Решение по делу № 2-638/2021 ~ М-490/2021 от 02.04.2021

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижнеудинск                                    26 мая 2021 года

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Папиной Е.П., при секретаре Бичахчян С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-638/2021 по иску Государственного казенного учреждения Иркутской области «Служба заказчика Иркутской области» к Ивановой О.В. о взыскании денежных средств социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения,

установил:

Государственное казенное учреждение Иркутской области «Служба заказчика Иркутской области» (далее Служба) обратилось в суд с исковым заявлением к Ивановой О.В. о взыскании денежных средств социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения.

В обоснование исковых требований указано, что 09.10.2019 ответчик Иванова О.В. обратилась к истцу с заявлением о выдаче свидетельства, удостоверяющего право получения социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. 01.11.2019 Ивановой О.В. было выдано свидетельство, удостоверяющее предоставление социальной выплаты в размере <данные изъяты> 21.11.2019 ответчик обратилась в Службу с заявлением о перечислении первой части социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в размере 50% указанной в свидетельстве суммы – <данные изъяты> Срок действия свидетельства истек 15.12.2020 и ответчик с заявлением о перечислении второй части социальной выплаты в Службу не обратилась. Денежные средства социальной выплаты имеют строго целевой характер, однако доказательств целевого использования предоставленных средств социальной выплаты ответчиком не представлено. Просит взыскать с Ивановой О.В. денежные средства социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в размере <данные изъяты>

Представитель истца по доверенности Наезжая Л.В. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

Ответчик Иванова О.В., надлежащим образом извещённая о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, не сообщила об уважительных причинах неявки и не просила о рассмотрении дела в её отсутствие, в соответствии со ст.233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Третьи лица Иванов С.В., Иванова А.С., Иванова Е.С., Иванов В.С. в судебное заседание не явились.

Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. «з» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Федеральным законом от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст.2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах, международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно п. «в» ст.8 Федерального закона №68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со ст.80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с подп. «а» п.1 ст.11 Федерального закона №68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

В силу п.1 ст.18 Федерального закона №68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Под чрезвычайной ситуацией согласно ст.1 Закона №68-ФЗ понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В соответствии с п.2 ст.18 вышеназванного Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона №68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26.06.2019 №934 был введён режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уде.

Указом Губернатора Иркутской области от 27.06.2019г. №134-уг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27.06.2019г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 03.07.2019г. №316 «О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования, а в подп. «б» п.2 данного Указа Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья.

В силу п.2, подп. «а» п.3 Правил предоставления в 2019 г. иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации 18.07.2019г. №916, трансферт предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, в том числе на предоставление социальных выплат гражданам, указанным в п.4 Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации.

Пунктом 9 Правил определено, что порядок и условия предоставления социальных выплат гражданам, указанным в п.4 Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Иркутской области или осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в п.4 Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения или строительства которых предоставляется трансферт, устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.

Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

В соответствии с п.8 данного Положения социальная выплата предоставляется в том числе гражданину, который самостоятельно произвел работы по капитальному ремонту жилого помещения, а в силу п.10 положения право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, срок действия свидетельства ограничивается 15.12.2020.

В силу п.25 Положения в случае проведения капитального ремонта поврежденного жилого помещения гражданином (гражданами) своими силами перечисление социальной выплаты осуществляется двумя частями по 50% от размера социальной выплаты, указанного в свидетельстве.

Подпунктом 3 п.27 Положения предусмотрено, что к заявлению о перечислении выплаты прилагаются документы, подтверждающие направление социальной выплаты гражданином (гражданами) на капитальный ремонт жилого помещения (чеки, товарные чеки, договоры подряда с калькуляцией затрат, акты приема-передачи выполненных работ (услуг), расписки, квитанции об оплате работ (услуг) по договору подряда и другие), - в случае использования гражданином (гражданами) социальной выплаты для покрытия собственных расходов на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения своими силами.

