труда, и обязании их предоставления,
установил:
Сергеев Е.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение мер социальной поддержки, как ветерану труда и обязании их предоставления, ссылаясь на то, что он является ветераном труда.
В обоснование исковых требований указал, что он обратился в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением о предоставлении ему, как ветерану труда, меры социальной поддержки - ежемесячной денежной выплаты.
Однако в предоставлении мер социальной поддержки ему было отказано в связи с тем, что он не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости.
Истец просит суд:
- обязать ответчика предоставить ему меру социальной поддержки путем ежемесячной денежной выплаты, как ветерану труда (со дня получения удостоверения «Ветеран труда» 16 ДД.ММ.ГГГГ);
взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке.
Ответчик Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», 3-е лицо Министерство труда и социальной защиты Тульской области, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел необходимым рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Сергеев Е.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является ветераном труда в соответствии с Федеральным законом РФ «О ветеранах» и имеет соответствующее удостоверение, выданное ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением по вопросу назначения ежемесячной денежной выплаты, как ветерану труда.
Решением отдела социальной защиты населения по г. Туле от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении указанной меры социальной поддержки, поскольку он не достиг возраста, дающего право на трудовую пенсию.
В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Под предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст. 22 данного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493- ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Согласно ст. 13 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
В силу ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-3TO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004.
Суд установил, что основанием для отказа в предоставлении указанных мер социальной поддержки, послужил тот факт, что истец не достиг возраста, дающего право на пенсию.
Между тем, суд считает, что указанная позиция, не согласуется с положениями Закона Тульской области № 493-3TO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный Закон сам по себе не связывает право на получение указанной выше меры социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
При таких обстоятельствах, проанализировав правовые нормы, регулирующие порядок реализации мер социальной поддержки ветеранам, суд приходит к выводу о том, что законодатель при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся ветеранам до указанной даты, определяя меры социальной поддержки ветеранам труда, реализуемые в виде получения льгот, замененных денежной компенсацией (ст. 7 ЗТО от 28.12.2004 № 493-3TO) дополнительным условием в виде достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию не ограничил.
Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению прав истца, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.
Исходя из приведенных выше обстоятельств, требования истца о возложении на ГУ ТО УСЗН Тульской области обязанности по назначению ежемесячной денежной выплаты подлежит удовлетворению.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области» «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
Установив, что истец, имеющий удостоверение «Ветеран труда», ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки по ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-3TO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», суд приходит к выводу об обязании ответчика ГУ ТО «УСЗН Тульской области» назначить и выплачивать истцу как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, а не со дня выдачи удостоверения «Ветеран труда», как об этом просит истец.
Из чека - ордера от ДД.ММ.ГГГГ Сбербанка РФ следует, что истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.
Суд считает, что правовых оснований для отказа истцу во взыскании с ответчика в его пользу судебных расходов не имеется, поскольку действующее процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.
Освобождение ответчика от уплаты государственной пошлины не освобождает его от несения бремени судебных расходов в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, в том числе и судебных расходов на уплату государственной пошлины, понесенных истцом, требования которого были удовлетворены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Сергеева Евгения Владимировича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение мер социальной поддержки, как ветерану труда, и обязании их предоставления - удовлетворить.
Признать отказ отдела социальной защиты населения по г. Туле ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» в назначении меры социальной поддержки Сергееву Евгению Владимировичу незаконным.
Признать право Сергеева Евгения Владимировича на получение меры социальной поддержки путем назначения ему ежемесячной денежной выплаты, как ветерану труда, с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» предоставить Сергееву Евгению Владимировичу меру социальной поддержки путем назначения ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в пользу Сергеева Евгения Владимировича оплаченную им государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца.
Председательствующий: В.В. Шаховцев