Согласно п.38 Положения в случае расторжения трехстороннего договора подряда (договора на ремонт) средства социальной выплаты (части социальной выплаты), предоставленной гражданину (гражданам), подлежат возврату в областной бюджет.

Согласно п.39 Положения в случае представления гражданином (гражданами) либо его (их) представителем недостоверных сведений, содержащихся в заявлениях (совместных заявлениях) и документах, повлекших незаконное предоставление социальной выплаты (части социальной выплаты), ущерб, причиненный областному бюджету, возмещается в порядке, установленном законодательством.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 12.10.2011 Иванова О.В. является собственником 1/5 доли в общей долевой собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>.

Из акта обследования жилого дома межведомственной комиссией Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области от 27.09.2019 №3076 усматривается, что жилой дом находился в зоне затопления и был подтоплен в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования.

На основании соответствующего заключения межведомственной комиссии № 3076 от 27.09.2019 администрация Нижнеудинского муниципального образования вынесла постановление от 25.09.2019 №1564 о признании дома подлежащим капитальному ремонту.

09.10.2019 с вышеназванными документами ответчик обратилась в ГКУ Иркутской области «Служба заказчика Иркутской области» с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения по адресу: <адрес обезличен> и ей было выдано свидетельство номер обезличен на сумму <данные изъяты>

21.11.2019 Иванова О.В. обратилась с заявлением в ГКУ Иркутской области «Служба заказчика Иркутской области» с заявлением о перечислении части социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в размере 50% в сумме <данные изъяты>

Платежным поручением номер обезличен от дата обезличена подтверждается перечисление Ивановой О.В. социальной выплаты на капитальный ремонт по свидетельству номер обезличен от 01.11.2019 в сумме <данные изъяты>

Удовлетворяя иск, суд принимает во внимание, что согласно положениям ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 ГК РФ. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Отсутствие надлежащего правового основания для обогащения как условие его неосновательности означает, что ни нормы законодательства, ни условия сделки не позволяют обосновать правомерность обогащения. Таким образом, одним из условий возникновения неосновательного обогащения является отсутствие правовых оснований и (или) договора (сделки) для приобретения имущества одним лицом за счет другого лица.

В силу ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если самим обязательством не предусмотрено иное; имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Доказательств использования полученных средств, имеющих строго целевой характер, на капитальный ремонт жилого помещения ответчик суду не представила.

В соответствии с особенностями предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения и распределении бремени доказывания на истце лежит обязанность доказать, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение, обогащение произошло за счёт истца, размер данного обогащения. В свою очередь, ответчик должен доказать отсутствие на его стороне неосновательного обогащения за счёт истца, либо наличие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения, предусмотренного ст.1109 ГК РФ.

Таким образом, полученная ответчиком социальная выплата на капитальный ремонт жилого помещения подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения ввиду наличия недобросовестности в действиях ответчика, не представившего доказательств использования предоставленных на капитальный ремонт жилого помещения, по прямому назначению.

Доказательств, опровергающих этот вывод суда, ответчиком не представлено.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.35 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд. В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3222 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Государственного казенного учреждения Иркутской области «Служба заказчика Иркутской области» к Ивановой О.В. о взыскании средств социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения удовлетворить.

Взыскать с Ивановой О.В. денежные средства социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в размере <данные изъяты>

Взыскать с Ивановой О.В. государственную пошлину в размере 3222 руб.

    Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Судья                                                                         Е.П. Папина

Решение в окончательной форме принято 31.05.2021

2-638/2021 ~ М-490/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГКУ Иркутской области "Служба заказчика Иркутской области"
Ответчики
Иванова Оксана Владимировна
Другие
Информация скрыта
Иванов Сергей Владимирович
Иванова Анна Сергеевна
Суд
Нижнеудинский городской суд Иркутской области
Судья
Папина Елена Петровна
Дело на странице суда
nizhneudinsky--irk.sudrf.ru
02.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2021Передача материалов судье
07.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2021Судебное заседание
31.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
10.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2021Копия заочного решения возвратилась невручённой
05.08.2021Дело оформлено
06.08.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее